г. Москва |
|
13 января 2014 г. |
Дело N А40-27831/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Калининой Н.С.
судей Комаровой О.И., Чучуновой Н.С.
при участии в заседании:
от истца: закрытого акционерного общества "Южно-Уральскитй специализированный центр утилизации" - не явился, извещен,
от ответчика: Министерства обороны Российской Федерации - Корзинкин А. А., доверенность от 20.05.2013 N 212/2/202
от третьего лица: федерального государственного учреждения "Главное командование Военно-Морского Флота" - извещен, не явился,
рассмотрев 13 января 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 июня 2013 года, принятое судьей Ким Е.А.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2013 года, принятое судьями Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А., Юрковой Н.В.,
по иску закрытого акционерного общества "Южно-Уральский специализированный центр утилизации"
к Министерству обороны Российской Федерации
о понуждении исполнить договор
третье лицо: федеральное государственное учреждение "Главное командование Военно-Морского флота"
установил:
Закрытое акционерное общество "Южно-Уральский специализированный центр утилизации" (далее - ЗАО "ЮУрСЦУ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) о понуждении Минобороны России исполнить договор N 148/ДМ/12 от 10.07.09 в полном объеме и выдать в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу центральному органу Федерального государственного учреждения "Главное командование Военно-Морского Флота" (далее - ФГУ "Главное командование ВМФ") и ЗАО "ЮУрСЦУ" предписание (или иной обязывающий документ) на заключение договора(ов) ЗАО "УЮрСЦУ" с воинскими частями ВМФ на поставку лома и отходов драгоценных металлов, образующихся в ВМФ, с содержанием драгоценных металлов - не менее 7.500 гр. золотого эквивалента.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 июня 2013 года по делу N А40-27831/13 исковые требования удовлетворены. Взыскано с Министерства обороны Российской Федерации 4 000 руб. госпошлины и 60 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2013 по делу N А40-27831/13 в части взыскания расходов на оплату услуг представителя изменено. Взысканы с Минобороны России в пользу ЗАО "ЮУрСЦУ" расходы на оплату услуг представителя в размере 67 800 руб. 00 коп. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить принятые по делу судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, полагая, что судебные акты первой и апелляционной инстанций являются необоснованными и незаконными, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители истца и третьего лица, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного разбирательства не явились. Кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда в материалы дела от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также отзыв, в котором истец возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Указанные документы судебной коллегией приобщены к материалам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости оставления принятого без изменения постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2013 года по делу N А40-27831/13 в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Приказом Министра обороны РФ от 15.12.2003 N 425 "Об организации сбора и сдачи лома, отходов драгоценных металлов, драгоценных камней и премировании военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за их сбор и сдачу" и введенной этим Приказом Инструкцией (приложение к Приказу раздел II) (далее - Приказ Минобороны России от 15.12.2003 N 425) определены полномочия участников сбора и сдачи на переработку лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней. Контроль за выполнением Приказа возложен на начальника Главного финансово-экономического управления - заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе. Особенности учета денежных средств, бухгалтерского учета определяются Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации (раздел IV приложения к Приказу). На воинские части возлагается - заключение договоров, обеспечение полноты и правильности расчетов и представление по подчиненности служебных документов по формам Д-1 и Д-2 (п. 7 раздел II и п. 8 раздел III приложения к Приказу). На органы военного управления возлагается - выдача распоряжений и заключение договоров на сдачу и (или) переработку лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней с организациями (п. 6 раздел II приложения к Приказу).
В соответствии со ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации на федеральное государственное учреждение "Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО РФ") Минобороны России возложены функции по организации и проведению конкурсов по отбору организаций на право сбора и переработки лома и отходов драгоценных металлов, образующихся в Министерстве обороны, а также подготовка и согласование с заинтересованными центральными органами договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг) для нужд Министерства обороны (п. 4 раздел II приложения к Приказу).
В соответствии с Приказом Минобороны России от 15.12.2003 N 425 ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО РФ", в интересах Минобороны России по его поручению, провело открытый конкурс на право заключения договора на осуществление в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ сбора и переработки лома и отходов драгоценных металлов, а также использования и обращения драгоценных металлов (далее - ЛОДМ).
По результатам конкурсного отбора Минобороны России, в лице начальника ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО РФ", заключило с ЗАО "ЮУрСЦУ" договор N 148/ДМ/12 от 10.07.2009. В соответствии с п. 1 протокола N 2/д/12 от 07.07.2009 - "Заказчик: Министерство обороны Российской федерации в лице ФГУ "ЦУМР и ВЭС Минобороны России". Также, в соответствии с п. 2 протокола - "Извещение N 148/22/ЭП-73 от 26.05.09 г. о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте Минобороны России на www.mil.ru."
В договоре Минобороны России в лице ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО РФ" именуется - Генеральный заказчик.
ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО РФ" не получает никакой имущественной (денежной) выгоды, а действует от имени и по поручению Минобороны России. Денежные средства за поставленные драгоценные металлы предприятия-переработчики обязаны перечислять в соответствии с условиями заключаемых с воинскими частями договорами (п. 4.1 договора N 148/ДМ/12 от 10.07.2009) и учитывались в Минобороны России в соответствии с Приказом Министра обороны России 2001 года N 300 (с 21.07.2011 действует Приказ МО РФ N 950).
Предметом договора является сбор и переработка истцом ЛОДМ, образующихся в ВМФ (Части центрального подчинения УРАВ ВМФ), обеспечение аффинажа драгоценных металлов, а также использование и обращение извлеченных драгоценных металлов в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.1 договора).
Поставка ЛОДМ производится на основании договоров, заключенных истцом с воинскими частями, по предписаниям Минобороны России. Объемы поставки ЛОДМ составляют 7500 грамм золотого эквивалента. Золотой эквивалент рассчитывается по ценам на драгоценные металлы по курсу Центрального Банка России на дату подписания протокола N 3/И/39 от 14.07.2009 (преамбула договора и п. 2.2 договора).
Договор действует до полного исполнения обязательств сторонами (п. 2.3. договора). Нарушений договора со стороны истца не допускалось, уведомлений о расторжении договора в одностороннем порядке истец не получал.
На основании подпункта 3.1.2. договора Минобороны России обязалось выдавать центральным органам военного управления и истцу предписания на заключения договоров. Однако судами установлено, что Минобороны России не выданы предписания и воинскими частями не заключены договоры на основании договора N 148/ДМ/12 от 10.07.2009 на 7500 грамм золотого эквивалента.
В соответствии с Приказом Министра обороны России от 14.07.2010 N 942 о ликвидации одного из участника сбора и сдачи на переработку лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней (не являющегося стороной спорных договоров) ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО РФ" - ликвидирован (о чем 26 ноября 2010 года внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ). Его функции (проведение конкурсного отбора и выдачи предписаний) в работе Минобороны России по организации сбора и сдачи лома и отходов драгоценных металлов в Вооруженных Силах РФ перераспределены в соответствии с Директивой Министра обороны России от 06.08.2010 N Д-106дсп и переданы из ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО РФ" (до 25 августа 2010 года) в полном объеме, в части переработки лома и отходов драгоценных металлов (до окончания принятия ликвидационной комиссией требований кредиторов и ликвидации ФГУ "ЦУМР и ВЭС МО РФ").
Установив, что обращения истца к ответчику по исполнению договора N 148/ДМ/12 от 10.07.2009 остались без результата, суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Судом апелляционной инстанции также правомерно сделан вывод об удовлетворении расходов на оплату услуг представителя в размере 67 800 руб. 00 коп., размер которого согласован сторонами в договоре N 177/22-143 от 11.02.2013 и подтверждён платежными поручениями N 781 от 22.02.2013 и N 782 от 22.02.2013, принимая во внимание, что суммы налогов (7800 руб.) входят в стоимость товаров, работ и услуг.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда, которым изменено решение суда первой инстанции, судебная коллегия оставляет без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2013 года по делу N А40-27831/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской федерации - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.С.Калинина |
Судьи |
О.И. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.