г. Москва |
|
9 сентября 2013 г. |
Дело N А40-131526/12-144-639 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ" Козлов М.А., доверенность от 05.08.2013 N 56-Д,
от Департамента земельных ресурсов города Москвы Коняшкина Ю.В., доверенность от 27.02.2013 N ДГИ-Д-140/13,
рассмотрев 04 сентября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 13 декабря 2012 года,
принятое судьёй Г.Н. Папелишвили,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 03 апреля 2013 года,
принятое судьями Л.А. Москвиной, С.Л. Захаровым, Е.В. Пронниковой,
по заявлению Закрытого акционерного общества "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ" (ОГРН 1027700403103)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы ( ОГРН 1037739510423)
об оспаривании решений, касающихся отказа в предоставлении государственной услуги,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - департамент) о признании незаконными решений от 13.09.2012 N N 33-5-9246/12-(0)-1, 33-5-9256/12-(0)-1, 33-5-9251/12-(0)-1 об отказе в предоставлении обществу государственной услуги "выдача распоряжения о снятии запрета на строительство" и обязании департамент снять запрет на строительство на принадлежащих обществу земельных участках с кадастровыми номерами 77:04:0003003:179, 77:04:0003003:26, 77:04:0003003:97, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Южнопортовая, вл. 7А, установленный Распоряжениями Департамента земельных ресурсов города Москвы от 07.12.2009 N 1250-04ДЗР, от 14.09.2009 N 775-04ДЗР, от 01.09.2009 N 712-04ДЗР, без внесения дополнительной оплаты, путем выдачи распоряжения о снятии запрета на строительство в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013, требования общества были удовлетворены.
Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на то обстоятельство, что статья 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве ( далее - Закон о землепользовании) противоречит статье 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), поскольку Законом установлено что снятие запрета на строительство осуществляется в платном порядке, следовательно установление Законом о землепользовании ( в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением в департамент) возможность снятия запрета бесплатно, противоречит федеральному законодательству, в связи с чем нормы Закона о землепользовании не подлежали применению.
От Департамента городского имущества города Москвы поступило ходатайство о замене Департаменте земельных ресурсов города Москвы на Департамент городского имущества города Москвы. Поскольку ходатайство отвечает требованиям статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ, оно удовлетворено.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель департамент доводы кассационной жалобы поддержал, а представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Судами при рассмотрении дела установлено, что общество является собственником земельных участков площадью 7.068 кв. м с кадастровым номером 77:04:0003003:179, площадью 25.680 кв. м с кадастровым номером 77:04:0003003:26 и площадью 1.453 кв. м с кадастровым номером 77:04:0003003:97, расположенных по адресу: по адресу: г. Москва, ул. Южнопортовая, вл. 7А, что подтверждается соответствующими свидетельствами о регистрации, договорами купли-продажи земельных участков от 17.12.2009 N М-04-С00363, от 28.09.2009 N М-04-С00250, от 21.09.2009 N М-04-С00246, Пунктами 3 указанных Распоряжений Департамента земельных ресурсов города Москвы от 07.12.2009 N1250-04ДЗР, от 14.09.2009 N 775-04ДЗР, от 01.09.2009 N 712-04ДЗР установлен запрет на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на данных земельных участках, что также закреплено в п. 3.1.1 соответствующих договоров купли-продажи земельных участков.
Общество с целью снятия запрета на строительство на данных земельных участках 18.06.2012 обратилось в департамент с заявлениями вх. N N 33-5-9246/12, 33-5-9256/12, 33-5-9251/12 о снятии запретов.
Департамент решениями от 13.09.2012N N N 33-5-9246/12-(0)-1, 33-5-9256/12-(0)-1, 33-5-9251/12-(0)-1 отказал заявителю в предоставлении государственной услуги "выдача распоряжения о снятии запрета на строительство" указав на то, что оформление данного документа производится департаментом в порядке, установленном Административным регламентом "Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов г. Москвы", а согласно пункту 3 статьи 2 Закона запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника соответствующего земельного участка после внесения этим собственником платы за снятие такого запрета.
Проверяя законность данных отказов, признавая их недействительным, суды правильно исходили из следующего.
Полномочия департамент по принятия советующего решения о снятии запретов на строительство следуют из Постановления Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы", в соответствии которым Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные подразделения во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан и иными организациями. Департаменту земельных ресурсов города Москвы предоставлены полномочия в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимать (изменять, отменять) правовые акты, решения об установлении и снятии запрета на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с приобретением коммерческими организациями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти объекты были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона о землепользовании снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляется Правительством Москвы (уполномоченным им органом), принявшим решение о передаче соответствующего земельного участка в собственность, по заявлению собственника земельного участка и при условии оплаты им 80 процентов от кадастровой стоимости такого участка, действующей на момент снятия запрета на строительство, реконструкцию.
В силу пункта 4 статьи 7 Закона о землепользовании на момент обращения заявителя в Департамент было предусмотрено, что если строительство объектов капитального строительства не приводит к изменению вида разрешенного использования земельного участка, установленного в решении о передаче земельного участка в частную собственность, договоре купли-продажи земельного участка, то снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляется по заявлению собственника земельного участка без оплаты.
Правильно применив данные нормы, а также стать. 4 Гражданского кодекса, статью 3 Земельного кодекса РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что к спорным правоотношениям по снятию запрета на строительство подлежат применению нормы Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" в редакции Закона от 21.12.2011 N 66, действовавшей на момент обращения заявителя в Департамент земельных ресурсов города Москвы, а соответственно о том, что обжалуемые обществом ненормативные акты не соответствуют требованиям законодательства, является правильным.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии Закона о землепользовании в редакции Закона от 21.12.2011 N 66 требованиям Закона не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с приобретением указанными в пункте 1 настоящей статьи лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию).
Запрет на строительство, реконструкцию не распространяется на реконструкцию объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника соответствующего земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти, в течение месяца после внесения этим собственником платы за снятие такого запрета. Размер платы за снятие такого запрета не может превышать восемьдесят процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Установление и снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляются в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 7 Закона о землепользовании в редакции Закона от 21.12.2011 N 66 не превысил ограничения в виде 80 процентов, установленные абзацем 3 пункта 3 статьи 2 Закона, а иных ограничений в Законе не имеется. Кроме того, судами было установлено, что заявитель получил в собственность земельный участок не бесплатно, а за плату в размере 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
При рассмотрении дела суды правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и не допустили нарушений норм процессуального права, в том числе, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов.
Иное толкования норм Закона и Закона о землепользовании департаментом не означает судебной ошибки.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену Департамент земельных ресурсов города Москвы на Департамент городского имущества города Москвы ы в порядке правопреемства.
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 декабря 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2013 года по делу N А40-131526/12-144-639 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.