город Москва |
|
16 января 2014 г. |
Дело N А40-147186/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кобылянского В.В., Нужнова С.Г.
при участии в заседании:
от истца Правительства Москвы: не явились, извещены;
от ответчика ООО "Юнити": не явились, извещены;
рассмотрев 13 января 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2012 г.,
принятое судьей Симоновой Н.Г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2013 г.,
принятое судьями Гончаровым В.Я., Стешаном Б.В., Тетюком В.И.
по делу N А40-147186/12-161-1392
по иску Правительства Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13)
к обществу с ограниченной ответственностью "Юнити" (ОГРН 1097746205776; 127411, г. Москва, ул. Лобненская, д. 7, оф. 3)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ: 02 декабря 2003 г. на основании Постановления Правительства Москвы N 57 от 18 января 1996 г. "Об организации строительства в Москве многоэтажных гаражей - стоянок и экспериментальных жилых домов над отдельно стоящими объектами гражданской обороны", Постановления Правительства Москвы N 614-ПП от 10 июля 2001 г. "О мерах по совершенствованию надстроя с одновременной реконструкцией отдельно стоящих объектов гражданской обороны на период 2001-2005 гг.", Распоряжения Правительства Москвы N 1007-РП от 16 июня 2003 г. "О строительстве экспериментального жилищно-гаражного комплекса над существующим сооружением гражданской обороны по адресу: ул. Чертановская, вл. 48-50 (Южный административный округ)" между Правительством Москвы (Администрация), государственным унитарным предприятием "Специальное предприятие при Правительстве Москвы" (далее - ГУП СППМ) (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "САТУРН-ПРЕСТИЖ" (далее - ООО "САТУРН-ПРЕСТИЖ") (Инвестор) заключен инвестиционный контракт регистрационный номер 13-008796-5501-0148-00001-03 (далее - Инвестиционный контракт, контракт) предметом которого является реализация инвестиционного проекта по проектированию, строительству и сдаче в эксплуатацию жилищно-гаражного комплекса над существующим отдельно стоящим защитным сооружением гражданской обороны А-50 по адресу: ул. Чертановская, вл. 48 - 50 (пункт 2.1).
Согласно пункту 2.2 Инвестиционного контракта в рамках реализации инвестиционного проекта инвестор обязуется за счет собственных или привлеченных инвестиций произвести надстрой и сдачу объекта в эксплуатацию с одновременной реновацией инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения защитного сооружения типа приоритетного в процессе надстройки, а также произвести подготовку, благоустройство и озеленение прилегающей территории по адресу: г. Москва, ул. Чертановская, вл. 48 - 50.
Указанным пунктом сторонами контракта согласованы ориентировочные проектные площади объекта, в соответствии с которым общая площадь составляет ориентировочно 30 000 кв.м. (в том числе нежилой 1 500 кв.м., гаражей-стоянок на 100 машиномест), функциональное назначение - жилищно-гаражный комплекс над существующим отдельно стоящим защитным сооружением гражданской обороны.
Датой ввода объекта в эксплуатацию установлен четвертый квартал 2005 года.
Статьей 3 Инвестиционного контракта определены имущественные права сторон, в соответствии с которым соотношение раздела недвижимого имущества по итогам реализации контракта устанавливается между сторонами в пропорции, в частности по общей жилой площади: в собственность администрации: 5% общей жилой площади Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы для сотрудников главного управления ГОЧС Москвы и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, являющихся очередниками по улучшению жилищных условий в городе Москве в соотношении 3% и 2% соответственно; в собственность инвестора 95% общей жилой площади в собственность ООО "САТУРН-ПРЕСТИЖ" при условии перечисления городу Москве денежного эквивалента доли города в объеме 11 350 500 долларов США, в рублевом эквиваленте.
Согласно решению Регламентной комиссии у главного архитектора города Москвы (протокол N 8 от 26 марта 2004 г.) проектная жилая площадь объекта составляет 21 187,2 кв.м.
После одобрения проекта на строительство экспериментального жилищно-гаражного комплекса Регламентной комиссией у главного архитектора города Москвы с утверждением технико-экономических показателей (протокол N 8 от 26 марта 2004 г.) Департамент экономической политики и развития города Москвы пересчитал эквивалент доли города в денежном выражении по объекту, который составил по жилой части 6 732 143 долларов США.
Дополнительным соглашением N 1 от 17 августа 2004 г. к контракту сторонами внесены изменения в пункт 3.1 Инвестиционного контракта, изложив его в следующей редакции: "95% в собственность ООО "САТУРН-ПРЕСТИЖ" при условии перечисления в городской бюджет средств в объеме 6 732 143 долларов США за общую жилую площадь по курсу Центрального банка Российской Федерации на день оплаты за существующую инфраструктуру города на счет Московского городского казначейства".
В соответствии с пунктом 3.4 Инвестиционного контракта при завершении контракта размер помещений на инвестиционном объекте уточняется по экспликациям и техническим паспортам МосгорБТИ, которые изготавливаются по заявке инвестора на основании утвержденного проекта и натуральных обмеров МосгорБТИ и согласовываются сторонами. Принятое решение оформляется актом о результатах реализации инвестиционного проекта согласно условиям контракта.
Пунктом 3.6 контракта сторонами определен порядок раздела недвижимого имущества в случае выхода дополнительных площадей по объекту, а именно: если в процессе реализации проекта инвестор обеспечит выход жилых площадей и площадей гаража-стоянки по объекту в размерах больших или меньших, чем предполагается контрактом, то сумма выплаты городу финансовых средств в течение 10-ти рабочих дней с утверждения проектно-сметной документации подлежит соответствующей корректировке, с внесением изменений в график перечисления финансовых средств по данному инвестиционному контракту.
Согласно п. 5.3.24 Инвестиционного контракта инвестор обязуется обеспечить своевременное перечисление денежного эквивалента доли города по жилой площади и машино-местам в соответствии с пунктом 3.1 контракта в бюджет города Москвы в соответствии с графиком платежей, являющимся приложением к контракту.
Пунктом 10.2 контракта установлена ответственность инвестора за нарушение сроков оплаты компенсационной выплаты в бюджет города Москвы, согласно которому в случае нарушения инвестором сроков оплаты денежного эквивалента доли города Москвы и (или) графика платежей Правительство Москвы вправе взыскать с инвестора неустойку в размере 0,1% от неуплаченной суммы денежных средств за каждый рабочий (банковский) день просрочки.
Пунктом 1.1 дополнительного соглашения N 2 от 21 ноября 2006 г. срок ввода объекта в эксплуатацию определен не позднее 31 декабря 2006 г.
Итоговым документом, подтверждающим исполнение сторонами обязательств, является Акт о результатах реализации инвестиционного проекта (пункт 1.12 контракта в редакции дополнительного соглашения N 1).
До настоящего времени акт о результатах реализации инвестиционного проекта сторонами не подписан.
Спорный объект построен и введен в эксплуатацию в 2007 году на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU77218000-000199 от 25 сентября 2007 г., выданного Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (МОСГОССТРОЙНАДЗОР).
Объекту был присвоен почтовый адрес: г. Москва, ул. Чертановская, д. 48, корп. 3.
По данным ТБТИ "Южное N 4" введенный в эксплуатацию объект характеризуется следующими показателями: общая площадь квартир (без летних) - 20 476,8 кв.м., общая площадь квартир (с летними) - 21 326,8 кв.м.; количество квартир - 266.
Таким образом, выход дополнительной жилой площади в объекте составил 139,6 кв.м.
На момент принятия Постановления Правительства Москвы N 57 от 18 января 1996 г. (в ред. от 10 июля 2001 г.) "Об организации строительства в Москве многоэтажных гаражей - стоянок и экспериментальных жилых домов над отдельно стоящими объектами гражданской обороны", Распоряжения Правительства Москвы N 1007-РП от 16 июня 2003 г. (в ред. от 29 декабря 2007 г.) "О строительстве экспериментального жилищно-гаражного комплекса над существующим сооружением гражданской обороны по адресу: ул. Чертановская, вл. 48 - 50 (Южный административный округ)" и заключения Инвестиционного контракта расчет платежа в бюджет города за социальную и инженерную инфраструктуру проводился в соответствии с Постановлением Правительства Москвы N 698-ПП от 19 августа 2003 г. (в ред. от 10 октября 2006 г.) "Об утверждении Методики определения размера компенсации инвесторами городу за социальную и инженерную инфраструктуру при строительстве и реконструкции жилых объектов".
В связи с вводом дополнительной жилой площади Департаментом экономической политики и развития города Москвы произведен расчет доплаты в бюджет города Москвы компенсации за социальную, инженерную и социальную инфраструктуру на сумму 8 415 626 руб.
31 июля 2009 г. ООО "САТУРН-ПРЕСТИЖ" было реорганизовано в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "Юнити" (далее - ООО "Юнити", общество, ответчик).
Распоряжением Правительства Москвы N 2330-РП от 03 сентября 2009 г. "Об оформлении результатов реализации инвестиционного проекта строительства экспериментального жилищно-гаражного комплекса над существующим сооружением гражданской обороны по адресу: ул. Чертановская, вл. 48 - 50" предусмотрены обязательства ООО "Юнити" перечислить в доход бюджета города Москвы на счет КБК 725 1 17 05020 02 0002 180 "Доходы от реализации инвестиционных контрактов" денежные средства в сумме 8 415 626 руб. за дополнительно введенную жилую площадь (пункт 1.1), а также оплатить в доход бюджета города Москвы денежные средства в сумме 529 273 953 руб. в качестве уплаты штрафных санкций, начисленных в соответствии с условиями инвестиционного контракта, с общей площади, причитающейся инвестору, за нарушение срока ввода в эксплуатацию экспериментального жилищно-гаражного комплекса над существующим сооружением гражданской обороны по адресу: ул. Чертановская, вл. 48-50 на 8 месяцев (в том числе 482 760 000 руб. по жилой площади объекта на счет КБК 725 1 17 05020 02 0002 180 "Доходы от реализации инвестиционных контрактов"; 10 249 893 руб. по полезной нежилой площади наземной части и 36 264 060 руб. по площади гаража-стоянки на КБК 163 1 17 05020 02 0002 180 "Доходы от реализации инвестиционных контрактов") (пункт 1.3).
По данным ТБТИ "Южное N 4" общая площадь квартир (с летними) объекта составляет 21 326,8 кв.м, в связи с чем городская доля в объекте составляет 1 066,34 кв.м.
Предварительным протоколом распределения жилой площади в жилищно-гаражном комплексе по адресу: г. Москва, ул. Чертановская, вл. 48 - 50 (ЮАО) стороны контракта согласовали условные номера квартир, подлежащие передаче городу Москвы (5% жилой площади объекта), согласно которому 5% городской доли составляют квартиры с условными номерами 25, 44, 58, 29, 33, 47, 54, 60, 34, 42, 53, 37, 45.
В соответствии с данными предварительного протокола, ввиду фактической планировки и неделимости квартир, городская доля составила 1 040,6 кв.м., т.е. на 17,14 кв.м. меньше, чем подлежит передаче городу Москве по результатам реализации инвестиционного проекта, что составляет недополученную городом жилую площадь в объекте.
Согласно отчету N 1506.12 от 10 октября 2012 г. рыночная стоимость одного квадратного метра квартир в объекте по адресу: г. Москва, ул. Чертановская, д. 48, корп. 3 составляет 156 200 руб.
Таким образом, денежная сумма, подлежащая доплате в бюджет города Москвы за недополученную жилую площадь в объекте в размере 17,14 кв.м. составляет 2 677 268 руб.
После произведения обмеров БТИ, присвоения БТИ номеров квартир и соотношения квартир с условными номерами, подлежащих передаче в собственность города, городскую долю составили квартиры N N 51, 55, 60, 71, 74, 81, 88, 91, 95, 97, 104, 108, 116.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 26 января 2010 г. и дополнительным решением от 16 марта 2010 г. по делу N 2-95/2010 г. признано право собственности на основании договора N ЧМ-61-2006-СП на квартиры NN 51, 55, 71, 91, 95, 97, 104, 108, 116.
Право собственности на квартиры N N 60, 74, 81, 88 признано за иными физическими лицами.
В дальнейшем все 13 квартир, составляющих долю города, перепроданы иным лицам, которые как "добросовестные приобретатели" за собой признали право собственности и зарегистрировали право собственности в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку денежные средства не были уплачены, квартиры реализованы третьи лицам, Правительство Москвы (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "Юнити" о взыскании компенсации за инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру в связи с выходом дополнительной жилой площади в объекте, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Чертановская, д. 48, корп. 3 в размере 8 415 626 руб.; штрафных санкций за нарушение срока ввода объекта в эксплуатацию по жилой площади в размере 482 760 000 руб.; за недополученную жилую площадь в размере 17,14 кв.м. в объекте в размере 2 677 268 руб. и убытков в виде реального ущерба в размере 166 562 308 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2012 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2013 г., исковые требования Правительства Москвы удовлетворены в части взыскания с ООО "Юнити" компенсационной выплаты за инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру в размере 8 415 626 руб., стоимости неполученной жилой площади в размере 17,14 кв.м. в объекте в размере 2 677 268 руб. и убытков в размере 166 562 308 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2013 г. постановление суда апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции явилось несоблюдение судом норм процессуального права.
При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции устранены допущенные нарушения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2013 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2012 г. в обжалуемой части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов в части отказа в удовлетворении исковых требований, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, а изложенные в обжалуемых судебных актах выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу от ООО "Юнити" не поступил.
В заседание кассационной инстанции представители истца и ответчика не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Правительства Москвы в части взыскания с ООО "Юнити" штрафных санкций за нарушение срока ввода в эксплуатацию объекта по жилой площади в размере 482 760 000 руб., суды пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания указанной суммы, поскольку инвестиционным контрактом не предусмотрена ответственность инвестора за нарушение сроков ввода объекта в эксплуатацию.
При этом суды рассмотрели спор исходя из заявленных оснований.
При обращении в арбитражный суд Правительство Москвы указывало на невыполнение пункта 1.3 распоряжения Правительства Москвы от 21 сентября 2010 г. N 1982-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительств Москвы от 03 сентября 2009 г. N 2320-РП", которым предусмотрена обязанность ООО "Юнити" оплатить в доход бюджета города Москвы денежные средства в сумме 529 273 953 руб. в качестве уплаты штрафных санкций, начисленных в соответствии с условиями инвестиционного контракта, с общей площади, причитающейся инвестору, за нарушение срока ввода в эксплуатацию экспериментального жилищно-гаражного комплекса над существующим сооружением гражданской обороны по адресу: ул. Чертановская, вл. 48-50 на 8 месяцев (в том числе 482 760 000 руб. по жилой площади объекта на счет КБК 725 1 17 05020 02 0002 180 "Доходы от реализации инвестиционных контрактов"; 10 249 893 руб. по полезной нежилой площади наземной части и 36 264 060 руб. по площади гаража-стоянки на КБК 163 1 17 05020 02 0002 180 "Доходы от реализации инвестиционных контрактов").
Между тем, пунктом 9.1 инвестиционного контракта предусмотрено, что контракт может быть изменен по соглашению сторон. Все изменения оформляются дополнительными соглашениями, которые регистрируются на титульном листе и являются неотъемлемой частью настоящего контракта.
Указанное распоряжение не изменило условий заключенного инвестиционного контракта, в связи с чем с его изданием у ООО "Юнити" не возникло обязанности по уплате 482 760 000 руб. штрафных санкций за ввод объекта в эксплуатацию.
При этом на условия инвестиционного контракта Правительство Москвы не ссылалось при обращении в арбитражный суд, расчет штрафных санкций не приводился.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в обжалуемой части.
В части удовлетворения исковых требований кассационная жалоба не содержит каких-либо доводов.
При таком положении кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное судебные акты в обжалуемой части следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2012 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2013 г. по делу N А40-147186/12-161-1392 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.