город Москва |
|
17 июля 2013 г. |
Дело N А40-55560/12-105-513 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Стрельникова А.И., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от истца: Имедашвили А.Ю., доверенность от 15.02.2013 N Д-56/3; Алферов И.А., доверенность от 28.12.2012 N Д-414/4; Федотов И.Б., доверенность от 19.12.2012 N Д-409/8; Миронова А.О., доверенность от 29.01.2013 N Д-34/4;
от ответчика: Карнаух О.Т., доверенность от 21.06.2013 N 4-47-286/3-1;
от третьих лиц: от Департамента городского имущества города Москвы: Карнаух О.Т., доверенность от 27.02.2013 N ДГИ-Д-123/13; от ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ, ООО "Товарищество театральных архитекторов", ООО "КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР "КРАСНЫЕ ХОЛМЫ", ОАО "Фирма "Реновация", Префектуры ЦАО г. Москвы, Управления Росреестра по Москве, Министерства культуры Российской Федерации: представители не явились, извещены;
рассмотрев 10 июля 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - Правительства Москвы
на решение от 10 декабря 2012 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Никоновой О.И.,
на постановление от 22 февраля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Овчинниковой С.Н., Тетюком В.И., Стешаном Б.В.,
по делу N А40-55560/12-105-513
по иску открытого акционерного общества "Москва-Красные Холмы" (ОГРН: 1027739132410)
о выделении в натуре в собственность доли в общем имуществе, признании права собственности, об обязании Правительства Москвы подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта
к Правительству Москвы (ОГРН: 1027739813507),
третьи лица: ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ, общество с ограниченной ответственностью "Товарищество театральных архитекторов", общество с ограниченной ответственностью "КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР "КРАСНЫЕ ХОЛМЫ", Департамент городского имущества города Москвы, открытое акционерное общество "Фирма "Реновация", Префектура Центрального административного округа города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Министерство культуры Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Москва-Красные Холмы" (далее - ОАО "Москва-Красные Холмы") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Москвы о выделении в натуре в собственность ОАО "Москва-Красные Холмы" долю ОАО "Москва-Красные Холмы" в общем имуществе, созданном в результате исполнения Контракта по реализации Проекта Российского Культурного Центра на территории города Москвы (Центральный административный округ) от 30.01.1995 и состоящем из двух нежилых зданий, имеющих адресные ориентиры: г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 7, и г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 11, в следующем виде:
- нежилое здание, общей площадью 16.270,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 7, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307352);
- нежилое здание, общей площадью 3.457,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 11, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307599);
о признании за ОАО "Москва-Красные Холмы" (ОГРН 1027739132410) права собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое здание, общей площадью 16270,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 7, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307352);
- нежилое здание, общей площадью 3.457,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 11, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307599);
об обязании Правительства Москвы (Администрация) подписать с ОАО "Москва-Красные Холмы" (Инвестор), ОАО "Фирма "Реновация", Фирмой "ЭНКА Иншаат ве Санайи А.Ш." Акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 30.01.1995 (реестровый номер 13-000038-5001-0012-00001-05 от 27.01.2005) в редакции дополнения от 18.07.2003 по строительству комплекса зданий Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста по адресу: г. Москва, Космодамианская наб., вл. 52 (строительный адрес).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены частично: выделена в натуре в собственность ОАО "Москва-Красные Холмы" доля ОАО "Москва-Красные Холмы" в общем имуществе, созданном в результате исполнения Контракта по реализации Проекта Российского Культурного Центра на территории города Москвы (Центральный административный округ) от 30.01.1995 и состоящем из двух нежилых зданий, имеющих адресные ориентиры: г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 7, и г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 11, в следующем виде:
- нежилое здание, общей площадью 16.270,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 7, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307352);
- нежилое здание, общей площадью 3.457,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 11, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) 1250/2 (04307599).
В остальной части иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Правительство Москвы обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление в удовлетворенной части отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении исковых требований в данной части.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица - ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ, ООО "Товарищество театральных архитекторов", ООО "КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР "КРАСНЫЕ ХОЛМЫ", ОАО "Фирма "Реновация", Префектура ЦАО г. Москвы, Управление Росреестра по Москве, Министерство культуры Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика и третьего лица - Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 13.09.1994 N 775 "О предоставлении в пользование Министерству культуры Российской Федерации земельного участка на стрелке у Краснохолмского моста под строительство Российского культурного центра (Центральный административный округ)" по предложению Министерства культуры Российской Федерации было создано акционерное общество закрытого типа "Москва-Красные Холмы" (в настоящее время: ОАО "Москва-Красные Холмы"). Учредителями истца являлись, в том числе, Правительство Москвы, ООО "Товарищество театральных архитекторов".
На основании Постановления N 775 между Правительством Москвы (ответчик) и истцом был заключен Договор аренды земель в г. Москве от 23.12.1994 N М-01-001515 в соответствии с которым истцу был передан в пользование на условиях аренды земельный участок, площадью 71.357 кв.м, расположенный в Центральном административном округе г. Москвы вблизи Краснохолмского моста для строительства и последующей эксплуатации зданий и других помещений Российского культурного центра сроком на 49 лет (пункты 1.1, 1.3, 2.1 Договора аренды земельного участка).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 775 функции заказчика по проектированию и строительству Российского культурного центра были возложены на истца.
Впоследствии между ответчиком, Министерством культуры Российской Федерации, истцом и Фирмой "ЭНКА Иншаат ве Санайи А.Ш." 30.01.1995 был заключен контракт по реализации Проекта Российского культурного центра на территории города Москвы (Центральный административный округ) с целью реализации Проекта создания Российского культурного центра на стрелке Краснохолмского Моста (пункт 2.1 Контракта).
В соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 20.02.2003 N 257-РП "О строительстве здания гостиницы по Космодамианской набережной" 18.07.2003 было подписано дополнение к контракту по реализации проекта Российского культурного центра от 30.01.1995, в котором были согласованы новые сроки исполнения ряда обязательств по проектированию и строительству объектов Культурного Центра.
В статье 1 Контракта ("Определения") его стороны определили Проект как "Инвестиционный проект, включающий все организационные и технические мероприятия по строительству Российского культурного центра "под ключ" в соответствии с западными стандартами с полным комплексом строительных, монтажных, отделочных и инженерных работ, с учетом действующих норм и правил на территории города Москвы; а также все организационно-административные действия по получению Сторонами имущественных прав на Российский культурный центр в соответствии с положениями и условиями данного Контракта". Соответственно, предметом Контракта является участие его сторон в реализации Проекта с последующим получением права собственности на причитающиеся каждой стороне построенные объекты. Из статьи 1 Контракта также следует, что "Объектом" признается "любое здание, сооружение, какая-либо независимая часть здания, с соответствующими подземным гаражом и инженерными сетями" (далее - Объект).
Учитывая положения Контракта, Фирма ЭНКА также вошла в состав акционеров истца (пункт 2.3 Контракта) и приняла на себя ряд обязательств имущественного и организационного характера.
В настоящее время акционером истца по прежнему является город Москва в лице Департамента имущества города Москвы, которому принадлежат 20% акций истца.
В соответствии с пунктом 2.4 Контракта строительство Объектов Российского культурного центра должно было осуществляться в 5 очередей:
1-я очередь: "строительство зданий и помещений общей площадью 20.000 кв.м, в состав которой входит примерно 16.000 кв.м, коммерческих и жилых зданий и помещений, примерно 2.000 кв.м, подземной автостоянки и примерно 2.000 кв.м, общей площади объектов культурно-общественного обслуживания: ресторанов, объектов здравоохранения, магазинов, выставочных залов и конференцзал";
2-я очередь: "офисы, апартаменты и соответствующая подземная автостоянка, часть Объектов культурно-общественного обслуживания: театр, выставочный зал, магазин, кафе, ресторан";
3-я очередь: "офисы, апартаменты, гостиница, часть Объектов культурно-общественного обслуживания, торговые помещения, предприятия питания, подземная автостоянка";
4-я очередь: "Культурные Объекты и подземная автостоянка, ресторан";
5-я очередь: "Спортивно-оздоровительные сооружения и благоустройство сквера".
Контрактом (пункты 9.3, 9.4 и 9.5) на истца были возложены обязательства по осуществлению функции заказчика по реализации Проекта, за исключением строительства Объектов культуры и спорта, а также по финансированию (в том числе, за счет кредитных средств) строительства Объектов (выполнению функций инвестора) 2-й, 3-й, 4-й и 5-й очередей строительства, за исключением финансирования Объектов культуры и спорта.
На основании Контракта (пункты 2.3, 8.1, 8.3) Фирма ЭНКА обязалась профинансировать строительство Объектов 1-ой очереди Проекта в объеме, необходимом для строительства 20.000 кв.м, общей площади на условиях "под ключ", выполнить функции Генерального подрядчика по строительству всего комплекса зданий и сооружений Культурного Центра, включая Объекты культуры и спорта (при условии соответствующего финансирования объектов коммерческого назначения со стороны истца и Объектов культуры и спорта - со стороны ответчика), и обеспечить сдачу Объектов в эксплуатацию, кроме того "выделить 3.200.000 долларов США на своевременное переселение жильцов расположенных на Земельном участке жилых домов, подлежащих сносу".
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта после окончания строительства в собственность истца должны перейти все построенные Объекты, за исключением "Объектов культуры и спорта".
Контрактом (пункты 2.6, 8.3) предусмотрено, что финансирование строительства Объектов культуры и спорта должно было осуществляться "за счет дивидендов российских партнеров истца, с привлечением других источников", при этом после окончания строительства Объекты культуры и спорта перейдут в собственность "Российских партнеров" истца.
Перечень Объектов культуры и спорта, их ориентировочная общая площадь, должны были определяться в приложении N 9 к Контракту (с возможностью уточнения и детализации при разработке проектной документации на 2-ю - 5-ю очереди строительства).
Доказательства заключения приложение N 9 к Контракту отсутствуют.
Контрактом также предусмотрено, что истец самостоятельно принимает решения по использованию помещений Объектов, при этом Контрактом установлено, что "87% общей площади Объектов, построенных на Земельном участке, будет использоваться в коммерческих целях, а 13% общей площади Объектов будет использоваться в качестве Объектов культуры и спорта".
Учитывая положения Контракта, ответчиком были приняты следующие решения:
- решение о создании Государственного открытого акционерного общества "Российский культурный центр "Красные Холмы" для строительства и эксплуатации Объектов культуры и спорта Российского культурного центра; 100% акций указанного акционерного общества находились в собственности города Москвы (Постановление Правительства Москвы от 24.06.1997 N 475 "О создании Государственного открытого акционерного общества "Российский культурный центр "Красные Холмы");
- решение о финансировании строительства в рамках Проекта Объектов культуры и спорта за счет дивидендов, получаемых ответчиком как акционером истца за счет прибыли, получаемой "от эксплуатации коммерческой части Российского культурного центра" с привлечением при необходимости дополнительных финансовых средств (Постановление Правительства Москвы от 18.08.1998 N 640 "О строительстве объектов культуры и спорта Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста");
- решение о строительстве многофункционального концертно-филармонического комплекса "Московский международный Дом музыки" в составе Объектов культуры и спорта Культурного Центра на стрелке у Краснохолмского моста с финансированием проектирования и строительства объекта за счет внебюджетных источников, а также дивидендов, получаемых городом от деятельности ЗАО "Москвы-Красные Холмы" (пункты 1 и 2 Постановления Правительства Москвы от 20 04.1999 N 346 "О строительстве Московского международного Дома музыки в составе объектов культуры и спорта Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста".
Из условий Контракта следует, что определение субъекта, у которого возникнет право собственности на соответствующие Объекты (как результаты реализации Проекта), прямо обусловлено обязанностью такого субъекта осуществить финансирование строительства этих Объектов (за исключением Объектов 1-ой очереди, финансирование строительства которых осуществлялось Фирмой ЭНКА).
Контрактом, как это следует из пункта 2.4, установлено принципиальное деление всех Объектов по функциональному назначению и использованию на две категории: Объекты культуры и спорта ("Культурные Объекты", а также "Спортивно-оздоровительные сооружения") и иные Объекты, к которым, в частности относятся "Объекты культурно-общественного обслуживания (рестораны, кафе, объекты здравоохранения, магазины, выставочные залы и конференцзал)".
На основании Контракта в соответствии с разработанной проектной документацией, применимыми градостроительными и строительными нормами на Земельном участке всего было построено 11 объектов капитального строительства, общей площадью 167.274,70 кв.м, из которых:
- Объекты, которые по своему назначению не являются Объектами культуры и спорта, имеющие адресные ориентиры: г. Москва, Космодамианская наб., 52, со строения 1 по строение 7 включительно, строение 11, строение 13, общей площадью 128.309,3 кв.м, составляют 76,71% (округленно) общей площади Объектов, возведенных на Земельном участке; и
- Объекты культуры и спорта, имеющие адресные ориентиры: г. Москва, Космодамианская наб., 52, строение 8 и строение 10, общей площадью 38.965,4 кв.м, составляют 23,29% (округленно) общей площади Объектов, возведенных на Земельном участке.
Строительство и ввод в эксплуатацию Объектов культуры и спорта были завершены в декабре 2002 года (Распоряжение Правительства Москвы от 31.12.2002 N 2119-РП "Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию Московского международного Дома музыки по адресу: Космодамианская наб., вл. 52, стр. 8, 10".
Суды принимая во внимание условия Контракта (пункт 2.7: "... понимается, что 87% общей площади Объектов, построенных на Земельном участке, будет использоваться в коммерческих целях, а 13% общей площади Объектов будет использоваться в качестве Объектов культуры и спорта"), после ввода в эксплуатацию в 2002 году Объектов культуры и спорта и государственной регистрации прав собственности города Москвы на названные Объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.04.2004 на годовом общем собрании акционеров истца было принято решение "все оставшиеся объекты, подлежащие строительству на территории РКЦ, будут коммерческими и являться собственностью ОАО "МКХ" (Протокол от 16.04.2004 N 21.
Стороны Контракта, по результатам ввода в эксплуатацию Объектов (за исключением Объектов культуры и спорта) составляли и подписывали Акты о результатах частичного исполнения Контракта в отношении построенных в рамках Проекта Объектов.
Акты были составлены в отношении объектов, имеющих следующие адресные ориентиры: г. Москва, Космодамианская наб., 52, со строения 1 по строение 6 включительно, строение 13. На все перечисленные Объекты в соответствии с условиями Контракта было зарегистрировано право собственности истца.
По результатам завершения строительства и ввода в эксплуатацию Объектов культуры и спорта (адресные ориентиры: г. Москва, Космодамианская наб., 52, строение 8 ("Московский международный Дом музыки") и строение 10 ("Информационно-творческий центр") акты о результатах частичного исполнения Контракта не составлялись, однако, также в соответствии с условиями Контракта, на указанные Объекты культуры и спорта было зарегистрировано право собственности города Москвы (с правом оперативного управления ГУК г. Москвы "Московский международный Дом музыки" в отношении здания Московского международного Дома музыки) (Постановление Правительства Москвы от 06.08.2002 N 616-ПП "О создании государственного учреждения культуры города Москвы "Московский международный Дом музыки").
Распоряжением Правительства Москвы от 31.12.2008 N 3171-РП "О завершении работ по строительству комплекса зданий Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста" (Приложение N 10 к настоящему Исковому заявлению) срок строительства комплекса зданий Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста, включая здание 5-й очереди строительства на земельном участке по адресу: Краснохолмский мост, мкр. стрелка, Космодамианская наб., вл. 52, был продлен до 31.08.2009, Префектуре ЦАО г. Москвы было поручено подготовить и обеспечить утверждение актов о результатах частичной реализации Контракта "в отношении всех для этого возможных объектов, построенных в рамках инвестиционного проекта, предусматривающего строительство Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста" и направить копии утвержденных актов о результатах частичной реализации Контракта "в отношении всех построенных объектов Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста в Департамент экономической политики и развития города Москвы".
Распоряжением Правительства Москвы от 27.05.2010 N 1027-РП "О внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Москвы" срок выполнения в целом указанного выше Распоряжения N 3171-РП был продлен до IV квартала 2010 года.
В связи с завершением в 2010 году строительства последних в рамках исполнения Контракта Объектов, имеющих адресные ориентиры: г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 11 (2-ая очередь строительства; выданное на имя истца Разрешение на строительство N RU77130000-002133 от 12.05.2008; выданное на имя истца Разрешение на ввод в эксплуатацию N RU77130000-002671 от 12.02.2010 (далее - "Строение 11"), и г. Москва, Космодамианская наб., 52, стр. 7 (5-ая очередь строительства; выданное на имя истца Разрешение на строительство N RU77130000-001657 от 21.01.2008; выданное на имя истца Разрешение на ввод в эксплуатацию N RU77130000-002655 от 29.01.2010 10.02.2010 истец обратился в Префектуру ЦАО г. Москвы (Письмо от 10.02.2010 N ГД-25) с уведомлением о полном завершении строительства комплекса зданий Культурного Центра и просьбой оформить итоговый акт о выполнении Контракта.
В соответствии с условиями Контракта, истец выступал заказчиком разработки проектной документации и строительства строения 7 и строения 11, осуществлял финансирование строительства строения 7 и строения 11, принимал результаты выполненных работ, что подтверждается, в частности:
- Контрактом N 0-34/2006 между истцом и ООО "Товарищество театральных архитекторов" на разработку "Проекта", оказание услуг и получение согласований на стадии "Проект" 5-й очереди строительства с прилегающей территорией Российского Культурного Центра на территории ОАО "Москва-Красные Холмы" от 20.07.2006 с Актами от 19.12.2006 N 1, от 01.10.2007 N 2, от 01.10.2007 N 3, от 01.10.2007 N 4 и от 05.02.2008 N 4, Дополнительным соглашением от 02.05.2007 N 1-07 (с Актом от 21.05.2007 N 1 к нему), Дополнительным соглашением от 18.11.2008 N 2-08 (с Актом от 21.05.2009 N 1 к нему) (проектирование Строения 7).
- Контрактом N 14-06 между истцом и ООО "Товарищество театральных архитекторов" на разработку "Проекта", оказание услуг и получение согласований на стадии "Проект" незавершенного строительства 2-й очереди (корпус 2F) Российского Культурного Центра на территории ОАО "Москва-Красные Холмы" от 20.09.2006 с Актами N 1, N 2 (от 05.02.2008) и N 3 от 09.06.2008 (проектирование строения 7);
- Контрактом от 11.09.2007 N 2007/165/RCC5-01 между истцом и фирмой ЭНКА Иншаат Be Санайи А.Ш. на выполнение общестроительных работ по Этапу 5 "Здание 5" в рамках застройки ОАО "Москва-Красные Холмы" в г. Москве (строительство Строения 7) с Протоколом от 05.11.2009 Сдачи Объекта (Этапа 5 "Здание 5") в гарантийную эксплуатацию;
- Контрактом от 01.10.2008 N 2008/169/RCC-2F-01 между истцом и фирмой ЭНКА Иншаат Be Санайи А.Ш. на выполнение общестроительных работ по Этапу 2 "Здание 2F" в рамках застройки ОАО "Москва-Красные Холмы" в г. Москве (строительство Строения 11) с протоколом от 31.12.2009 Сдачи Объекта (Этапа 2 "Здание 2Ф") в гарантийную эксплуатацию.
Истец предпринимал меры к оформлению итоговый акта о выполнении Контракта, направлял в адрес ответчика проект Акта о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 30.01.1995 (реестровый номер 13-000038-5001-0012-00001-05 от 27.01.2005) в редакции дополнения от 18.07.2003 по строительству комплекса зданий Российского культурного центра на стрелке у Краснохолмского моста по адресу: Космодамианская наб., вл. 52 (строительный адрес), был подготовлен Префектурой ЦАО г. Москвы совместно с истцом еще в 2010 году.
Вопрос о подписании итогового акта о выполнении Контракта был предметом рассмотрения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, которой было принято решение о соответствии результатов выполнения Контракта установленным им условиям (в том числе, в части объемов площадей Объектов, передаваемых в собственность истца и ответчика) (Протокол от 07.04.2011 N 18 и пять раз был предметом рассмотрения на заседании Рабочей группы по вопросам завершения реализации инвестиционных контрактов (договоров) Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы. Акт, подтверждающий исполнение Контракта в полном объеме, Ответчиком не подписан; права собственности на спорные объекты не оформлены.
Суды установили, что в соответствии с условиями Контракта: по окончании строительства все построенные объекты переходят в собственность Инвестора, за исключением объектов культуры и спорта, которые переходят в собственность Администрации (статья 3 Контракта); 87% общей площади построенных объектов предназначается для коммерческого использования; 13% - для целей культуры и спорта (пункт 2.7 Контракта).
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что по смыслу Контракта, в Приложении N 9 могло быть определено только то, какие Объекты культуры и спорта в принципе могли быть построены в рамках исполнения Контракта (с учетом его условий), при этом из текста Контракта следует, что отсутствие такого приложения никак не может повлиять на права истца и ответчика по отношению к созданным Объектам, т.е. в соответствии с Контрактом какого-либо правоопределяющего значения указанное Приложение не имеет.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 252 Гражданского кодекса имущество, находящееся в общей долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. При отсутствии добровольного соглашения о разделе, участник долевой собственности вправе требовать, в том числе в судебном порядке, выдела в натуре своей доли из общего имущества.
Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликованным в "Российской газете" 14.12.2011, далее - Федеральный закон от 12.12.2011 N 427-ФЗ) статья 3 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" дополнена пунктом 3 следующего содержания:
Объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 01.01.2011 и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.
Государственная регистрация права долевой собственности на эти незавершенные объекты инвестиционной деятельности не требуется.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" дополнен статьей 24.2, согласно которой государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 01.01.2011 и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом.
Положения названной нормы в новой редакции распространяются на договоры, которые заключены до дня вступления в силу Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ и обязательства сторон по которым исполнены до дня его вступления в силу, но при этом права собственности на созданные в рамках исполнения данных договоров объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
Право на предъявление иска о выделе доли в инвестиционном объекте предоставлено участникам инвестиционного контракта законом.
Отсутствие документа, подтверждающего исполнение инвестиционного контракта и распределение площади созданного объекта между участниками контракта, является препятствием для регистрации ими права собственности на объект.
Кассационная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего спора судами не были оценены условия актов частичной реализации инвестиционного контракта, а именно, выполнено ли и передано ли в соответствии с ранее подписанными актами о частичной реализации указанного инвестиционного контракта, то количество площадей, которое предусматривались к передаче по контракту Москве, как объекты культурного назначения, поскольку требования истца могут быть удовлетворены лишь в случае выполнения им условий контракта, а именно, создание площадей в том пропорциональном соотношении как предусмотрено условиями контракта.
Также судам необходимо будет запросить выписки из БТИ и из ЕГРП для определения построенных площадей.
Исходя из этого, кассационная коллегия признает преждевременными однозначные выводы судов о доказанности какой-либо из сторон обстоятельств, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, предложить истцу уточнить исковые требования, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, исходя из предмета и оснований заявленных требований, дать оценку всем доводам и возражениям лиц, участвующих в деле, оценить все представленные доказательства в их совокупности. Результаты оценки доказательств отразить в судебном акте, указав мотивы принятия или отказа в принятии доказательств.
По результатам нового рассмотрения дела, при правильном применении норм материального и процессуального права, учитывая судебно-арбитражную практику, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 декабря 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2013 года по делу N А40-55560/12-105-513 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
А.И. Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.