г. Москва |
|
31 декабря 2013 г. |
Дело N А40-27333/13-100-282 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей: Малюшина А.А., Тутубалиной Л.А.,
при участии в заседании:
от истца: Брыль И.В., доверенность от 20.08.2013
от ответчика: Чупина В.А., доверенность от 21.08.2013 N 01-10-08/121
от третьего лица: извещено, представитель не явился
рассмотрев 25 декабря 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 17 июня 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кочетковым А.А.,
на постановление от 27 августа 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями: Сазоновой Е.А., Семикиной О.Н., Юрковой Н.В.,
по иску МУП "Брянское троллейбусное управление"
к Министерству финансов Российской Федерации
третье лицо: Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Брянское троллейбусное управление" города Брянска (далее - МУП "Брянское троллейбусное управление", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин, ответчик) 25 009 293 руб. убытков (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 июня 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2013 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме, при выводе суда о доказанности материалами дела причинения убытков истцу.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, Минфин обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы полагает, что финансирование перевозки льготных категорий граждан осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Минфина России поддержал доводы кассационной жалобы, представитель МУП "Брянское троллейбусное управление" возражал против удовлетворения жалобы, по мотивам представленного отзыва.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к удовлетворению жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МУП "Брянское троллейбусное управление" осуществляло перевозки граждан на общественном транспорте, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ) в 2012 году.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01 октября 2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Порядок выдачи ЕСПБ закреплен Постановлением Администрации Брянкой области от 01 февраля 2005 года N 27 "Об обеспечении доступности транспортных услуг на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к велению РФ и Брянской области".
На основании указанного выше нормативно-правового акта истец в 2012 году предоставлял отдельным категориям граждан, право льготного проезда на основании ЕСПБ, в связи с чем получал компенсацию.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из того, что расходы транспортного предприятия по перевозке льготных категорий граждан возмещены не в полном объеме из бюджета Российской Федерации.
Поскольку обязанность по возмещению МУП "Брянское троллейбусное управление" по перевозке льготных категорий граждан в невозмещенной части лежит на Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика 25 009 293 руб. убытков. Расчет убытков проверен судом и признан обоснованным.
Кассационная инстанция, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2007 N 1476/07, 05 февраля 2008 N 16069/07, 05 февраля 2008 N 12479/07, 23 июня 2009 N 2992/09, 25 января 2011 N 9621/10, 26 апреля 2011 N 17828/10, признает правомерным вывод суда о наличии у Российской Федерации обязанности по возмещению транспортному предприятию в полном объеме убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 июня 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2013 года по делу А40-27333/13-100-282 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
А.А. Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.