город Москва |
|
04 июля 2013 г. |
Дело N А40-103344/12-106-484 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Нужнова С.Г., Ананьиной Е.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Купатадзе Н.В., доверенность от 04.09.2012 N 05-17/058476;
от ответчиков: представители не явились, извещены;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 27 июня 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ИФНС России N 4 по г. Москве
на решение от 30 ноября 2012 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кузнецовой С.А.,
на постановление от 28 марта 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-103344/12-106-484
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве
о признании недействительными решений, записи
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново, обществу с ограниченной ответственностью "Асмейл" (ОГРН: 1103702009134),
третьи лица: Кочи Вадим Юрьевич, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве (далее - ИФНС России N 4 по г. Москве) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново от 22.06.2011 N 7188, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись от 22.06.2011 ГРН 2113702154289 о государственной регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Асмейл" (ОГРН: 1103702009124), признании недействительной записи от 22.06.2011 ГРН 2113702154289 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о почтовом адресе ООО "Асмейл", а также признании недействительным пункта 2 решения единственного участника ООО "Асмейл" от 10.06.2011 в части изменения адреса Общества.
Решением от 30 ноября 2012 года Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявления ИФНС России N 4 по г. Москве в полном объеме, исходя из того, что заявитель не представил неопровержимых доказательств того, что решение единственного участника Общества об изменении местонахождения юридического лица не соответствует требованиям законодательства. В части требований о признании недействительным решения Инспекции, суд указал на отсутствие у налогового органа на момент принятия оспариваемого решения оснований для отказа в регистрации, ввиду отсутствия прав на проведение правовой экспертизы представленных документов.
Отказывая в удовлетворении заявления в части признания недействительной записи в реестре, суд указал, что при осуществлении государственной регистрации с нарушением закона оспариванию должна подлежать не запись о регистрации, а решение о государственной регистрации, являющееся ненормативным правовым актом.
Постановлением от 28 марта 2013 года Девятый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции изменил; признал недействительным решение ИФНС России по г. Иваново от 22.06.2011 N 7188, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись от 22.06.2011 ГРН 2113702154289 о государственной регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Асмейл" (ОГРН: 1103702009124); в удовлетворении остальной части заявленных ИФНС России N 4 по г. Москве требований отказал.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ИФНС России N 4 по г. Москве обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в части неудовлетворенных требований и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Ответчики и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, кассационная инстанция находит постановление апелляционного суда подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе, по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (далее - Положения) Федеральная налоговая служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В силу пункта 4 Положения, Федеральная налоговая служба России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налоговых органов на предъявление исков (заявлений) в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 934-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.
Данное положение закреплено в статьях 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которыми также установлен основной принцип правового регулирования отношений в сфере информации, а именно, принцип достоверности информации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52, пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должно определяться место его нахождения.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав должен содержать сведения о месте нахождения юридического лица.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 4 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В этой связи, местонахождение юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров.
Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному в учредительных документах адресу, препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения учредительных документов юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
Изменения в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью, в том числе в части изменения юридического адреса общества вносятся по решению общего собрания участников общества (пункт 4 статьи 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"), которое в данном случае оформлено пунктом 2 решения единственного участника ООО "Асмейл" от 10.06.2011.
Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, определен статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ сведения, содержащиеся в учредительных документах и в заявлении должны быть достоверными и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Статьей 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено привлечение к ответственности заявителей за предоставление недостоверных сведений.
Учитывая указанные требования норм права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение общего собрания участников общества в части сведений о месте нахождения юридического лица должно соответствовать требованиям достоверности указанных сведений.
Как установлено судом, согласно представленному в налоговый орган решению единственного участника ООО "Асмейл" от 10.06.2011, общество пунктом 2 протокола изменило местонахождение общества на адрес: 119019, г. Москва, ул. Арбат, д. 4, стр. 1-1А, офис 24.
Вместе с тем, после постановки на учет данного юридического лица по месту его государственной регистрации - ИФНС России N 4 по г. Москве, налоговым органом проведена проверка, в ходе которой установлено, что дом, в котором якобы располагается ООО "Асмейл", представляет собой непригодное не только для расположения там офиса общества, но и невозможное для нахождения людей здание (без пола, дверей, полового покрытия и т.д.), о чем свидетельствуют представленные в дело фотографии, поскольку с ноября 2011 года здание находится на капитальном ремонте. Тем более, в таком разрушенном помещении не может быть офиса 24, как это указано в решении общества о смене адреса.
Кроме того, согласно пояснениям собственника здания - Кочи Вадима Юрьевича, (Свидетельство на праве собственности от 27.10.2011 N 77-АН 466497), кому-либо помещения в ремонтируемом здании не передавались, никаких юридических действий не осуществлялось, тем более не заключался договор аренды с ООО "Асмейл", по причине нахождения здания на ремонте. Так же Кочи В.Ю. в Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве представлено заявление от 11.03.2012, в котором он просит без его письменного согласия не осуществлять государственную регистрацию юридических лиц по адресу: 119019, г. Москва, ул. Арбат, д. 4, стр. 1-1А, офис 24.
Согласно составленному Акту от 05.07.2012 инспекцией также не установлено и местонахождение органов управления юридического лица ООО "Асмейл" по адресу: 119019, г. Москва, ул. Арбат, д. 4, стр. 1-1А, офис 24, по причине отсутствия помещения как такового, в котором они могли быть расположены.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что даже на момент проверки здания в июле 2012 года, оно находилось в абсолютно непригодном для нахождения в нем людей, а тем более, организации офисов, состоянии.
Вместе с тем, в настоящем конкретном случае данные обстоятельства не могут подтверждать невозможность изменения местонахождения общества в июне 2011 года с учетом государственной регистрации права собственности Кочи В.Ю. в октябре 2011 года и установлением налоговым органом факта капитального ремонта с ноября 2011 года.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что налоговый орган не представил неопровержимых доказательств того, что решение единственного участника ООО "Асмейл" от 10.06.2011 об изменении местонахождения общества на адрес: 119019, г. Москва, ул. Арбат, д. 4, стр. 1-1А, офис 24, оформленное пунктом 2 решения единственного участника ООО "Асмейл" от 10.06.2011, не соответствует требованиям законодательства, в связи с чем требование налогового органа о признании недействительным пункта 2 протокола решения единственного участника ООО "Асмейл" от 10.06.2011 в части изменения юридического адреса общества, является необоснованным.
В порядке, установленном законодательством, ООО "Асмейл" обратилось в ИФНС России по г. Иваново с заявлением Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно: в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица.
После рассмотрения представленных документов ИФНС России по г. Иваново принято решение от 22.06.2011 N 7188, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись от 22.06.2011 ГРН2113702154289 о государственной регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "Асмейл" (ОГРН 1103702009124).
Статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 данной статьи, основаниями для отказа в государственной регистрации являются непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Таким образом, отказ в государственной регистрации допускается только в случаях, установленных законом. Других оснований для отказа в регистрации юридических лиц данный закон не предусматривает.
Поскольку в данном случае заявителем не представлены неопровержимые доказательства того, что обществом были представлены недостоверные сведения местонахождения органов управления ООО "Асмейл" по адресу: 119019, г. Москва, ул. Арбат, д. 4, стр. 1-1А, офис 24, а у налогового органа формально на момент принятия решения основания для отказа о внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ не имелись по причине отсутствия прав на проведение правовой экспертизы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным решения налогового органа о внесении записи в ЕГРЮЛ.
Кроме того, согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ государственной регистрацией юридических лиц являются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Законом.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, служит основанием для внесения той или иной записи в определенный государственный реестр.
При осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должна подлежать не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов. Решение о государственной регистрации, также как и решение об отказе в государственной регистрации, а не сама запись в ЕГРЮЛ, имеют явно выраженный ненормативный характер и являются ненормативными актами, которые могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, требования налогового органа о признании недействительной записи за ГРН 2113702154289 от 22.06.2011 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о почтовом адресе ООО "Асмейл", также не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2013 года по делу N А40-103344/12-106-484 отменить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2012 года по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
С.Г. Нужнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.