г. Москва |
|
26 декабря 2013 г. |
Дело N А40-1637/13-127-18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Алексеева С.В.
судей Комаровой О.И., Русаковой О.И.
при участии в заседании:
от истца - Заборин О.В., дов. от 16.01.2013
от ответчика - Соколова С.Ю., дов. от 20.05.2013 N 212/2/198
рассмотрев 24 декабря 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны РФ
на решение от 04.07.2013
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кофановой И.Н.
на постановление от 20.09.2013
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Яремчук Л.А., Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В.,
по иску МРОО "ДОСВАМ"
к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Республики Ингушетия, Министерству финансов РФ
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональная Общественная Организация "Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам" с учетом отказа от требований в части солидарной ответственности Военного комиссариата Республики Ингушетия, обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации задолженности за фактически оказанную услугу по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по ВУС солдат, матросов, сержантов и старшин в сумме 3 927 000 руб., а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2013 оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 иск удовлетворен, производство по делу в отношении Военного комиссариата Республики Ингушетия прекращено.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации, полагающего, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, в связи с чем просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что решение и постановление судов первой и апелляционной инстанции подлежат частичной отмене в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанции, 31.10.2008 между Межрегиональной Общественной организацией "Добровольная организация содействия военным автомобилистам и механикам" и Министерством обороны Российской Федерации заключены государственные контракты на возмездное оказание услуг по подготовке граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу, по ВУС солдат, матросов сержантов и старшин в 2009 г.
В пункте 5.1. настоящего контракта, определен срок действия контракта с момента подписания по 31 декабря 2009 года.
Стоимость услуг, порядок расчетов по контракту определены в разделе 2 госконтракта.
Согласно условий пункта 1.3 госконтракта, при исполнении контракта заказчик вправе в одностороннем порядке изменить объем всех предусмотренных контрактом услуг, не более чем на десять процентов такого объема в случае изменения потребности в услугах, на оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с услугами, предусмотренными контрактом, а также при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части услуг.
Как установлено судами, объем предоставления образовательных услуг МРОО "ДОСВАМ" осуществлялся по заявке Военного комиссариата Республики Ингушетия.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.
Количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Министерством обороны Российской Федерации.
Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, согласно п. 7 ст. 1 которого компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением указанного Федерального закона является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" мероприятия, устанавливаемые названной статьей в части подготовки граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях, также являются расходными обязательствами Российской Федерации и осуществляются Министерством обороны Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года N 704, в соответствии с пунктом 4 ч. 2 которых, компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата.
Согласно п. 3 Правил, компенсация расходов, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил, выплата компенсации осуществляется в отношении: расходов, указанных в подпунктах 4 и 6 пункта 2 Правил, путем перечисления на счета получателей компенсации (образовательных учреждений общественных объединений и транспортных организаций) на основании их счетов средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства федеральному бюджетному учреждению, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, задачи по организации работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, возложены на военные комиссариаты.
Согласно пункта 12 Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.05.2001 года N 202, военные комиссары районов, городов без районного деления, иных муниципальных образований, проводят мероприятия по отбору граждан, из числа подлежащих очередному призыву на военную службу, для подготовки по военно-учетным специальностям, комплектуют учебные группы и направляют их в образовательные учреждения; информируют военного комиссара субъекта Российской Федерации, командиров воинских частей о сроках проведения выпускных экзаменов в образовательных учреждениях, выделяют в состав военных экзаменационных комиссий своего представителя.
Как следует из материалов дела, в установленном порядке финансирование по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в 2009 по результатам подготовки курсантов (период с 01.12.2009 года по 15.03.2010 года) не осуществлялось.
Истечение срока действия контракта в силу п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, прекращает исполнение обязательств, возникших из договора, только в случае, если это предусмотрено договором. Поскольку государственный контракт от 31.10.2008 такого условия не содержит, договор признается действующим до определенного им момента исполнения сторонами обязательства, то есть до прекращения обязательств сторон надлежащим исполнением (ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истец свои обязательства по контрактам выполнил, что не прекращает обязательства, возникшего из контракта, в том числе обязательства заказчика оплатить результат фактически выполненных исполнителем услуг. Следовательно, как правильно указали суды, обязательства сторон, возникшие из государственного контракта, не были прекращены по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, и государственный контракт своего действия не прекратил.
В соответствии с п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", не допускается односторонний отказ стороны контракта от его исполнения, государственный контракт может быть расторгнут исключительно по соглашению сторон либо в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Обязанность Российской Федерации, в лице ее полномочных органов, по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления услуг по подготовке призывников, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
В силу осуществления военными комиссариатами публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности казна является источником денежных средств, необходимых для обучения призывников по заявкам военкомата. Вопросы участия в гражданском обороте публично-правового образования регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
С учетом пунктов 17, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23, суды пришли к правильному выводу о необходимости взыскания названных расходов с публично-правового образования - Российской Федерации в лице ее казны.
Как установлено судом, денежные средства для компенсации расходов истца на лицевой счет военного комиссариата Республики Ингушетия ни в спорный период, ни позднее не поступали.
При этом в силу осуществления военным комиссариатом публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности казна является источником денежных средств, необходимых для проведения подготовки контингента военкомата, и компенсация расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации. С учетом указанного обстоятельства, требования истца к военному комиссариату неправомерны. Факт оказания услуг, их стоимость и несвоевременная оплата установлены судом и подтверждается материалами дела.
В силу пункта 12.1 части 1 и части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) главный распорядитель бюджетных средств несет от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений несет главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Согласно подпункту 34 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны России финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой на договорной основе организации и общественные объединения, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 31 пункта 10 названного Указа министр является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132 (далее - Положение о военных комиссариатах), установлено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны России в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота) (пункт 2), при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований выполняют функции по обеспечению обороны страны путем организации в мирное время подготовки граждан к призыву на военную службу или направления их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, а также поставки техники в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования в периоды мобилизации, военного положения и в военное время (пункт 4).
Согласно подпункту 26 пункта 11 Положения о военных комиссариатах основными задачами военных комиссариатов является, в том числе организация работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
При этом материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке. Минобороны России обеспечивает военные комиссариаты вооружением и военной техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа (Балтийского флота) в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета Минобороны России на эти цели (пункт 18 Положения о военных комиссариатах).
Принимая во внимание приведенные положения законодательства, суды пришли к обоснованному выводу, что поскольку в отношении комиссариата Минобороны России выполняет функцию главного распорядителя бюджетных средств, денежные средства для организации комиссариатом работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям, должны были быть выделены последнему за счет средств федерального бюджета Министерством обороны Российской Федерации.
При этом Министерству обороны Российской Федерации из федерального бюджета в 2009 году выделялись денежные средства на компенсацию расходов для подготовки граждан по военно-учетным специальностям по КБК 187 0203 208 0200 в размере 2.290.739.400 рублей.
Минобороны РФ не представило доказательств исполнения обязанности по финансированию компенсационных расходов военкомата на организацию и подготовку граждан по военно-учетным специальностям в спорный период.
Исходя из изложенного, суды правомерно пришли к выводу, что Минобороны России является надлежащим ответчиком по данному делу.
Отменяя судебные акты и отказывая в иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации суд кассационной инстанции приходит к выводу, что произведя взыскание Российской Федерации в лице Министерства обороны России за счет казны Российской Федерации у суда отсутствовали основания для привлечения к субсидиарной ответственности того же публично-правового образования в лице другого представителя - Министерства финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, а допущенные нарушения норм материального права, не повлияли на правильность результата рассмотрения спора по существу, суд кассационной инстанции считает возможным не передавая на новое рассмотрение, отменить обжалуемые судебные акты в части взыскания денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, в данной части в требованиях истцу отказать.
Руководствуясь ст. ст. 274, 284, 286, п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 июля 2013 года по делу А40-1637/13-127-18 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 года в части взыскания денежных средств с Министерства финансов РФ отменить. В данной части в удовлетворении требований МРОО "ДОСВАМ" отказать.
Остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Председательствующий судья |
С.В. Алексеев |
Судьи |
О.И. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.