г. Москва |
|
22 октября 2013 г. |
Дело N А40-124026/12-120-1218 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Зверевой Е.А.
судей Кузнецова В.В., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ГНУ ГОСНИИХП - Работкин Ю.В. - дов. от 17.12.12 б/н (на 1 год), Ковардаков Э.В. - по дов. от 18.07.13 б/н (на 1 год),
от ответчика Управление Росреестра по г. Москве - Летунова Ю.А. - дов. N 6/2013 от 09.01.13 - 31.12.2013,
от третьего лица Российская академия сельскохозяйственных наук - Дашков В.А. - дов. N 36-09/333 от 26.06.2013,
рассмотрев 16.10.2013 в судебном заседании кассационную жалобу
Управление Росреестра по г. Москве
на решение от 04.03. 2013 г.
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Блинниковой И.А.,
и на постановление от 10.07.2013 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., Румянцевым П.В.,
по заявлению ГНУ ГОСНИИХП
о признании незаконным решения от 19.06.2012 N 12/012/2012-313, 315, 317, 319, 321,
к Управлению Росреестра по г. Москве
третье лицо: Российская академия сельскохозяйственных наук,
УСТАНОВИЛ:
ГНУ ГОСНИИХП обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании недействительным решения от 19.06.2012 г. N 12/012/2012-313, 315, 317, 319, 321 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления ГНУ ГОСНИИХП на объекты недвижимого имущества по адресу: г.Москва, ул.Большая Черкизовская, д. 26-А, лит.Е, лит.С, лит.Ж, лит.Р, лит.П.
В обоснование заявленного требования, заявитель сослался на то, что оспариваемый отказ регистрирующего органа не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ни один из мотивов отказа в государственной регистрации права оперативного управления не может являться непосредственным основанием такого отказа.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2013 года признано незаконным решение Управления Росреестра по городу Москве от 19.06.2012 г. N 12/012/2012-313, 315, 317, 319, 321 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления ГНУ ГОСНИИХП на объекты недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 26-А, лит.Е, лит.С, лит.Ж, лит.Р, лит.П. Кроме того, суд обязал Управление Росреестра по городу Москве осуществить государственную регистрацию права оперативного управления ГНУ ГОСНИИХП на объекты недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 26-А, лит.Е, лит.С, лит.Ж, лит.Р, лит.П, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. При этом суд исходил из того, что наделение Россельхозакадемии правами осуществлять от имени Российской Федерации полномочия собственника государственного имущества соответствует п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Управление Росреестра по г. Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены доводы, аналогичные изложенные им ранее в своей апелляционной жалобе.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представители заявителя по делу в заседании суда кассационной инстанции, против доводов кассационной жалобы возражал.
Представитель третьего лица в заседании суда также возражал против доводов кассационной жалобы.
От ГНУ ГОСНИИХП поступил отзыв, который подлежит возврату последнему, как поданный с нарушением норм действующего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по результатам рассмотрения представленных Государственным научным учреждением Государственный научно - исследовательский институт хлебопекарной промышленности Российской академии сельскохозяйственных наук документов для проведения государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества, принято решение от 19.06.2012 г. N 12/012/2012-313, 315, 317, 319, 321 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления ГНУ ГОСНИИХП на объекты недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 26-А, лит.Е, лит.С, лит.Ж, лит.Р, лит.П. на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Полагая, что указанное решение не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии со ст. 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные документы отвечают требованиям ст. 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством РФ (п. 2 ст. 17 Закона о регистрации).
Согласно п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; если имеются противоречия между заявленными права и уже зарегистрированными правами.
Принимая решение и постановление, суды установили, что Государственное научное учреждение Государственный научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности Российской академии сельскохозяйственных наук образован в соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 03.05.1932 г., как Всесоюзный научно-исследовательский институт хлебопечения (ВНИИХП).
В соответствии с распоряжением Госкомимущества России от 08.12.1993 г. институт преобразован в Государственное унитарное предприятие Государственный научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности (ГУП ГОСНИИХП), который был передан в состав Россельхозакадемии в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.1994 г. N 833-Р. Приказом Россельхозакадемии от 23.06.2003 г. N 73 Институт реорганизован путем преобразования Государственного унитарного предприятия Государственного научно-исследовательского института хлебопекарной промышленности (ГУП ГОСНИИХП) в Государственное научное учреждение Государственный научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности Российской академии сельскохозяйственных наук.
При этом Институт является подведомственной Российской академии сельскохозяйственный наук государственной некоммерческой научной организацией, созданной в форме учреждения. Учредителем Института является Российская академия сельскохозяйственных наук. Россельхозакадемия создана на основании Указа Президента РФ от 30.01.1992 года за N 84 на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук.
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 30.01.1992 N 84, переданы в собственность вновь создаваемой Российской академии сельскохозяйственных наук основные фонды, научные приборы, предприятия и оборудование Российской академии сельскохозяйственных наук и ее научных учреждений, а также находящееся на территории Российской Федерации собственное и государственное имущество ВАСХНИЛ и ее научных учреждений. Переданы вновь создаваемой Российской академии сельскохозяйственных наук в бессрочное, бесплатное пользование земли, ранее предоставленные Российской академии сельскохозяйственных наук, ВАСХНИЛ и их научным учреждениям.
Из материалов дела усматривается, что судами правомерно были отклонено доводы ответчика о том, что заявленные к регистрации объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 26-А, лит. Е, лит. С, лит. Ж, лит. Р, лит. П в реестре федерального имущества, передаваемого РАСХН, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 г. N 2445-р отсутствуют, поскольку в соответствии с Распоряжением Российской академии сельскохозяйственных наук N 29-08 от 22.06.2007 года за Государственным научным учреждением Государственный научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности Российской академии сельскохозяйственных наук закреплено на праве оперативного управления имущество. В соответствии с договором N YIII.22 от 02 июля 2007 года, а также Дополнительным соглашением N 1 от 15 октября 2010 года о внесении изменений в договор от 02.07.2007 г. N YIII.22, заключенными между Россельхозакадемией и ГНУ ГОСНИИХП, заявителю на праве оперативного управления передано все движимое и недвижимое имущество, отраженное в балансе Учреждения. Недвижимое имущество, закрепленное за истцом на праве оперативного управления, состоит из следующих объектов: строение 1 общей площадью 13966,8 кв. м, строение 2 общей площадью 4940,8 кв. м, строение 3 общей площадью 37,5 кв. м, строение 4 общей площадью 692,8 кв. м, строение 5 общей площадью 36,3 кв. м, строение 6 общей площадью 317,3 кв. м, строение 7 общей площадью 725,2 кв. м, строение 8 общей площадью 37,2 кв. м, строение 9 общей площадью 722,3 кв. м, строение 10 общей площадью 121,8 кв. м, строение 11 общей площадью 409,0 кв. м, строение 12 общей площадью 57,1 кв. м, строение 13 общей площадью 556,9 кв. м, строение 14 общей площадью 169,1 кв. м, строение 15 общей площадью 225,2 кв. м. Также данное недвижимое имущество включает в себя сооружения. Все указанные объекты недвижимого имущества расположены по адресу: г. Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 26 А. Передача объектов недвижимого имущества подтверждена актами о приеме-передаче здания (сооружения) по форме N ОС-1а (т. 1 л.д. 14 - 20).
Кроме того, в соответствии с выписками из реестра федерального имущества от 29.07.2009 г. за N 122/20, 122/4, 122/19 от 14.12.2009 г. за N 885/1, 885/2, от 10.03.2011 за N 483/1, 483/2, 483/3, 483/4, 483/5, 483/6, 483/7, 483/8, 483/9, 483/10, правообладателем перечисленного в выписках имущества является ГНУ ГОСНИИХП.
Также судами первой и апелляционной было установлено, что на строения с 1 - 5, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Б. Черкизовская, д. 26-А, выданы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления от 30 апреля 2010 года (серии 77 АМ, за N 300093, 300096, 300091, 300094, 300092), на остальные строения с 6 - 15 с литерами: Е, Ж, И, К, Л, М, Н, П, Р, С свидетельства о регистрации права собственности выданы на имя Российской Федерации 13 октября 2010 года (серии 77 АМ, за N 583956, 583957, 583958, 583960, 583959) и 15 октября 2010 года (серии 77 АМ, за N 583722, 583723, 583726, 583725, 583724).
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Состав полномочий Россельхозакадемии в отношении закрепленного за ней имущества определен в п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", в соответствии с которым академия наделена правом владения, пользования и распоряжения переданным ей государственным имуществом.
В соответствии с выписками из реестра федерального имущества, объекты являются имуществом, отнесенным к федеральной собственности.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из того, что наделение Россельхозакадемии правами осуществлять от имени Российской Федерации полномочия собственника государственного имущества соответствует п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Наделенные таким правом лица осуществляют права собственника государственного имущества от имени Российской Федерации (п. 3 ст. 214 ГК РФ).
С учётом вышеизложенного, отказ в регистрации в связи с отсутствием у Россельхозакадемии правомочий выступать от лица Российской Федерации и самостоятельно закреплять федеральное имущество за научным учреждением правомерно признан судами незаконным.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2013 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 по делу N А40-124026/12-120-1218 оставить без изменения, кассационную жалобу Управление Росреестра по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Зверева |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.