город Москва |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А40-1643/13-1-8 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дербенева А.А.
судей Тихоновой В.К., Калининой Н.С.
при участии в заседании:
от истца - Межрегиональная общественная организация "Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам" - Заборин О.В., доверенность от 16.01.2013 б/н;
от ответчика - Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19), - Шкаранда Ю.А., доверенность от 20.05.2013 N 212/2/203;
от ответчика - Военный комиссариат Республики Адыгея - не явился, надлежаще извещен;
от ответчика - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации - не явился, надлежаще извещен,
рассмотрев 09 декабря 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 20 июня 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Лиловой О.Г.
на постановление от 26 августа 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Семикиной О.Н., Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В.
по иску Межрегиональная общественная организация "Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам" (ОГРН 1026300005071, 445022, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Ленина, д. 42)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19), военному комиссариату Республики Адыгея (ОГРН 1020100697418, 385000, республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Комсомольская, д. 217), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональная общественная организация "Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам" предъявила иск к Министерству обороны Российской Федерации, военному комиссариату Республики Адыгея и Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании задолженности за оказанные услуги в размере 300.300 руб.
Истцом до принятия решения заявлен отказ от иска к военному комиссариату Республики Адыгея, который принят судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 июня 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2013 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме, прекращено производство по делу по иску к военному комиссариату Республики Адыгея.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы от 20 июня 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2013 года по делу N А40-1643/13 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, оспариваемое решение и постановление, вынесены при несоответствии выводов суда, изложенных в решении и постановлении фактическим обстоятельствам дела, судами неправильно применены нормы процессуального и материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не дали надлежащую оценку доводу Минобороны России о том, что договор на подготовку граждан по военно-учетным специальностям между истцом и Минобороны России не заключался.
В связи с этим, обязательства по оплате услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в силу закона (пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", подпункт 4 пункта 2, абзац 2 пункта 4 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. N 704, Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 г. N 1132) лежат на военных комиссариатах.
Кроме того, как указывает ответчик, согласно пункту 4 Правил о компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 704, получателями компенсации расходов, связанных с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин являются образовательные учреждения и транспортные организации.
Исходя из представленных в материалы дела документов следует, что подготовку граждан осуществляли образовательные учреждения, а не истец, следовательно, он не может являться получателем компенсации расходов.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции ответчик - Министерство обороны Российской Федерации в лице своего представителя настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по основаниям, в ней изложенным.
Истец - Межрегиональная общественная организация "Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам", в лице своего представителя возражало относительно удовлетворения кассационной жалобы, полагая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, представил отзыв на кассационную жалобу.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции надлежаще извещенный ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, не явился, в связи с чем, суд рассматривает дело в его отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Кассационная коллегия учитывает, что Минфином России кассационная жалоба на состоявшиеся по делу судебные акты не подавалась, в связи с чем оснований для пересмотра решения Арбитражного суда города Москвы от 20 июня 2013 года и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2013 года в части, касающейся возложения на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации субсидиарной ответственности, у кассационной коллегии не имеется.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 31.10.2008 г. между Межрегиональной общественной организацией "Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам" (далее - истец, исполнитель) и Министерством обороны Российской Федерации (далее - ответчик, заказчик) заключен государственный контракт N 14/ВУС на оказание услуг по подготовке граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2009 г., предметом которого является подготовка исполнителем граждан по военно-учетной специальности "водитель автомобилей категории "С" в Северо-Кавказком военном округе.
Согласно п. 1.2 государственного контракта граждане считаются подготовленными, если они на выпускных экзаменах показали положительные знания и умения по предметам обучения и органами государственной инспекции безопасности дорожного движения выданы водительские удостоверения на право управления транспортными средствами категории "С").
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием возникновения гражданских прав и обязанностей являются, в том числе и договоры.
В соответствии состатьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Анализ условий вышепоименованных контрактов позволяет суду кассационной инстанции прийти к выводу о правильной квалификации судами возникших между сторонами правоотношений по поводу возмездного оказания услуг, регулируемых главой 39 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии состатьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В связи с тем, что ответчик отказал истцу в оплате оказанным ответчиком надлежащим образом услуг, последний обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности) компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности определен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила компенсации расходов).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 Правил компенсации расходов компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата.
В силу пункта 3 Правил компенсации расходов компенсация названных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 09.12.09 г. по 29.03.2010 г., за рамками действия государственного контракта было подготовлено по ВУС 837 категории "С" 13 человек на сумму 300.300 руб., что подтверждается актами военно-экзаменационной комиссии с протоколами заседания квалификационной комиссии ГИБДД.
В обоснование исковых требований истцом представлен договор N 3 СКВО/РА от 26.10.2009 г. между МРОО "ДОСВАМ" и ФГУ "Адыгейский УКК АТ" г. Майкоп о возмездном оказании услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, N 3 СКВО/РА от 26.10.2009 г., именной список граждан, отобранных ВК Майкопского р-на Республики Адыгея в ФГУ "Адыгейский УКК АТ" г. Майкоп для обучения 13 призывников (период обучения с 09.12.2009 г. по 29.03.2010 г.) по ВУС837 категории "С", выписка из приказа ВК Майкопского р-она N 137 от 30.11.2009 г. о направлении на обучения 13 призывников (период обучения с 09.12.2009 г. по 29.03.2010 г.) по ВУС837 категории "С", согласно которой 13 курсантов зачислены в учебную группу на обучение по ВУС 837 "С", оценочная ведомость результатов проверки (проведения выпускных экзаменов), протокол N 44 от 30.03.2010 г. экзаменационной комиссии по выпуску учащихся и протокол N 3. экзаменационной комиссии МРЭО N 1 ГИБДД МВД по Республики Адыгея на право управления автотранспортными средствами категории "С".
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. ФЗ 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Министерству обороны Российской Федерации предусмотрены расходы на подготовку граждан по военно-учетным специальностям.
При этом, суды обеих инстанции рассмотрели и дали оценку доводу Минобороны России об оказании услуг вне рамок заключенных государственных контрактов, аналогично заявлявшемуся в кассационной жалобе, и сделали правильный вывод о том, что начатые до и оконченные после срока действия контракта услуги истца подлежат оплате заказчиком в соответствии с условиями заключенных договоров.
Обязанность Российской Федерации в лице ее полномочных органов по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления услуг по подготовке призывников, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
В силу пункта 12.1 части 1 и части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений несет главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В соответствии с подпунктом 34 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны России финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой на договорной основе организации и общественные объединения, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям.
Согласно подпункту 31 пункта 10 названного Указа министр является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, установлено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны России в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота) (пункт 2), при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований выполняют функции по обеспечению обороны страны путем организации в мирное время подготовки граждан к призыву на военную службу или направления их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, а также поставки техники в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования в периоды мобилизации, военного положения и в военное время (пункт 4).
Согласно подпункту 26 пункта 11 Положения о военных комиссариатах основными задачами военных комиссариатов является, в том числе организация работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
При этом материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке. Минобороны России обеспечивает военные комиссариаты вооружением и военной техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа (Балтийского флота) в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета Минобороны России на эти цели (пункт 18 Положения о военных комиссариатах).
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, суды пришли к правомерному выводу, что Минобороны России в отношении комиссариата выполняет функцию главного распорядителя бюджетных средств, в связи с чем денежные средства для организации комиссариатом работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям, должны были быть выделены последнему за счет средств федерального бюджета Министерством обороны Российской Федерации.
Вместе с тем, Министерством обороны Российской Федерации доказательства исполнения обязанности по финансированию компенсационных расходов военкомата на организацию и подготовку граждан по военно-учетным специальностям в спорный период суду в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 68, 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований и взыскании задолженности с министерства обороны Российской Федерации.
Исходя из изложенного, судом апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
Иные доводы, приведенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанции обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, которая в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 июня 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2013 года по делу N А40-1643/13-1-8,- оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Дербенев |
Судьи |
В.К. Тихонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.