г. Москва |
|
26 августа 2013 г. |
Дело N А40-147463/12-92-1407 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Агапова М.Р., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АВТО ТехКомплекс" Пелевина О.А., доверенность от 01.08.2013,
от Департамента земельных ресурсов города Москвы Исаян А.А., доверенность от 27.02.2013 N ДГИ-Д-128/13,
рассмотрев 20 августа 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение от 23 января 2013 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Уточкиным И.Н.,
на постановление от 22 апреля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Москвиной Л.А., Захаровым С.Л., Пронниковой Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВТО ТехКомплекс" (ОГРН.1077762413266)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АВТО Техкомплекс" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - департамент, государственный орган) от 17.09.2012 N 33-5-15379/12-(0)-1 в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, Кронштадтский б-р, вл. 19 (далее - земельный участок) на кадастровой карте территории.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013, требований общества были удовлетворены. Кроме того, суд обязал департамент подготовить и выдать обществу распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории площадью 1712 кв. м в границах согласно приложенному расчету размеров земельного участка, необходимого для эксплуатации зданий, расположенных по адресу: г. Москва, Кронштадтский б-р, вл. 19, стр. 1, стр. 2, 4 б/н в течение месяца с даты вступления в законную силу решения.
Государственный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на то, что суд неправомерно указал на то, что речь идет о предоставлении земельного участка под имущественным комплексом, в то время как отсутствует регистрация имущественного комплекса. Кроме того, полагает, что отказ соответствует требованиям постановления Правительства Москвы N 199-ПП от 15.05.2012 "Об утверждении административных регламентом предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов города Москвы", пунктом 2.22.2 Приложения N 4 которого устанавливает, что основанием для отказа в предоставлении услуги является несоответствие федеральным законам. В данном случае требования общества не отвечали Федеральному закону от 24. 07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон).
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал, а представитель общества возражал против её удовлетворения.
Обсудив доводы сторон по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Судами при рассмотрении дела установлено, что общество является владельцем объектов недвижимости по адресу: г. Москва, Кронштадтский бульвар, вл. 19.
Указанные здания и сооружения находятся на земельном участке, расположенном на единой огороженной территории, часть из которой принадлежит заявителю на праве аренды в соответствии с договором N М-09-512960 от 17.02.2006 аренды земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001025:61.
Общество обратилось в службу "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением N 33-5-15379/12-(0)-0 от 23.09.2012 о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Кронштадтский бульвар, вл. 19, стр. 1 и стр. 2, на кадастровой карте территории.
Письмом Департамента земельных ресурсов города Москвы от 17.09.2012 N 33-5-15379/12-(0)-1 Обществу было отказано в подготовке запрашиваемого документа, поскольку при формировании границ земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001025:61 в запрашиваемых границах площадь участка увеличивается ориентировочно на 150 кв. м (15%), тогда как увеличение площади уточняемого земельного участка не может превышать 10% от площади земельного участка, указанной в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Проверяя законность данного отказа, признавая его недействительным, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Часть 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусматривает, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьёй 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Законом.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Правильно применив вышеуказанные норму, установив, что принадлежащие обществу здания и сооружения входят расположенного на единой о территории, часть из которой принадлежит заявителю на праве аренды в соответствии с договором аренды N М-09-512960 от 17.02.2006 земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001025:61, при этом, часть принадлежащих заявителю строений и сооружений расположена на смежном земельном участке, за формированием которого обратился заявитель в департамент с целью постановки данного земельного участка на кадастровый учет, суды пришли к правильному выводу о незаконности оспариваемого обществом отказа.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Указание в судебных актах на то, что речь идет об имущественном комплексе не повлекло принятие неправильных судебных актов, поскольку суд исходил из того, что право на получение схемы расположения земельного участка вытекает из того обстоятельства, что обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости, под которым и испрашивается схема расположения земельного участка.
Ссылка же департамента на пункт 1 части 5 Закона в данном случае несостоятельна, поскольку в данном случае речь идет не о кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка, а о формировании земельного участка.
Арбитражный суд города Москвы и Девятый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
В порядке правопреемства произвести замену Департамента земельных ресурсов города Москвы на Департамент городского имущества города Москвы.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2013 года по делу N А40-147463/12-92-1407 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.