г. Москва |
|
23 декабря 2013 г. |
Дело N А40-1872/13-127-14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Алексеева С.В.
судей Комаровой О.И., Русаковой О.И.
при участии в заседании:
от истца - Заборин О.В., дов. от 16.01.2013
от ответчика - Шаргаева Н.В., дов. от 20.11.2013 N 212/3704
рассмотрев 18 декабря 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны РФ
на решение от 27 июня 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кофановой И.Н.
на постановление от 10 сентября 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Седовым С.П., Семикиной О.Н., Лящевским И.С.
по иску Межрегиональной Общественной Организации "ДОСВАМ"
к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Самарской области, Министерству финансов РФ
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональная Общественная Организация "Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам" обратилась с иском в Арбитражный суд г. Москвы к Министерству обороны Российской Федерации; Военному комиссариату Самарской области; Министерству финансов Российской Федерации о взыскании с ответчиков задолженности за фактически оказанную услугу по подготовке граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, по ВУС солдат, матросов, сержантов и старшин сумму в размере 1 523 000 рублей. При недостаточности денежных средств - субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
До принятия решения по делу истец в порядке ст. 49 АПК РФ заявил об отказе от требований в части солидарной ответственности Военного комиссариата Самарской области, который принят судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2013 суд первой инстанции взыскал с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, а при недостаточности денежных средств с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Межрегиональной общественной организации "Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам" 1 523 000 руб. основного долга, производство по делу в отношении Военного комиссариата Самарской области прекратил.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 решение Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2013 изменено, в удовлетворении требования о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано.
В кассационной жалобе Министерство обороны РФ просит отменить принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в иске; полагая, что судебный акт апелляционной инстанции является необоснованным и незаконным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Министерства обороны РФ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая принятое по делу постановление законным и обоснованным.
Представитель ответчика - Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, 31 октября 2008 г. между Межрегиональная Общественная организация "Добровольная организация содействия военным автомобилистам к механикам" (МРОО "ДОСВАМ", исполнителем) и Министерством обороны Российской Федерации (заказчиком) заключены Государственные контракты на возмездное оказание услуг по подготовке граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, по ВУС солдат, матросов сержантов и старшин в 2009 году.
Пунктом 5.1. настоящего контракта определен срок действия контракта "с момента подписания и действует по 31 декабря 2009 г.".
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Истцом велась подготовка и обучение граждан на базе автономной некоммерческой образовательной организацией "Тольяттинская Техническая школа ДОСВАМ".
Актом сдачи-приемки услуг, по подготовке граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу по ВУС солдат, матросов и старшин в 2009 г. от октября 2009 г. подписанному Военным комиссаром Самарской области и Председателем Центрального Совета МРОО "ДОСВАМ" истец выполнил взятые на себя обязательства и подготовил 330 специалистов по ВУС 837 "В, С", 26 специалистов по ВУС 837 "Д".
Однако и после подписания акта, но в рамках срока действия государственного контракта, по направлению ВК подготовка по ВУС продолжалась, и в период с 22.12.2009 по 20.03.2010, было подготовлено еще 55 человек на сумму 1 523 000 рублей.
Данные обстоятельства подтверждаются тем, что ВК Самарской области направляли группы граждан, отобранных для подготовки по военно-учетной специальности водитель ВУС-837 категории "В, С" и "Д". Прошли обучение 55 человек, факт выполнения работ по обучению призывников подтвержден актами военно-экзаменационной комиссии и протоколами заседания квалификационной комиссии ГИБДД.
Оформить и подписать дополнительный акт сдачи-приемки услуг военные комиссариаты Самарской области отказались. Тем не менее, каких-либо замечаний по подготовке специалистов, по объему и качеству выполненных истцом работ военными комиссариатами Самарской области (Министерством обороны РФ) представлено не было.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством РФ.
Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.
Количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Министерством обороны РФ.
Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), согласно п. 7 ст. 1 которого 8 компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением указанного Федерального закона является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" мероприятия, устанавливаемые названной статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях, также являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Министерством обороны Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 704, в соответствии с п. 4 ч. 2 которых компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата. Согласно п. 3 Правил, компенсация расходов, указанных в пункте 2 указанных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ.
Согласно п. 4 Правил - выплата компенсации осуществляется в отношении: расходов, указанных в подпунктах 4 и 6 пункта 2 Правил, - путем перечисления на счета получателей компенсации (образовательных учреждений общественных объединений и транспортных организаций) на основании их счетов средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства федеральному бюджетному учреждению, находящемуся в ведении Министерства обороны РФ.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, задачи по организации работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, возложены на военные комиссариаты.
Согласно пункту 12 Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.05.2001 N 202 (далее - Инструкция), военные комиссары районов, городов без районного деления, иных муниципальных образований, проводят мероприятия по отбору граждан, из числа подлежащих очередному призыву на военную службу, для подготовки по военно-учетным специальностям, комплектуют учебные группы и направляют их в образовательные учреждения; информируют военного комиссара субъекта Российской Федерации, командиров воинских частей о сроках проведения выпускных экзаменов в образовательных учреждениях, выделяют в состав военных экзаменационных комиссий своего представителя.
Объем предоставления образовательных услуг МРОО "ДОСВАМ", оказание услуг осуществлялось по заявке военного комиссариата Самарской области.
В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие, что объем предоставления услуг определялся военными комиссариатами Самарской области, оказание услуг осуществлялось по их заявкам, с учетом указаний Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, приказа командующего войсками Приволжско-Уральского военным округом, Приказа командующего войсками Приволжско-Уральского военным округом N 229 от 07.05.2009 г. о назначении ВЭК.
Комплектация и обучение, выпуск призывников сопровождалось следующими документами: ВУС 837 "Д":
Между МРОО "ДОСВАМ" и АНОО "ТТШ ДОСВАМ" заключен договор N 11 ПУрВо/См от 19.10.2009 г. о возмездном оказании услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, старшин.
Факт направления призывников на обучение и их количество по каждой категории подтверждены именными списками граждан, отобранных военными комиссариатами, выписками из приказов военных комиссариатов Самарской области "О направление граждан на обучение".
Общее число подготовленных специалистов составило 55 человек (период с 22.12.2009 г. по 20.03.2010 г.) на сумму 1 523 000,00 руб.
В соответствии с п. 5.1. заключенных контрактов срок действия контракта определен как - с момента подписания по 31 декабря 2009 г.
Истечение срока действия контракта в силу п. 3 ст. 425 ГК РФ прекращает исполнение обязательств, возникших из договора, только в случае, если это предусмотрено договором. Государственные контракты от 31.10.2008 такого условия не содержат. В отсутствие такого условия договор признается действующим до определенного им момента исполнения сторонами обязательства, то есть до прекращения обязательств сторон надлежащим исполнением (ст. 408 ГК РФ).
Истец свои обязательства по контрактам выполнил, что не прекращает обязательства, возникшего из контракта, в том числе обязательства заказчика оплатить результат фактически выполненных исполнителем услуг. Следовательно, обязательства сторон, возникшие из государственного контракта, не были прекращены по основаниям, предусмотренным ГК РФ, и государственный контракт своего действия не прекратил.
В соответствии с п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не допускается односторонний отказ стороны контракта от его исполнения, государственный контракт может быть расторгнут по соглашению сторон либо в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Обязанность Российской Федерации, в лице ее полномочных органов, по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления услуг по подготовке призывников, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
В силу осуществления военными комиссариатами публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности казна является источником денежных средств, необходимых для обучения призывников по заявкам военкомата. Вопросы участия в гражданском обороте публично-правового образования регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Исходя из положений пунктов 17, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, суды правомерно пришли к выводу о необходимости взыскания названных расходов с публично-правового образования - Российской Федерации в лице ее казны.
Денежные средства для компенсации расходов истца на лицевой счет военного комиссариата Самарской области ни в спорный период, ни позднее не поступали. Доказательств обратного ответчиками не представлено.
При этом в силу осуществления военным комиссариатом публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности казна является источником денежных средств, необходимых для проведения подготовки контингента военкомата, и компенсация расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
В силу пункта 12.1 части 1 и части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) главный распорядитель бюджетных средств несет от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений несет главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Согласно подпункту 34 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны России финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой на договорной основе организации и общественные объединения, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 31 пункта 10 названного Указа министр является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132 (далее - Положение о военных комиссариатах), установлено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны России в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота) (пункт 2), при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований выполняют функции по обеспечению обороны страны путем организации в мирное время подготовки граждан к призыву на военную службу или направления их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, а также поставки техники в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования в периоды мобилизации, военного положения и в военное время (пункт 4).
Согласно подпункту 26 пункта 11 Положения о военных комиссариатах основными задачами военных комиссариатов является, в том числе организация работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
При этом материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке. Минобороны России обеспечивает военные комиссариаты вооружением и военной техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа (Балтийского флота) в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета Минобороны России на эти цели (пункт 18 Положения о военных комиссариатах).
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, суды пришли к обоснованному выводу, что поскольку в отношении комиссариата Минобороны России выполняет функцию главного распорядителя бюджетных средств, денежные средства для организации комиссариатом работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям, должны были быть выделены последнему за счет средств федерального бюджета Министерством обороны Российской Федерации.
При этом Министерству обороны Российской Федерации из федерального бюджета в 2009 году выделялись денежные средства на компенсацию расходов для подготовки граждан по военно-учетным специальностям по КБК 187 0203 208 0200 в размере 2.290.739.400 рублей.
Минобороны РФ не представило доказательств исполнения обязанности по финансированию компенсационных расходов военкомата на организацию и подготовку граждан по военно-учетным специальностям в спорный период.
Исходя из изложенного, суды правомерно пришли к выводу, что Минобороны России является надлежащим ответчиком по данному делу.
Изменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации суд апелляционной инстанции правомерно указал, что произведя взыскание Российской Федерации в лице Министерства обороны России за счет казны Российской Федерации у суда отсутствовали основания для привлечения к субсидиарной ответственности того же публично-правового образования в лице другого представителя - Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу решения и постановления апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2013 года по делу А40-1872/13-127-14 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Алексеев |
Судьи |
О.И. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.