г. Москва |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А41-46389/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2013 года.
|
|
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ворониной Е.Ю., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "НИКЭ"- Дабиж С.В. доверенность от 10 ноября 2012 года, Хурумов П.П. доверенность от 10 ноября 2012 года,
от заинтересованного лица: Администрация Ленинского муниципального района МО - Коновченко Ю.С. доверенность от 19 августа 2013 года N 4-25/60,
рассмотрев 17 октября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Ленинского муниципального района МО
на решение Арбитражного суда Московской области
от 19 апреля 2013 года,
принятое судьей Афанасьевой М.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 01 июля 2013 года,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Кручининой Н.А., Шевченко Е.Е.,
по заявлению ООО "НИКЭ"
об оспаривании действий и обязании устранить допущенные нарушения,
к Администрации Ленинского муниципального района МО
УСТАНОВИЛ:
ООО "НИКЭ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Ленинского муниципального района Московской области (далее - администрация), в котором просит:
- признать незаконными действия администрации по отказу в выдаче ООО "НИКЭ" разрешений на установку рекламных конструкций, по следующим адресам: полоса отвода автомобильной дороги Государственной компании М-4 "Дон", км 21 + 650 (лево), км 22 + 000 (право), км 22 + 150 (право), км 22 + 300 (право), км 24 + 500 (лево), км 24 + 650 (лево), км 25 + 400 (лево), км 26 + 300 (право), км 26 + 500 (лево), км 27 + 300 (лево), км 27+450 (лево), км 27 + 800 (право), км 29 + 500 (лево), оформленные письмом от 12.09.2012 N 7108п;
- обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "НИКЭ" путем выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, по следующим адресам: полоса отвода автомобильной дороги Государственной компании М-4 "Дон", км 21 + 650 (лево), км 22 + 000 (право), км 22 + 150 (право), км 22 + 300 (право), км 24 + 500 (лево), км 24 + 650 (лево), км 25 + 400 (лево), км 26 + 300 (право), км 26 + 500 (лево), км 27 + 300 (лево), км 27 + 450 (лево), км 27 + 800 (право), км 29 + 500 (лево).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 апреля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация Ленинского муниципального района Московской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение. Ссылается на пропуск установленного законом срока на обращение в суд. Вынося решение в части обязании выдать разрешения, суд не проверил насколько имеющиеся на руках у заявителя документы соответствуют требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, наличие согласований уполномоченных органов (ГИБДД), оплату госпошлины.
В судебном заседании представитель администрации доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представители общества в судебном заседании и представленном отзыве возражали против её удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит судебные акты подлежащими отмене в части обязания Администрации Ленинского муниципального района Московской области выдать разрешение на установку спорных рекламных конструкций.
Как усматривается из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу, ООО "НИКЭ" 20 сентября 2011 года обратилось в администрацию с заявкой о рассмотрении возможности размещения наружной рекламы на территории Ленинского муниципального района Московской области (13 рекламных конструкций), ошибочно указав в данной заявке на возможность размещения 8 конструкций наружной рекламы на территории Домодедовского района Московской области с приложением цветных фотографий, адресов и схем территориального размещения рекламных конструкций, дизайн-проектом, заключением технической экспертизы, лицензии проектной организации, копией договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с ГК "Росавтодор", платежного поручения об оплате госпошлины.
Не получив ответ, общество 08 февраля 2012 года обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций.
Также не получив ответа на второе заявление, ООО "НИКЭ" 19 июля 2012 года вновь обратилось с заявлением N 243 с просьбой выдать испрашиваемые разрешения. В данном заявлении общество просило администрацию направить в его адрес решение в письменной форме о выдаче разрешений или об отказе в выдаче разрешений.
Администрация письмом от 17 сентября 2012 года N 7108п в ответ на обращение от 19 июля 2012 года сообщила, что "в результате проверки мест установлено, что из указанных в обращении 21 конструкций на территории Ленинского муниципального района Московской области размещено только 13 конструкций. Рекламные конструкции на дату проверки установлены и эксплуатируются с нарушением норм и требований ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения". Во избежание нарушения требований ГОСТа, а также в целях оптимизации размещения рекламных конструкций, администрацией разрабатывается концепция размещения средств наружной рекламы на трассе М-4 "Дон". Вопрос оформления разрешительной документации на рекламные конструкции будет рассматриваться в рамках реализации концепции".
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что письмо-отказ детально не мотивирован и не основан на законе, администрацией произведен осмотр уже размещенных иными хозяйствующими субъектами и не принадлежащих обществу рекламных конструкций.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (в редакции, действовавшей на момент оспариваемого отказа) установлено, что Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
В силу части 9 названной статьи установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (в редакции, действовавшей на момент оспариваемого отказа)
Согласно части 15 статьи 19 названного Федерального закона решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям: 1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; 2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану; 3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; 4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа; 5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании; 6) нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 названной статьи.
Доказательств наличия указанных оснований судами не установлено и Администрацией не представлено доказательств в обоснование наличия законных оснований к отказу.
Таким образом суд правомерно признал отказ в выдаче разрешений незаконным.
В то же время суд обязав Администрацию выдать разрешения на размещение рекламных конструкций не устанавливал насколько имеющиеся у Заявителя документы соответствуют требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, наличие согласований уполномоченных органов (ГИБДД), оплату госпошлины. При таких обстоятельствах решение суда Московской области от 19 апреля 2013 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2013 года отменить в части обязания Администрации Ленинского муниципального района Московской области выдать разрешение на установку спорных рекламных конструкций.
При отсутствии доказательств соблюдения требований законодательства заявителем суд счел возможным в указанной части обязать Администрацию Ленинского муниципального района Московской области рассмотреть в месячный срок в установленном законом порядке вопрос о выдаче разрешения на установку спорных рекламных конструкций ООО "НИКЭ".
В остальной части судебные акты подлежат оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 апреля 2013 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2013 года по делу N А41-46389/12 отменить в части обязания Администрации Ленинского муниципального района Московской области выдать разрешение на установку спорных рекламных конструкций.
Обязать Администрацию Ленинского муниципального района Московской области рассмотреть в месячный срок в установленном законом порядке вопрос о выдаче разрешения на установку спорных рекламных конструкций ООО "НИКЭ".
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.