г. Москва |
|
31 октября 2008 г. |
Дело N А40-7535/08-80-25 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Черпухиной В.А.
судей Буяновой Н.В., Тетеркиной С.И.
при участии в заседании:
от заявителя Можаева А.П. дов. от 17.12.07
от ответчика Попова А.В. дов. N 05-12/3648 от 17.06.08
от третьего лица - Московского городского фонда обязательного медицинского страхования - Ханларова Н.А. дов. N 4024 от 15.04.08
рассмотрев 27.10.2008 в судебном заседании кассационную жалобу Центрального Банка Российской Федерации
на решение от 18.06.08
Арбитражного суда г.Москвы,
принятое Юршевой Г.Ю.,
на постановление от 18.08.08 N 09АП-9354/2008-АК
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое Птанской Е.А., Седовым С.П., Яремчук Л.А.,
по иску (заявлению) Центрального Банка Российской Федерации
о признании незаконными действий по отражению задолженности в справке
к Межрайонной ИФНС России N 50 по г.Москве
УСТАНОВИЛ:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Московского ГТУ Банка России обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 50 по г.Москве по отражению задолженности в справке от 22.11.2007 г. N 10-22/8360 об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций.
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 08.04.2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Московский городской фонд обязательного медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 18.06.2008 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст.ст.284 и 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой заявителя, в которой ставится вопрос об их отмене и об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что судами неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представители налоговой инспекции и третьего лица в судебном заседании с доводами кассационной жалобы не согласились, считая, что судами правильно установлены фактические обстоятельства дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и соблюдения процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.11.2007 г. Межрайонная ИФНС России N 50 по г.Москве выдала заявителю Справку от 22.11.2007 г. N 10-22/8360 об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, в которой указала на наличие по состоянию на 08.11.2007 г. неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
Данная справка выдана в соответствии с п.7 Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 г. N 727, которым предусматривается представление для получения лицензии на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта или на производство, розлив, хранение и оптовую реализацию спиртосодержащей продукции в Госналогслужбу России справки территориального налогового органа о постановке организации на налоговый учет с указанием ИНН, об отсутствии задолженности (без учета отсроченных платежей) по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.
Считая незаконным указание налоговой инспекцией в справке на неисполненную обязанность по уплате налоговых санкций, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По его мнению, инспекция не вправе была указывать на наличие у заявителя задолженности по налоговым санкциям в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, поскольку установленный ст.115 НК РФ срок для взыскания в судебном порядке истек и его виновность не установлена вступившим в законную силу решением суда.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что действия налогового органа по выдаче справки с указанием неисполненной обязанности по уплате налоговых санкций произведены в соответствии с п.7 Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 г. N 727. Справка налогового органа выдана в строгом соответствии с действующим законодательством.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
При рассмотрении дела суды установили, вынесенным по результатам документальной проверки решением от 26.03.1999 г. N 1/50 заявителю начислены суммы штрафных санкций за сокрытие суммы оплаты труда.
В приложение к акту N 50 составлена справка о начислении Банком страховых взносов в фонды ОМС за период с 01.01.1996 г. и 31.12.1998 г., из которой следует, что заложенность в федеральный и территориальный фонды рассчитывалась как сумма штрафных санкций за указанный период.
Учетно-контрольным управлением - филиалом МГФОМС по ЦАО заявителю направлено требование N 50 об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 03.01.2001 г.
Составленным актом сверки расчетов плательщика страховых взносов по состоянию на 01.01.2001 г. подтверждается наличие задолженности у Московского ГТУ Банка России по штрафам.
28.03.2002 г. Московское ГТУ Банка России обратилось по предыдущему месту налогового учета в ИФНС России N 5 по г.Москве с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам в государственные внебюджетные фонды, в ответ на которое заявителю были направлены графики погашения задолженности.
Филиалом МГФОМС в адрес заявителя 08.02.2005 г. и 14.03.2006 г. направлялись письма с требованием погасить данную задолженность перед фондом, которая до настоящего времени не погашена.
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что содержащиеся в справке сведения о неисполненной обязанности по уплате налоговых санкций являются достоверными, поскольку в установленном законом порядке решение фонда не признано недействительным и Банк с таким заявлением в суд не обращался.
Данные выводы судов согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 08.04.2008 г. N 10405/07.
Приказом ФНС России от 23.05.2005 г. N ММ-3-19/206@ утверждена форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению.
В соответствии с п.3 Методических указаний при формировании Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм,
на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства РФ;
которые реструктуризированы в соответствии с нормами бюджетного законодательства РФ или с Федеральным законом от 09.07.2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей";
которые подлежат зачету в соответствии с решениями налогового органа, направленными в органы федерального казначейства, но не исполненными на момент выдачи справки.
Пунктом 4 определено, что при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком обязательных платежей, за исключением сумм, указанных в п.3 Методический указаний, при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по их уплате, делается запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате обязательных платежей формируется с программных средств налогового органа по данным информационных ресурсов, то есть на основании сведений, указанных в карточках расчетов с бюджетом по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно письму Министерства финансов РФ от 07.12.2005 г. N 03-02-07/1-331 при формировании указанной справки не учитываются суммы, перечисленные в п.п.3 и 5 Методических указаний. К таким суммам не относится задолженность, взыскание которой невозможно в связи с истечением срока исковой давности.
Судами также обоснованно указано, что начисленные налоговые санкции не могут быть самостоятельно признаны налоговой инспекцией безнадежными ко взысканию, так как не подпадают под требования ст.59 НК РФ и Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 г. N 100 "О порядке признания безнадежными ко взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам".
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований обоснованны, соответствуют фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Ссылки заявителя на пропуск шестимесячного срока на взыскание штрафа и на невиновность заявителя не влияют на законность вынесенных судебных актов, поскольку действия налогового органа не связаны со взысканием данных налоговых санкций.
Доводы кассационной жалобы являются позицией заявителя по данному спору, приводились им при рассмотрении дела в судебных инстанциях и получили надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных актах и направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами в ходе рассмотрения дела.
В кассационной жалобе не приведено обстоятельств, которые в соответствии со ст.288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены принятых по делу обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции считает, что судом правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст.284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.06.08 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.08 оставить без изменения, кассационную жалобу Центрального Банка Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В. А. Черпухина |
Судьи |
Н. В. Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.