Приказ Минздрава СССР от 26 февраля 1982 г. N 185
"О мерах по дальнейшему улучшению медицинской помощи
сельскому населению"
Приказом Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 119 настоящий приказ признан утратившим силу
Решениями XXVI съезда КПСС намечена комплексная программа аграрной политики партии и советского государства, направленная на дальнейшее, более интенсивное развитие сельскохозяйственного производства. Предусматривается усиление мер по развитию механизации, химизации и мелиорации сельского хозяйства страны. Поставлены задачи по продолжению технического перевооружения сельского хозяйства на базе новой техники.
Основной задачей агропромышленного комплекса, как указано в решениях XXVI съезда КПСС является надежное обеспечение страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем.
Реализация поставленных задач направлена на всемерное улучшение экономики сельскохозяйственного производства, дальнейшее повышение жизненного уровня, культуры и быта сельских тружеников.
Решениями XXVI съезда КПСС предусмотрено осуществить опережающими темпами строительство на селе благоустроенных жилых домов, детских дошкольных учреждений, клубов и других объектов культурно-бытового назначения. Увеличить капитальные вложения на эти цели на 39 процентов. Повысить обеспеченность сельских населенных пунктов централизованным теплогазоснабжением, водопроводом, и канализацией. Расширить строительство дорог с твердым покрытием.
Подчеркивая необходимость дальнейших преобразований в труде и быте сельских тружеников, Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И.Брежнев в Отчетном докладе XXVI съезду КПСС отметил, что "по мере индустриализации сельскохозяйственного производства глубокие перемены происходят в жизни колхозного крестьянства. Его труд постепенно сближается с трудом рабочих".
Отмечая, что потребуется много усилий, времени и средств для улучшения культурно-бытовых условий жизни на селе, для преодоления существенных различий между городом и деревней, товарищ Л.И.Брежнев указал, "без этого нельзя добиться создания стабильных трудовых коллективов, эффективно использовать производственный потенциал, созданный на селе, в интересах успешного выполнения продовольственной программы".
Исходя из решений XXVI съезда КПСС и указаний Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л.И.Брежнева, перед органами здравоохранения, всеми медицинскими работниками стоят большие и ответственные задачи по совершенствованию охраны здоровья и медицинскому обеспечению сельских тружеников, снижению и заболеваемости, инвалидности и повышению трудоспособности.
Под руководством местных партийных и советских организаций, при содействии профсоюзных, комсомольских организаций и широкой общественности органы здравоохранения в Х пятилетке осуществили комплекс важных мероприятий по охране здоровья и улучшению медицинского обеспечения сельского населения. Проведена значительная работа по развитию сети и укреплению материально-технической базы районных и участковых больниц, поликлиник и амбулаторий, станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, укомплектованию их врачебными и средними медицинскими кадрами, оснащению средствами медицинской техники, обеспечению высокопроходимыми видами санитарного автотранспорта. Число коек в центральных районных, районных и участковых больницах, расположенных в сельских местностях, увеличилось на 10,8% и составило на начало 1981 г. 1 млн. 132,5 тыс. При этом возросла средняя коечная мощность: центральных районных больниц, расположенных в городских поселениях, до 268 коек, центральных районных больниц расположенных в сельских поселениях, до 166 и участковых больниц до 35 коек. Это позволило организовать больничную помощь сельскому населению в центральных районных больницах по 10 - 15 и более специальностям и тем самым реально приблизить специализированную медицинскую помощь к сельскому населению и расширить ее объем. Этому способствовало также развитие сети межрайонных специализированных отделений по многим профилям. На начало 1981 г. таких отделений имелось 1087 на 50,2 тысячи коек (офтальмологические, ортопедо-травматологические, отоларингологические, урологические, неврологические и другие).
Продолжалось развитие сети и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению. В течение Х пятилетки число амбулаторий в сельской местности увеличилось на 38,7% (с 3574 в 1975 г. до 4956 в 1980 г.); число посещений сельских жителей к врачам возросло на этот период на 22,8% (с 425,3 млн. до 522,3 млн.).
В указанный период организовано приписных врачебных участков: терапевтических - 1886, педиатрических - 1274, что позволило расширить оказание амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению, проживающему вблизи районных центров, по участково-территориальному принципу. Число посещений к врачам на амбулаторном приеме на одного сельского жителя в год увеличилось на 23,0%
Значительные мероприятия проведены по улучшению укомплектования лечебно-профилактических учреждений сельских районов врачами и созданию для них более благоприятных условий труда, быта, выплате надбавок и заработной плате и увеличению оплачиваемого отпуска, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 870 от 22 сентября 1977 года "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения".
В целях расширения объема и повышения уровня оказания медицинской помощи сельскому населению Министерством здравоохранения СССР приказом N 900 от 26 сентября 1978 года утверждены новые штатные нормативы медицинского персонала центральных районных, районных, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов, которые значительно приближены к нормативам городских лечебно-профилактических учреждений. Они позволяют дополнительно ввести в штат лечебно-профилактических учреждений сельских местностей до 60 тысяч врачебных должностей, 80 тысяч должностей среднего и 43 тысячи должностей младшего медицинского персонала.
Для укомплектования учреждений здравоохранения сельских районов врачебными кадрами, органы здравоохранения ежегодно направляют для работы в них 15 - 17 тысяч врачей, окончивших медицинские вузы.
Осуществление указанных мероприятий позволило увеличить количество штатных врачебных должностей в лечебно-профилактических учреждениях сельских районов на 16,6% и количество врачей на 25,4%. Укомплектованность врачебных должностей в этих учреждениях на конец 1980 года составила 91,7% против 87,6% в 1975 году. Значительно сокращено число участковых больниц и амбулаторий, не имеющих врачей. Особое внимание уделялось обеспечению этих учреждений врачами-педиатрами, число которых за Х пятилетку увеличилось почти в 1,5 раза.
Несколько улучшилось оснащение лечебно-профилактических учреждений сельских районов средствами медицинской техники и обеспечение санитарным автотранспортом. В течение 1975 - 1980 гг. в них направлено 52,9 тысяч автомашин повышенной проходимости. Только в 1981 году для медицинских работников сельских районов было направлено около 20 тысяч комплектов различных наборов, в том числе для врачей-терапевтов - 4660, врачей-педиатров - 2592, для фельдшеров - 7391, для медперсонала фельдшерско-акушерских пунктов - 3120.
Продолжают развиваться передвижные виды врачебной медицинской помощи (передвижные амбулатории, стоматологические кабинеты, флюорографические установки и др.).
В результате профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, проводимых медицинскими работниками учреждений здравоохранения сельских районов, а также мер, принятых администрацией и профсоюзными организациями совхозов по охране здоровья рабочих, показатель временной нетрудоспособности работников сельского хозяйства в расчете на 100 работающих в 1980 году против уровня 1975 года снизился в случаях на 12,9% и в днях - на 10,6%.
Однако, несмотря на достигнутые определенные положительные результаты, состояние медико-санитарного обеспечения сельского населения в ряде союзных и автономных республик, краев и областей еще продолжает отставать от возможностей современной медицины и потребностей сельского населения. В деятельности лечебно-профилактических учреждений и в системе управления здравоохранением ряда сельских районов имеются существенные недостатки: некоторые звенья сельского здравоохранения (амбулаторная врачебная помощь и скорая медицинская помощь) развиваются все еще медленными темпами. Недостаточно оснащаются учреждения здравоохранения сельских районов средствами медицинской техники, особенно портативными аппаратами и приборами, наборами, укладками, не в полном объеме обеспечиваются высокопроходимыми видами санитарного автотранспорта.
Несмотря на недостаточную материально-техническую базу ряда больниц и амбулаторий сельских районов, все еще в недостаточном объеме привлекаются средства колхозов и совхозов для их строительства, а выделенные капитальные вложения на эти цели осваиваются неудовлетворительно.
В Х пятилетке за счет средств колхозов предусматривалось построить больниц на 32,22 тыс. коек; фактически введено больниц в эксплуатацию на 22 тысячи коек.
Еще значительное число первичных посещений сельских жителей на амбулаторно-поликлиническом приеме делается к средним медицинским работникам.
Ряд министерств здравоохранения союзных республик не уделяет должного взимания развитию амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению. Неудовлетворительно освоены государственные капитальные вложения на строительство амбулаторно-поликлинических учреждений в сельской местности: Таджикской ССР - на 22,0%, Киргизской ССР на 24,0%, Азербайджанской ССР - на 25,0%. Значительно отставание по вводу амбулаторно-поликлинических учреждений за счет средств колхозов допущено в Азербайджанской, Таджикской и Казахской ССР - от 5 до 15%.
В ряде союзных и автономных республик, краев и областей органы здравоохранения недостаточно используют возможности, предоставленные приказом Министерства здравоохранения СССР N 900 от 26 сентября 1978 года по увеличению штатных врачебных должностей в амбулаториях, развитии сети приписных терапевтических и педиатрических участков, а также для амбулаторно-консультативного приема больных в межрайонных специализированных отделениях. Все еще недостаточно развиваются передвижные виды врачебной помощи с использованием специализированного автотранспорта (передвижные амбулатории, стоматологические кабинеты, флюорографические установки, клинико-диагностические лаборатории и др.).
Имело место неправильное отношение некоторых руководителей органов здравоохранения к развитию сети, укреплению материально-технической базы и совершенствованию работы участковых больниц, принижение их роли и значения в системе оказания медицинской помощи сельскому населению. Упорядочение сети участковых больниц, реорганизация небольших больниц, не имеющих надлежащей материально-технической базы и перспективы развития, в амбулатории осуществлялись в большинстве республик, краев и областей после всестороннего изучения всех факторов. Реорганизации их предшествовала соответствующая подготовка, обсуждение этого вопроса на сельских и районных исполкомах Советов народных депутатов, общих собраниях колхозников. Однако в ряде мест упорядочение сети участковых больниц проводилось без достаточного изучения всех обстоятельств, а иногда и бесконтрольно. Нередко руководители местных органов здравоохранения не занимались лично решением этих вопросов. Не всегда учитывалось состояние путей и средств сообщения между населенными пунктами, реальные возможности обеспечить в любое время оказание стационарной медицинской помощи нуждающимся.
В результате допущенных ошибок некоторые участковые больницы реорганизованы без должных оснований.
В некоторых сельских районах в связи со значительным укрупнением центральных районных больниц и расширением объема их работы главные врачи сосредоточили основное внимание на организации работы центральной районной больницы в ущерб руководству здравоохранением района, осуществляют ряд функций по руководству центральной районной больницей, которые без ущерба для дела могут и должны выполняться их заместителями. Отдельные руководители местных органов здравоохранения, своевременно не приняли необходимых мер по устранению ошибок в руководстве лечебно-профилактическими учреждениями района, допущенных некоторыми главными врачами центральных районных больниц.
Все еще имеет место значительная текучесть врачебных кадров в сельских местностях ряда республик и областей, что является следствием отсутствия надлежащих производственных и бытовых условий, особенно в ряде участковых больниц и амбулаторий. Несмотря на проведенную работу по состоянию на 1 января 1981 года 315 участковых больниц и 386 амбулаторий не имели ни одного врача.
В некоторых сельских районах неудовлетворительно осуществляется патронаж детей, отсутствует контроль за своевременной госпитализацией, имеются существенные недостатки в организации реанимационной службы, развитии молочных кухонь на селе.
В некоторых областях РСФСР, Украинской и Казахской ССР, в Туркменской, Таджикской и Киргизской ССР несвоевременно, не в полном объеме и недостаточно эффективно осуществляется диспансеризация ведущих специалистов сельскохозяйственного производства (механизаторы, животноводы и др.). В ряде сельских районов имеются серьезные недостатки в постановке врачебной экспертизы и нарушения в выдаче больничных листков.
Не все руководители органов здравоохранения проявляют активность в организации дистанционных передач электрокардиограмм из лечебно-профилактических учреждений сельских районов по системе типа "Волна" и др. Вместе с тем, имеется реальная возможность ежегодно получать указанную аппаратуру для организации центров дистанционной диагностики в областных, краевых, республиканских больницах. Все еще недостает средств медицинской техники, особенно портативных аппаратов и приборов, специальных наборов и укладок.
В ряде сельских районов недостаточен государственный санитарный контроль за планировкой и застройкой населенных мест, водоснабжением, за хранением и применением пестицидов и гербицидов.
В целях дальнейшего улучшения охраны здоровья и медицинского обеспечения сельского населения в свете решения XXVI съезда КПСС:
1. Приказываю:
1.1. Министрам здравоохранения союзных республик:
1.1.1. Установить действенный контроль за строительством в сельских районах больниц и амбулаторий в объемах, согласно приложениям 1 и 2, обеспечить полное выполнение объема капитальных вложений на эти объекты в ввод их в установленные сроки.
Принять меры к осуществлению строительства указанных учреждений по типовым проектам, с квартирами для врачей и среднего медперсонала.
Продолжить работу по дальнейшему привлечению средств колхозов и совхозов для строительства в сельских районах учреждений здравоохранения и прежде всего амбулаторий.
1.1.2. До 1 июля 1982 года разработать мероприятия по опережающему развитию амбулаторно-поликлинических учреждений, имея в виду достичь установленного норматива потребности сельского населения в амбулаторно-поликлинической помощи (8,2 врачебных посещений на одного сельского жителя в год) к 1987 году. Согласовать в установленном порядке и утвержденный план мероприятий представить в Министерство здравоохранения СССР к 1 января 1983 года.
1.1.3. Обеспечить дальнейшее более интенсивное развитие сети приписных терапевтических и педиатрических участков, систематическое увеличение должностей врачей-специалистов в амбулаториях в соответствии с действующими нормативами. Шире использовать право по введению дополнительных врачебных и других должностей медицинского персонала в штаты амбулаторий и других лечебно-профилактических учреждений сельских районов в соответствии с объемом работы.
1.1.4. Принять меры к расширению передвижных видов врачебной медицинской помощи с использованием специальных автомашин и, прежде всего, передвижных амбулаторий и стоматологических кабинетов. Использовать получаемые спецавтомашины только по прямому назначению, организовать работу выездных врачебных бригад в соответствии с положением, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 сентября 1981 года N 1000.
1.1.5. Обеспечить в течение 1982 - 1983 гг. полное укомплектование врачами участковых больниц и амбулаторий в сельской местности и усилить работу по профессиональной подготовке врачей лечебно-профилактических учреждений в районах. Ежегодно направлять для работы в эти учреждения врачей, окончивших медицинские вузы, в количествах, обеспечивающих выполнение поставленных задач.
1.1.6. Принять меры к созданию надлежащих производственных и бытовых условий в лечебно-профилактических учреждениях сельских районов для врачей и среднего медицинского персонала. Установить строгий контроль за предоставлением льгот и преимуществ для медицинских и фармацевтических работников этих учреждений, предусмотренных действующим законодательством.
1.1.7. Обеспечить оснащение больниц и амбулаторий и сельских районов, фельдшерско-акушерских пунктов современными средствами медицинской техники и другим оборудованием, а также санитарным автотранспортом по действующим нормам и табелям. Обратить особое внимание на обеспечение врачей амбулаторий, фельдшеров и акушерок портативными аппаратами для диагностики и лечения больных, наборами и укладками.
1.1.8. Принять меры по совершенствованию работы лечебно-профилактических учреждений сельских районов; повышению уровня профилактической и лечебно-диагностической работы, расширению и повышению качестве профилактических осмотров и диспансеризации сельских жителей. Усилить работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, повысить уровень пропаганды здорового образа жизни, роли физкультуры и спорта в укреплении здоровья сельского населения; усилить борьбу с вредными привычками - курением и употреблением алкоголя.
1.1.9. Шире использовать медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов: фельдшеров, акушерок, патронажных медицинских сестер для проведения среди сельского населения профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, а также мер по санитарно-гигиеническому воспитанию сельских жителей.
1.1.10. Обеспечить дальнейшее развитие специализированной медицинской помощи и приближение ее к сельскому населению в центральных районных больницах и межрайонных отделениях специализированной медицинской помощи. Обеспечить развертывание сети межрайонных специализированных отделений в объемах, согласно приложению 3 и организацию их работы в соответствии с положением, утвержденном приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 сентября 1981 г. N 1000. Обеспечить расширение их функций по консультативно-диагностической помощи сельскому населению.
1.1.11. Завершить в течение XI пятилетки организацию отделений скорой и неотложной медицинской помощи во всех сельских районах, укомплектовать их врачами, средним медицинским персоналом, оснастить современной диагностикой и лечебной аппаратурой, обеспечить санитарным транспортом повышенной проходимости, телефонной и радиосвязью.
1.1.12. Завершить в XI пятилетке организацию во всех союзных и автономных республиках, краях и областях дистанционной передачи электрокардиограмм по системе "Волна" из лечебно-профилактических учреждений сельских районов в центры дистанционной диагностики областных, краевых и республиканских больниц.
1.1.13. Разработать и осуществить дополнительные мероприятия по обеспечению сельского населения стоматологической помощью, путем организации стоматологических кабинетов в составе амбулаторий, передвижных стоматологических кабинетов и зубопротезных лабораторий.
1.1.14. Улучшить постановку медицинской экспертизы трудоспособности сельского населения, особенно в населенных пунктах отдаленных от районных центров, обеспечив выдачу больничных листков по месту жительства. С этой целью расширить подготовку врачей и фельдшеров лечебно-профилактических учреждений сельских районов по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и усилить контроль за выдачей ими больничных листков.
1.1.15. Сосредоточить особое внимание на охране здоровья матери и ребенка, разработке и осуществлению дополнительных мер по улучшению оказания медицинской помощи детям и матерям, проживающим в сельских местностях.
1.1.16. Обеспечить первоочередное строительство в сельских районах родильных домов, родительных и детских корпусов в составе центральных районных больниц, укомплектование их квалифицированными кадрами и оснащение современной медицинской техникой.
1.1.17. Принять меры к укомплектованию амбулаторно-поликлинических учреждений сельских районов врачами-педиатрами, имя в виду усилить проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечить систематическое наблюдение за детьми первого года жизни и других возрастов.
1.1.18. Повысить уровень патронажной работы, обеспечить своевременную госпитализацию детей, нуждающихся в стационарном лечении.
1.1.19. Уделить особое внимание развитию сети колхозных молочных кухонь, а также принять меры к систематическому обеспечению детских учреждений (отделений) молочными и другими необходимыми продуктами питания.
1.1.20. Принять меры к усилению управления здравоохранения в сельскому районном звене. С этой целью:
- максимально сосредоточить внимание главных врачей центральных районных больниц на выполнение ими функций главного врача района, в соответствии с положением, утвержденным настоящим приказом;
- освободить главных врачей центральных районных больниц от ряда текущих обязанностей по руководству центральной районной больницей, возложив эту работу на соответствующих заместителей главного врача, положения о которых утверждены настоящим приказом;
- обеспечить до 1 июля 1982 года создание при главных врачах районов медицинских советов по оперативному руководству учреждениями здравоохранения района;
- привести в 1982 - 1983 гг. штаты организационно-методических кабинетов центральных районных больниц в соответствие с установленными нормативами (приложение 8 к настоящему приказу). Сосредоточить работу персонала указанных кабинетов, в основном на разработке и осуществлении мер, проводимых главным врачом района по руководству учреждениями здравоохранения района.
1.1.21. Усилить государственный санитарный надзор, обратив особое внимание на соблюдение гигиенических норм при планировке и застройке сельских населенных мест, контроль за водоснабжением, хранением, перевозкой и применением гербицидов и пестицидов в сельскохозяйственном производстве, профилактику профессиональных и желудочно-кишечных заболеваний, травматизма.
1.1.22. В течение 1982 года изучить опыт работы передовых амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи и санитарно-гигиеническому воспитанию сельского населения, принять меры к его распространению.
1.2. Начальнику Управления кадров Минздрава СССР тов. Варакину В.Н. установить контроль за своевременным и в полном объеме доезде врачей, окончивших медицинские вузы в 1982 году и направляемых для работы в лечебно-профилактические учреждения сельских районов.
1.3. Начальнику "Союзмедтехники" тов. Русанову В.П.:
1.3.1. Обеспечить по заявкам министерств здравоохранения союзных республик выделение фондов и поставку:
- аппаратуры типа "Волна" для дистанционной передачи электрокардиограмм из лечебно-профилактических учреждений сельских районов в дистанционно-диагностические центры областных, краевых, республиканских больниц;
- наборов и укладок для врачей и фельдшеров, а также портативных приборов и аппаратов для обследования и лечения больных в лечебно-профилактических учреждениях сельских районов;
- специализированных автомобилей для передвижных видов врачебной помощи сельскому населению (амбулатории, стоматологические кабинеты, флюорографические установки, клинико-диагностические лаборатории и др.).
1.4. Начальнику Управления по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники тов. Бабаяну Э.А. обеспечить выполнение заданий по созданию новых образцов портативных приборов, аппаратов и наборов для лечебно-профилактических учреждений сельских районов.
1.5. Начальнику ГАПУ Минздрава СССР тов. Клюеву М.А.:
1.5.1. Принять меры к бесперебойному снабжению сельского населения медикаментами, аптечками первой медицинской помощи и перевязочным материалом, особенно в период весенне-летних полевых работ.
1.5.2. Обеспечить увеличение передвижных аптечных пунктов, по доставке медикаментов непосредственно на полевые станы, в районы отгонного животноводства.
2. Утверждаю:
2.1. Положения о главном враче центральной районной больницы (главном враче района) и заместителях главного врача центральной районной больницы (главного врача района) - врачах (приложения 4 - 7).
2.2. Дополнение штатных нормативов персонала организационно-методических кабинетов центральных районных больниц сельских районов (приложение 8).
3. Объявляю положения о выездной врачебной бригаде и межрайонном специализированном лечебно-профилактическом отделении центральной районной (районной, городской) больницы, утвержденные приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 сентября 1981 г. N 1000 (приложение 9 - 10 к настоящему приказу).
4. Считать утратившими силу:
4.1. Положение "О главном враче центральной районной больницы (главном врачей района) приложение N 18 к приказу Министра здравоохранения СССР N 395 от 31 июля 1963 года;
4.2. Положение "О заместителе главного врача центральной районной больницы по медицинскому обслуживанию населения района", - приложение N 19 к приказу Министра здравоохранения СССР N 395 от 31 июля 1963 г.
4.3. Положение "О заместителе главного врача центральной районной больницы по детству и родовспоможению", утвержденное зам. Министра здравоохранения СССР 11 ноября 1970 года.
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения СССР т. Сафонова А.Г.
Министр |
С.П.Буренков |
Заместитель Министра |
А.Г.Сафонов |
Заместитель Министра |
А.Г.Сафонов |
Заместитель Министра |
А.Г.Сафонов |
Заместитель Министра |
А.Г.Сафонов |
Заместитель Министра |
А.Г.Сафонов |
Начальник Главного управления |
И.И.Гребешева |
Заместитель Министра |
А.Г.Сафонов |
Начальник Планово-финансового |
В.В.Головтеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава СССР от 26 февраля 1982 г. N 185 "О мерах по дальнейшему улучшению медицинской помощи сельскому населению"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 119 настоящий приказ признан утратившим силу