г. Москва |
|
13 сентября 2013 г. |
Дело N А40-164055/12-122-1154 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ворониной Е.Ю., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Государственного казенного учреждения города Москвы "Инженерная служба Пресненского района" Платона И.В. по доверенности N 10/13 от 11 июля 2013 года
от ответчика Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кузяева К.В. по доверенности от 19 ноября 2012 года N 05-08-4270/12
рассмотрев 10 сентября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Государственного казенного учреждения города Москвы "Инженерная служба Пресненского района"
на решение от 14 марта 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Ананьиной Е.А.
на постановление от 24 июня 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Румянцевым П.В., Мухиным С.М., Поповым В.И.
по делу N А40-164055/12-122-1154
по заявлению Государственного казенного учреждения города Москвы "Инженерная служба Пресненского района" (ГКУ "ИС Пресненского района", ОГРН 1077759418197) к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ОГРН 1037704036974) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение города Москвы "Инженерная служба Пресненского района" (далее - ГКУ "ИС Пресненского района") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее -Департамент) N 0606-168/2012 от 20.11.2012 о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 4. 22 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", выразившегося в невыполнении условий порубочных билетов, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2013, оставленным без изменения постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013, ГКУ "ИС Пресненского района" отказано в удовлетворении заявленных требований, в связи с наличием в его действиях состава вмененного административного правонарушения, соблюдением правомочным административным органом срока давности и порядка привлечения к административной ответственности.
В кассационной жалобе ГКУ "ИС Пресненского района" просит отменить принятые по делу судебные акты, как незаконные и необоснованные, и вынести новый судебный акт, так как нарушения условий порубочных билетов были допущены ООО "МПК Альтаир".
В судебном заседании представитель ГКУ "ИС Пресненского района" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на несостоятельность доводов кассационной жалобы.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального и материального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно доводов жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 07.05.2010 между ГКУ "ИС Пресненского района" (государственный заказчик) и ООО "МПК Альтаир" (подрядчик) заключен государственный контракт N 42 по выполнению работ по спилу сухостойных и аварийных деревьев, санобрезке и корчевке пней на дворовой территории Пресненского района согласно адресного перечня.
На основании указанного государственного контракта Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в 2010 году были выданы порубочные билеты на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений сроком действия на один год.
В связи с отсутствием информации о закрытии указанных порубочных билетов Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований N 0606-203/2012 и вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 0606-168/2012.
В ходе проведения административного расследования Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы установлено, что ГКУ "ИС Пресненского района" являясь заказчиком по вырубке, спилу сухостойных и аварийных деревьев, санобрезке и корчевке пней по порубочным билетам N N 06-14-1263/10 от 05.07.2010, 06-14-2176/10 от 12.08.2010, 06-14-2175/10 от 13.08.2010, 06-14-2507/10 от 13.10.2010, 06-14-2508/10 от 19.10.2010, 06-14-3340/10 от 21.10.2010, 06-14-3341/10 от 21.10.2010, 06-14-3070/10 от 21.10.2010, 06-14-2612/10 от 09.11.2010, 06-14-2583/10 от 09.11.2010, 06-14-3097/10 от 25.11.2010, 06-14-3893/10 от 29.11.2010, 06-14-4150/10 от 29.11.2010, 06-14-4149/10 от 09.12.2010, 06-14-4147/10 от 09.12.2010, 06-14-4146/10 от 09.12.2010, 06-14-4145/10 от 16.12.2010, 06-14-4143/10 от 20.12.2010, 06-14-4148/10 от 20.12.2010 в Департамент информацию о начале и о выполнении производственных работ по данным порубочным билетам не представил.
На основании полученных данных 24 сентября 2012 г. составлен протокол об административном правонарушении N 0606-168/2012, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по делу об административном правонарушении N 0606-168/2012 от 20.11. 2012 ГКУ "ИС Пресненского района" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4. 22 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", выразившегося в невыполнении условий порубочных билетов, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Отказывая в удовлетворении требований ГКУ "ИС Пресненского района" о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования суды исходили из того, что невыполнение условий порубочного билета влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждений расположены.
Согласно ст. 3 данного Закона, вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты.
В соответствии с п. 8.1.1 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 N 743-ПП (далее - Правила), выдача порубочных билетов и разрешений на пересадку деревьев и кустарников производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Согласно п. 8.1.3 Правил вырубка деревьев и кустарников в процессе содержания территорий производится при наличии порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений.
Срок действия порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников указывается Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в порубочном билете и разрешении на пересадку с учетом планируемых сроков производства вырубки и пересадки, сложности и объемов работ, но не более двух лет (п. 8.1.6 Правил).
Пунктом 8.1.7 указанных Правил установлено, что закрытие порубочного билета на особо охраняемых природных территориях производится инспектором по охране природы государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Управление по административному округу города Москвы", Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по окончании выполнения работ по благоустройству и компенсационному озеленению.
Закрытие разрешения на пересадку производится Департаментом по окончании выполнения работ по пересадке зеленых насаждений.
Обследование места вырубки и пересадки деревьев и кустарников по оформленным порубочным билетам и разрешениям на пересадку проводится Департаментом.
В течение 5 дней после окончания проведения работ по вырубке и пересадке зеленых насаждений заказчик (производитель работ) обращается в отдел экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента с заявлением о проведении обследования территории.
После обследования места вырубки по оформленному порубочному билету отделом экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента заполняется графа в порубочном билете "Порубочный билет закрыт" с указанием даты и номера акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований.
Невыполнение условий порубочного билета (разрешений на пересадку) в части информирования Департамента об окончании работ по вырубке (пересадке) является основанием для привлечения заказчика и лиц, осуществивших вырубку и (или) пересадку, к административной ответственности.
Невыполнение условий о закрытии порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников, в том числе нарушение сроков закрытия порубочного билета, является основанием для привлечения лиц, осуществивших вырубку и (или) пересадку, к административной ответственности.
ГКУ "ИС Пресненского района", являясь заказчиком работ по вырубке, спилу сухостойных и аварийных деревьев, санобрезке и корчевке пней, обязан был обратиться, но не обратился в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы с заявлением о закрытии порубочных билетов.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды при рассмотрении дела не нашли оснований для освобождения ГКУ "ИС Пресненского района" от ответственности, поскольку заявитель не принял всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в то время как возможность для соблюдения у него имелась.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит, что суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции по применению норм права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся к утверждению о не совершении административного правонарушения ГКУ "ИС Пресненского района", проверенные и правомерно и обоснованно отклоненные судами не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, так как не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судами норм процессуального или материального права.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 марта 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2013 года по делу N А40-164055/12-122-1154 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного казенного учреждения города Москвы "Инженерная служба Пресненского района" без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.