г. Москва |
|
27 сентября 2013 г. |
Дело N А40-147735/12-21-1425 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Закрытого акционерного общества "Инвестиционная компания "ЭДВАНС" Максименко Ю.С. по доверенности от 20 августа 2012 года
от ответчика Авакяна А.Р. по доверенности N 355 от 02 сентября 2013 года
рассмотрев 24 сентября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Закрытого акционерного общества "Инвестиционная компания "ЭДВАНС"
на решение от 07 февраля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Каменской О.В.
на постановление от 30 мая 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кольцовой Н.Н., Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т.
по делу N А40-147735/12-21-1425
по заявлению Закрытого акционерного общества "Инвестиционная компания "ЭДВАНС" (ЗАО "Инвестиционная компания "ЭДВАНС", ОГРН 1027809203630)
к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР России, ОГРН 1047796341361)
о признании недействительным приказа
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Инвестиционная компания "ЭДВАНС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФСФР России о признании недействительным приказа от 16 августа 2012 года N 12-2105/пз-и и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 февраля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2013 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Инвестиционная компания "ЭДВАНС" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ФСФР России возражала против ее удовлетворения и просила оставить законно принятые судебные акты без изменения.
Представителем Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве, поскольку на основании Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года N 645 с 01 сентября 2013 года ФСФР России упразднена, его полномочия переданы Банку России.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции считает возможным заменить ФСФР России на правопреемника Банк России.
В судебном заседании представитель ЗАО "Инвестиционная компания "ЭДВАНС" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Банка России возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что приказом ФСФР России от 16 августа 2012 года N 12-2105/пз-и аннулированы лицензии ЗАО "Инвестиционная компания "ЭДВАНС" на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами в связи с неоднократными в течении одного года нарушениями требований законодательства о ценных бумагах, в частности зафиксированными в акте выездной проверки деятельности ЗАО "Инвестиционная компания "ЭДВАНС" от 08 июня 2012 года N 72-12-208/а-ДСП нарушения пунктов 2.1.9, 2.15, 2.3.2, 2.13, 2.1.15, 2.1.1 Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг", утвержденного приказом ФСФР России от 20 июля 2010 года N 10-49/пз-н (далее - Положение), пунктов 16, 39, 52 Порядка ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами, утвержденного совместным постановлением от 11 декабря 2001 года ФКЦБ России N 32 и Минфина России N 108н (далее - Порядок), абзаца 9 пункта 2.1 Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 11 октября 1999 года N 9 (далее - Правила), подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Согласно пункту 3 статьи 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) ФСФР России разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, а также устанавливает обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг требования, направленные на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона о рынке ценных бумаг все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
На основании пункта 6 статьи 42 Закона о рынке ценных бумаг ФСФР России устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает действие или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Согласно пункту 4 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональным участником рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах; в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональным участником рынка ценных бумаг требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ФСФР России вправе принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Таким образом, установив вышеизложенные обстоятельства, правильно применив указанные нормы права, суды обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ принят законно, в рамках предоставленных ответчику полномочий в установленной сфере деятельности и не нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской или иной экономической деятельности.
Довод заявителя о том, что указанные в оспариваемом приказе обстоятельства не могут являться основанием для аннулирования лицензий, поскольку в отношении всех обстоятельств РО ФСФР России в СЗФО вынесены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по реабилитирующим основаниям, либо вообще не составлялся протокол об административном правонарушении, либо судом ответственность определена в виде предупреждения, несостоятелен, проверен судами и правомерно ими отклонен, поскольку неоднократное нарушение законодательства о ценных бумагах является достаточным обстоятельством для аннулирования лицензии.
Довод заявителя о возможности осуществления полномочий по приостановлению и аннулированию лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, правильно отклонен судами со ссылками на пункт 4 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг, пунктов 3.1, 3.8.1 Положения, согласно положениям которых в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и (или) об исполнительном производстве ФСФР России вправе принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, следовательно, решение о приостановлении или об аннулировании лицензий принимается исходя из конкретных фактических обстоятельств и отнесено законодательством к компетенции ФСФР России.
Таким образом, ФСФР России была вправе не приостанавливая действия лицензии, издать приказ об аннулировании лицензии.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену Федеральной службы по финансовым рынкам на правопреемника Центральный банк Российской Федерации.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 февраля 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2013 года по делу N А40-147735/12-21-1425 оставить без изменения, а кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Инвестиционная компания "ЭДВАНС" без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.