город Москва |
|
17 октября 2014 г. |
Дело N А40-118265/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей: Ворониной Е.Ю., Дегтяревой Н.В.,
при участии в заседании:
от истца - Пащенко М.А., доверенность от 31.12.2013,
от ответчика - извещен, представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "ПАК-Инвест" на решение от 03 апреля 2014 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Кочетковым А.А., на постановление от 01 июля 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями: Лящевским И.С., Алексеевой Е.Б., Седовым С.П.,
по иску ЗАО "ПАК-Инвест"
к Министерству финансов Российской Федерации
третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Пассажирский автотранспортный комбинат-Инвест" (далее - ЗАО "ПАК-Инвест") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) за счет казны Российской Федерации 76 508 486 руб. 10 коп. в возмещение убытков, причиненных перевозкой федеральных льготников.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013, исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.11.2013 принятые по делу судебные акты отменены, как незаконные и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 03.04.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскан 1 991 362 руб. 81 коп. в возмещение убытков. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ЗАО "ПАК-Инвест" обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, отправить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель указал в жалобе, что судом первой инстанции допущена ошибка в расчетах определения стоимости проездного на автотранспорте. По мнению заявителя судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.
Минфин России и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителя в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального права и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, исковые требования о взыскании понесенных истцом убытков предъявлены в связи с обеспечением ЗАО "ПАК-Инвест" в 2011 году равной доступности услуг городского и пригородного автотранспорта для граждан, включенных в федеральный регистр льготников, проживающих в городе Набережные Челны Республики Татарстан.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Согласно статьям 3, 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Постановлением Комитета министров Республики Татарстан от 07.04.2005 N 161 (в редакции постановления КМ РТ от 30.12.2010 N 1135) утверждена Методика расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по ЕМСПБ и ЕМДСПБ.
На основании указанного выше нормативно-правового акта предприятие в 2011 году предоставляло отдельным категориям граждан право льготного проезда на основании ЕСПБ, в связи с чем получало компенсацию из бюджета субъекта Российской Федерации.
Указанная Методика Постановлением Конституционного Суда Республики Татарстан от 26.04.2011 N 43-П признана соответствующей Конституции Республики Татарстан.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, проверив обоснованность расчетов убытков, представленных участвующими в деле лицами, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23 июня 2009 года N 2992/09, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 25 января 2011 N 9621/10, расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода).
Суд установил, что ответчиком в материалы дела представлен контррасчет недополученных истцом доходов, который составлен на основании количества реализованных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок в месяц. Указанный расчет проверен судом и признан обоснованным.
Принимая решение, суд исходил из того, что расходы транспортного предприятия по перевозке льготных категорий граждан возмещены не в полном объеме из бюджета Российской Федерации.
Поскольку обязанность по возмещению расходов предприятия по перевозке льготных категорий граждан в невозмещенной части лежит на Российской Федерации, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика 1 991 362 руб. 81 коп. убытков.
Кассационная инстанции, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, признает правомерным вывод суда о наличии у Российской Федерации обязанности по возмещению транспортному предприятию убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
Суд полно и всесторонне исследовал представленные по делу доказательства размера расходов и правильно применил нормы материального права. Оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 апреля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2014 года по делу N А40-118265/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.