г. Москва |
|
10 ноября 2014 г. |
Дело N А40-80927/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Эстерлина": Гудзенко А.Б. (дов. от 26.06.2014 г.), Липкан О.Е. (дов. от 05.11.2014 г.);
от ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра": не явились, извещены;
от ответчика Правительства Москвы: Вейн К.В. (дов. N 4-47-737/4 от 01.09.2014 г.);
от ответчика Департамента городского имущества города Москвы: Вейн К.В. (дов. N 33-Д-960/13 от 27.12.2013 г.);
от третьего лица Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
от третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" (филиал по г. Москве): не явились, извещены;
рассмотрев 06 ноября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 апреля 2014 г.,
принятое судьей Березовой О.А.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2014 г.,
принятое судьями Левченко Н.И., Расторгуевым Е.Б., Лаврецкой Н.В.,
по делу N А40-80927/13
по иску общества с ограниченной ответственностью "Эстерлина"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; ФГБУ "ФКП Росреестра" (филиал по г. Москве)
УСТАНОВИЛ: обществу с ограниченной ответственностью "Эстерлина" (далее - ООО "Эстерлина", общество, истец) на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:07:0007006:1004, площадью 8 893 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, Бережковская набережная, вл. 20Е, 20Ж.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 656 047 281 руб. 60 коп. - кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2012 г.
До принятия данного постановления кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 306 676 794 руб. 67 коп.
Ссылаясь на то обстоятельство, что изменение кадастровой стоимости земельного участка привело к значительному увеличению размера земельного налога, который исчисляется и уплачивается истцом исходя из кадастровой стоимости земельного участка, ООО "Эстерлина" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007006:1004, общей площадью 8 893 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Бережковская наб., вл. 20Е, 20Ж, в размере 350 864 000 руб. - рыночной стоимости, определенной на 01 января 2012 г. и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:0007006:1004, общей площадью 8 893 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Бережковская наб., вл. 20Е, 20Ж, в размере его рыночной, определенной по состоянию на 01 января 2012 г.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2014 г., исковые требования удовлетворены по заявленным основаниям.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Эстерлина" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Эстерлина" против ее удовлетворения возражал.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" и Управления Росреестра по Москве в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По смыслу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации правом на судебную защиту обладают лица, чьи права и законные интересы нарушены.
Как следует из содержания части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обращение лица в суд должно преследовать цель защиты его нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Удовлетворяя исковые требования, суды указали, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам государственной кадастровой оценки, не лишает истца, который является собственником земельного участка, ни права на проведение рыночной оценки земельного участка, ни права на предъявление требования о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Приняв во внимание заключение эксперта суды пришли к выводу о том, что истец доказал действительную рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 339 619 908 руб.
Между тем, судами не учтено, что на дату принятия судом первой инстанции решения Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2013 г., а Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 670-ПП, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2012 г., отменено.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 28 июня 2011 г. N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта,
Принимая во внимание изложенное, а также то обстоятельство, что установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и, следовательно, производится на будущее время, суд кассационной инстанции считает необоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку определение рыночной стоимости на прежнюю дату (01 января 2012 г.) кадастровой оценки утрачивает правовое значение и не приведет к возникновению, изменению, прекращению прав и обязанностей истца.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17 апреля 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2014 г. по делу N А40-80927/13 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.М.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.