г. Москва |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А40-940/13-148-9 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Зверевой Е. А.,
судей Петровой В.В., Стрельникова А.И.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Дмитрук Е.Н. - Темченко Д.Б. - дов. от 11.01.2011 сроком на 3 года, Темченко Д.Б. - лично по паспорту,
от ответчика изв., неявка,
от третьего лица изв., неявка,
рассмотрев 17.10.2013 в судебном заседании кассационную жалобу
Дмитрука Евгения Николаевича и Темченко Дмитрия Борисовича - истца
на решение от 04.04.2013 года
Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Нариманидзе Н.А.
на постановление от 25.06.2013 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Свиридовым В.А., Каменецким Д.В., Якутовым Э.В.
по заявлению Дмитрука Е.Н. и Темченко Д.Б.
о признании незаконным распоряжения ГУ МЮ РФ по г. Москве от 18.10.2012 N 5474, о признании незаконным свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 77 N 014251078 от 19.10.2012 г. и государственного регистрационного номера записи 2127799165151
к Управлению Федеральной налоговой службы России по г. Москве; ГУ Министерства юстиции по г. Москве,
третье лицо: РООА "Марьино",
УСТАНОВИЛ:
Дмитрук Е.Н. и Темченко Д.Б. обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными распоряжения Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве N 5471 от 18.10.2012 г., свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 77 N 014251078 от 19.10.2012 г. и государственного регистрационного номера записи 2127799165151.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 апреля 2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом суды пришли к выводу о соответствии оспариваемых распоряжения, свидетельства и государственного регистрационного номера записи налогового органа закону, не повлекших для заявителей неблагоприятных правовых последствий в виде нарушения их прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, истцы обратились с кассационной жалобой, в которой указывают на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным по делу доказательствам, в связи с чем просили обжалуемые решение и постановление отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителей поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
От УФНС России по г. Москве поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что, согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, действующим Председателем РООА "Марьино" является Дмитрук Е.Н.
02.02.2011 г. Председатель РООА "Марьино" Дмитрук Е.Н. назначил Темченко Д.Б. на должность Исполняющего обязанности Председателя РООА "Марьино" с правом второй подписи на всей финансово-хозяйственной, в т.ч. банковской и иной документации РООА "Марьино".
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 13.09.2011 г. исковые требования Варгина А.К. к Дмитруку Е.Н., Управлению Министерства юстиции РФ по г. Москве о признании недействительными протоколов и изложенных из них решений, протокола конференции и изложенных в нем решений, распоряжения N 1725-р от 27.04.2011 г., свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ удовлетворены частично. Кроме того, указано, что решение является основанием для погашения в Едином государственном реестре юридических лиц записи от 12.05.2011 г. о Дмитруке Е.Н. как о руководителе постоянно действующего руководящего органа (государственный регистрационный номер записи 2117799067384).
Распоряжением Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации принято решение о погашении в ЕГРЮЛ записи N 2117799067384 от 12.05.2011 г. о Региональной общественной организации автолюбителей "Марьино"; направлении копии данного распоряжения и документов в УФНС по г. Москве для погашения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Определением Люблинского районного суда г. Москвы от 11.07.2011 г. наложен запрет на совершение любых регистрационных действий в отношении РООИ "Марьино", на основании которого в информационный ресурс "Ограничения" ПК ЕЦР АИС "Регистрация" внесены сведения о запрете на совершение любых регистрационных действий в отношении РООА "Марьино".
В соответствии с представленными документами в ЕГРЮЛ внесены сведения о признании записи о государственной регистрации от 12.05.2011 г. за ГРН 2117799067384 недействительной и были исключены сведения о физическом лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица - Дмитруке Евгении Николаевиче (сведения внесены записью 2117799067384 от 12.05.2011 г.), и восстановлены сведения о Варгине Александре Константиновиче (сведения внесены записью ГРН 1037700100470 от 30.01.2003).
Полагая, что вышеуказанные решение о погашении в ЕГРЮЛ записи N 2117799067384 от 12.05.2011 г. о Региональной общественной организации автолюбителей "Марьино" и направление копии данного распоряжения и документов в УФНС по г. Москве для погашения соответствующей записи в ЕГРЮЛ в отношении Региональной общественной организации автолюбителей "Марьино" не соответствуют закону и влекут неблагоприятные правовые последствия в виде нарушения прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности определенного круга лиц, заявители обратились в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно системному толкованию ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Статьей 10 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) установлено, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
На основании пункта 2 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.
Пунктом 3 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях установлено, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется в соответствии со статьей 2 Закона о государственной Регистрации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ФНС России в лице ее территориальных органов) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации (Министерство юстиции Российской Федерации в лице ее территориальных органов).
В соответствии с пунктом 8 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий (налоговый) орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как правомерно отмечено судами, законодательством о государственной регистрации юридических лиц на Управление не возложены полномочия либо обязанности по юридической экспертизе сведений и документов, поступающих из территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации для внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В связи с чем, регистрирующие (налоговые) органы не наделены полномочиями по принятию решений о государственной регистрации юридических, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации.
Вопросы, связанные с государственной регистрацией общественных, некоммерческих, религиозных организаций, в том числе в части юридического анализа представленных для государственной регистрации документов, входят в компетенцию органов Министерства юстиции Российской Федерации.
Внесение в ЕГРЮЛ записи о наличии обеспечительных мер законодательством о государственной регистрации и Правилами ведения ЕГРЮЛ не предусмотрено.
Сведения об обеспечительных мерах, установленных судебными актами (в том числе о запрете на регистрацию) вносятся регистрирующим (налоговым) органом в анализированный информационный ресурс, используемый при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.
Как установлено судами распоряжением Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве N 5471 от 18.10.2012 г. на основании вступившего в законную силу решения Люблинского районного суда г. Москвы от 13.09.2011 г. было принято решение о погашении в ЕГРЮЛ записи N 2117799067384 от 12.05.2011 г. о Региональной общественной организации автолюбителей "Марьино"; направлении копии данного распоряжения и документов в УФНС по г. Москве для погашения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Запись за ГРН 2127799165151 от 19.10.2012 г. о признании записи о государственной регистрации юридического лица - РООИ "Марьино" (ОГРН 1037700100470, ИНН 7723140556) от 12.05.2012 г. ГРН 2117799067384 недействительной на основании определения N 33-5782 от 22.02.2012 г. Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда внесена в ЕГРЮЛ на основании решения о государственной регистрации N 5471 от 18.10.2012 г., принятого Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.
В соответствии с представленными документами в ЕГРЮЛ внесены сведения о признании записи о государственной регистрации от 12.05.2011 г. за ГРН 2117799067384 недействительной. Таким образом, исключены сведения о физическом лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица - Дмитруке Евгении Николаевиче (сведения внесены записью 2117799067384 от 12.05.2011 г.), и восстановлены сведения о Варгине Александре Константиновиче (сведения внесены записью ГРН 1037700100470 от 30.01.2003 г.).
Согласно пункту 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 12.11.2010 г. N 343, внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Закона о государственной регистрации или решений судов.
Министерство юстиции Российской Федерации (территориальные органы) направляют в налоговые органы с сопроводительным письмом заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также один экземпляр документов, предусмотренных Законом о государственной регистрации (подлинники), или заверенную в установленном порядке копию решения суда.
Действия регистрирующих (налоговых) органов при исполнении решений судов о признании недействительными актов о государственной регистрации юридического лица, разъяснены методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 30.01.2003 г. N ММ-6-09/133@ для территориальных органов МНС России при осуществлении ими государственной регистрации юридических лиц и ведении Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 рекомендаций от 30.01.2003 г. N ММ-6-09/133@, в случае признания судом акта о государственной регистрации юридического лица недействительным, регистрирующий (налоговый) орган, руководствуясь ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях восстановления нарушенного права в течение 5 дней с момента поступления указанного решения в регистрирующий (налоговый) орган на основании решения суда вносит в ЕГРЮЛ запись о признании записи о государственной регистрации юридического лица действительной.
Таким образом, при внесении в ЕГРЮЛ записи за ГРН 2127799165151 от 19.10.2012 г. о государственной регистрации юридического лица - Региональная общественная организация автолюбителей "Марьино" УФНС по г. Москве действовало в соответствии со специальным порядком государственной регистрации юридических лиц на основании решения о государственной регистрации N 5471 от 18.10.2012 г., принятого Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.
Акт государственной регистрации юридических лиц, регистрации изменений сведений о юридических лицах и предпринимателях (в данном случае - регистрационная запись в ЕГРЮЛ) не является индивидуальным (ненормативным) правовым актом, не содержит властных предписаний и запрещений, в том числе не носит разового характера, поскольку относится к особым действиям юридического характера, совершаемым органами исполнительной власти в пределах установленных полномочий, и представляет собой систему записей, обжалование или изменение которых не предусмотрено ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ни государственная регистрация изменений, ни сама регистрационная запись, в отличие от решения регистрирующего органа, не являются ненормативным актом государственного органа, который подлежит оспариванию в суде, поскольку является лишь фактом подтверждения проведенной государственной регистрации на основании принятого ответчиком акта - решения о государственной регистрации.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2013 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по делу N А40-940/13-148-9 оставить без изменения, кассационную жалобу Дмитрука Е.Н., Темченко Д.Б.- без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Зверева |
Судьи |
В.В.Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях установлено, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется в соответствии со статьей 2 Закона о государственной Регистрации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ФНС России в лице ее территориальных органов) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации (Министерство юстиции Российской Федерации в лице ее территориальных органов).
В соответствии с пунктом 8 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий (налоговый) орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись.
...
Согласно пункту 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 12.11.2010 г. N 343, внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Закона о государственной регистрации или решений судов.
...
Акт государственной регистрации юридических лиц, регистрации изменений сведений о юридических лицах и предпринимателях (в данном случае - регистрационная запись в ЕГРЮЛ) не является индивидуальным (ненормативным) правовым актом, не содержит властных предписаний и запрещений, в том числе не носит разового характера, поскольку относится к особым действиям юридического характера, совершаемым органами исполнительной власти в пределах установленных полномочий, и представляет собой систему записей, обжалование или изменение которых не предусмотрено ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 октября 2013 г. N Ф05-12997/13 по делу N А40-940/2013