г. Москва |
|
09 октября 2013 г. |
Дело N А40-9100/13-167-43 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Новосёлова А.Л.,
судей Дунаевой Н.Ю. и Федосеевой Т.В.,
при участии в заседании:
от истца: Борисенко Е.С. (дов. от 30.09.2013 N 151)
от ответчика: Маковоз Т.С. (дов. от 30.09.2013 N 150)
от третьего лица:
рассмотрев в судебном заседании
кассационную жалобу ООО "Байкальские коммунальные системы"
на постановление от 03 июля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Семикиной О.Н., Алексеевой Е.Б., Лящевским И.С.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" (ОГРН1100327011883; Республика Бурятия, г. Улан-Удэ)
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г. Москва)
третье лицо - ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
о взыскании долга в размере 2 489 365 руб. 22 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен Обществом с ограниченной ответственностью "Байкальские коммунальные системы" (ООО "Байкальские коммунальные системы") к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности ФГУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ в размере 2 489 365 руб. 22 коп. (т.1, л.д. 52-55).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 апреля 2013 года взыскано с Российской Федерации в лице Минобороны России в пользу ООО "Байкальские коммунальные системы" 2 489 365 руб. 22 коп. долга и 35 446 руб. 83 коп. расходов по оплате госпошлины (т.1, л.д. 103-104).
Решение мотивировано следующим образом.
01 февраля 2011 года между ООО "Байкальские коммунальные системы" (организация ВКХ) и ФГУ "Улан-Удэнская КЭЧ района" Минобороны России (абонент), заключен государственный контракт на поставку питьевой воды и прием сточных вод с протоколом разногласий.
ФГУ "Улан-Удэнская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, прекратило деятельность путем присоединения к федеральному государственному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятии от 03 февраля 2012 года N А10-2979/2011 с ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в пользу истца взыскано 2 489 365 руб. 22 коп.
ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не оплатило задолженность.
Первая инстанция признала доказанными обстоятельства, необходимые для возложения на Российскую Федерацию субсидиарной ответственности по делам ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России в соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2013 года решение Арбитражного суда города Москвы от 24 апреля 2013 года по делу N А40-9100/13-167-43 отменено. В удовлетворении исковых требований отказано (т.2, л.д. 77-78).
При этом апелляционная инстанция указала следующее.
Суд первой инстанции не учел, что с 01 января 2011 года Федеральным законом от 08 мая 2010 года N 83-Ф "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации включен абзац шестой об исключении ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по его обязательствам в правоотношениях, возникших с 01 января 2011 года.
Суд апелляционной инстанции установил, что государственный контракт заключен 01 февраля 2011 года, т.е. после внесения изменений в положения ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, в порядке субсидиарной ответственности требования к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации заявлены быть не могут.
В кассационной жалобе истец просит (с учетом внесенных в заседании кассационной инстанции уточнений) постановление от 03 июля 2013 года отменить, а решение от 24 апреля 2013 года оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционной инстанцией ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального Закона от 08 мая 2010 года N 83-Ф "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Давая объяснения в заседании кассационной инстанции, представители истца привели доводы, аналогичные изложенным в жалобе.
Представитель ответчика просил оставить без изменения постановление апелляционной инстанции, сославшись на его законность и обоснованность, а также на несостоятельность доводов жалобы.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте заседания кассационной инстанции, своего представителя в суд не направил.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция находит постановление от 03 июля 2013 года подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно п.1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная, собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество, определяются, в соответствии со статьей 296 указанного Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 03 ноября 2006 года N 175-ФЗ, частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Федеральным законом от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений п.2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации дополнен абзацем шестым, согласно которому собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
В соответствии с наложениями статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 83-ФЗ от 08 мая 2010 года) государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 N 422-р "О создании федеральных государственных казенных учреждений" создано федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федераций путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, сохранив его основные цели деятельности и предельную штатную численность.
Между тем, согласно ч. 13 ст. 33 Закона N 83-ФЗ процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно, для этого устанавливается переходный период с 01 января 2011 года по 01 июля 2012 года в течение которого учреждения могли функционировать в прежнем правовом режиме.
При этом правовое положение бюджетных учреждений до 01 января 2011 года (применительно к редакции ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации до внесения изменений Законом N 83-ФЗ) являлось аналогичным правовому положению казенных учреждений после 01 января 2011 года, предусмотренному ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции после внесения изменений Законом N 83-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что тип учреждения с бюджетного на казенное был изменен в марте 2012 года.
С учетом изложенного кассационная инстанция приходит к выводу, что при принятии обжалуемого постановления апелляционной инстанцией неправильно применены нормы материального права, а решение принято без подобных недостатков, а поэтому в силу п. 5 ч.1 ст. 287, ч.2 ст. 288 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление от 03 июля 2013 года подлежит отмене, а решение от 24 апреля 2013 года может быть оставлено в силе.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 03 июля 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-9100/13-167-43 Арбитражного суда города Москвы отменить.
Решение от 24 апреля 2013 года по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
А.Л. Новосёлов |
Судьи |
Н.Ю. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.