г. Москва |
|
30 сентября 2013 г. |
Дело N А41-46870/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Нужнова С.Г., Стрельникова А.И.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) МУП "Орехово-Зуевское городское управление муниципальными нежилыми зданиями": Евсеева М.Л. (дов. от 09.07.2013 г.);
от ответчика Управления Росреестра по Московской области: Симон И.А. (дов. N 379-Д от 20.12.2012 г.);
от третьего лица Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области: Александрова А.Ю. (дов. N 1исх.-138 от 18.03.2013 г.);
от третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 23 сентября 2013 г. в судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области, Управления Росреестра по Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2013 г.,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Кручининой Н.А., Виткаловой Е.Н.
по делу N А41-46870/12
по заявлению муниципального унитарного предприятия Орехово-Зуевское Городское Управление Муниципальными нежилыми Зданиями в лице конкурсного управляющего Мариничевой Анны Валерьевны (ОГРН 1025004581800; Московская область, г. Орехово-Зуево, Центральный б-р., д. 4)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8)
об оспаривании отказа и обязании совершить определенные действия,
третьи лица: Администрация городского округа Орехово-Зуево Московской области (ОГРН 1025004586144; 142600, Московская область, г. Орехово-Зуево, Октябрьская площадь, д. 2); Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево (ОГРН 1035007001270; 142600, Московская область, г. Орехово-Зуево, Октябрьская площадь, д. 2)
УСТАНОВИЛ: на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области (далее - Комитет) от 15 апреля 2011 г. N 31-р/а "О закреплении за МУП "О/З ГУМНЗ" на праве хозяйственного ведения муниципального имущества, находящегося по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Галочкина, д. 1" за муниципальным унитарным предприятием Орехово-Зуевское Городское Управление Муниципальными нежилыми зданиями (далее - МУП "Орехово-Зуевское городское управление муниципальными нежилыми зданиями", МУП "О/З ГУМНЗ", заявитель) на праве хозяйственного ведения закреплено нежилое помещение 2-го этажа N 21, общей площадью 27,4 кв.м, находящееся по адресу Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Галочкина, д. 1.
Во исполнение указанного распоряжения между Комитетом и заявителем заключен договор от 15 апреля 2011 г. о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием.
По акту приема-передачи от 15 апреля 2011 г. помещение передано Комитетом заявителю.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2011 г. по делу N А41-13122/11 МУП "Орехово-Зуевское городское управление муниципальными нежилыми зданиями" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Мариничева Анна Валерьевна (далее - конкурсный управляющий Мариничева А.В.).
28 мая 2012 г. конкурсный управляющий Мариничева А.В. обратилась в территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрирующий орган, ответчик) с заявлением о государственной регистрации за заявителем права хозяйственного ведения на нежилое помещение 2-го этажа N 21, общей площадью 27,4 кв.м., находящееся по адресу Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Галочкина, д. 1.
Решением Управления Росреестра по Московской области от 26 июня 2012 г. заявителю отказано в государственной регистрации права хозяйственного ведения, мотивированное тем, что документы на государственную регистрацию представлены не директором заявителя, как указано в распоряжение о закреплении имущества, а конкурсным управляющим, и не представлено решение об изъятии у заявителя имущества в связи с возбуждением дела о несостоятельности (банкротстве).
Указанное решение оформлено сообщением от 26 июня 2012 г. N 47/018/2012-218.
Полагая, что указанный отказ Управления Росреестра по Московской области не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предприятия, МУП "Орехово-Зуевское городское управление муниципальными нежилыми зданиями" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании его незаконным и об обязании Управление Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения МУП "Орехово-Зуевское городское управление муниципальными нежилыми зданиями" на нежилое помещение 2-го этажа N 21, общей площадью 27,4 кв.м. находящееся по адресу: Московская обл., г. Орехово-Зуево, ул. Галочкина, д. 1.
Решением Арбитражного суда города Московской области от 23 января 2013 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2013 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Указанным определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа Орехово-Зуево Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2013 г. решение Арбитражного суда города Московской области от 23 января 2013 г. отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Управление Росреестра по Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области просят об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок государственной регистрации права хозяйственного ведения.
Отзывы на кассационную жалобу от истца и третьего лица (Администрация городского округа Орехово-Зуево Московской области) не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Московской области и Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области поддержали доводы кассационных жалоб. Представитель МУП "Орехово-Зуевское городское управление муниципальными нежилыми зданиями" возражал против их удовлетворения.
Представители третьего лица (Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области) в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Пунктом 2 статьи 16 указанного закона предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 названного Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу абзацев 2, 5, 6 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон несостоятельности (банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Руководитель должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Согласно статье 129 названного закона с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения за МУП "Орехово-Зуевское городское управление муниципальными нежилыми зданиями" обратилось уполномоченное лицо.
Об этом свидетельствуют материалы дела.
Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2011 г. по делу N А41-13122/11 МУП "Орехово-Зуевское городское управление муниципальными нежилыми зданиями" признано банкротом, все полномочия руководителя должника (Руниной Н.М.) переданы конкурсному управляющему, являющемуся лицом, уполномоченным действовать от имени должника.
Установив, что заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения подано конкурсным управляющим заявителем, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявление подано уполномоченным лицом.
При этом указание в пункте 4 распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 15 апреля 2011 г. N 31-р/а на обязанность руководителя предприятия по осуществлению действий, связанных с государственной регистрацией права хозяйственного ведения, не препятствует совершению таких действий конкурсным управляющим, наделенным законом полномочиями руководителя должника.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Отклоняя довод регистрирующего органа о невозможности произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения, поскольку в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) отсутствуют сведения о регистрации права собственности муниципального образования (городского округа Орехово-Зуево Московской области) на спорное нежилое помещение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что спорный объект - нежилое помещение 2-го этажа N 21, общей площадью 27,4 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Галочкина, д. 1, находится и находился в муниципальной собственности городского округа Орехово-Зуево Московской области, а доказательств, свидетельствующих о том, что это помещение может принадлежать иному лицу, и что администрация распорядилась чужим имуществом, не представлено.
Относительно довода Управления Росреестра по Московской области об отсутствии решения об изъятии имущества из хозяйственного ведения заявителя, как основание к отказу в регистрации права хозяйственного ведения, суд апелляционной инстанции указал, что отсутствие указанного решения не является основанием для отказа в государственной регистрации, поскольку отсутствие такого решения свидетельствует о необходимости проведения государственной регистрации права.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для их иной оценки.
Кроме того, при рассмотрении настоящего спора судом апелляционной инстанции было учтено, что ранее МУП "Орехово-Зуевское городское управление муниципальными нежилыми зданиями" обращалось в суд с иском к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области о признании за предприятием права хозяйственного ведения на помещение 2-го этажа N 21, и вынесении решения о государственной регистрации права хозяйственного на данное помещение за предприятием, однако решением Арбитражного суда Московской области от 03 августа 2012 г. по делу N А41-44834/11 в удовлетворении заявленных требований было отказано, поскольку предприятие не обращалось в уполномоченный орган за государственной регистрацией права хозяйственного ведения.
В кассационной жалобе Управления Росреестра по Московской области приведены аналогичные доводы, поскольку они основаны на иной оценке исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, то они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево в своей кассационной жалобе указывает на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, поскольку в связи с несвоевременным извещением о начавшемся судебном процессе он был лишен права на равную судебную защиту.
Отклоняя приведенный довод, суд кассационной инстанции исходит из того, что Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево был надлежащим образом извещен о начавшемся судебном процессе телефонограммой от 17 июня 2013 г., представитель Бутов Д.С., действующий по доверенности от 01 апреля 2013 г., участвовал в заседании суда апелляционной инстанции, при этом ходатайств об отложении судебного заседания либо об объявлении перерыва в судебном заседании с целью подготовки своей правовой позиции не заявлял.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2013 г. по делу N А41-46870/12 оставить без изменения, а кассационные жалобы Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области, Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
С.Г.Нужнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.