город Москва |
|
20 ноября 2014 г. |
Дело N А41-9187/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Дудкиной О.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Маке": Орловой О.Г. (дов. N 15 от 05.11.2013 г.);
от ответчика Шереметьевской таможни: Борзовой К.С. (дов. N Д4-48/04128 от 07.02.2014 г.), Митина А.В. (дов. N 04-48/14175 от 18.04.2014 г.), Ем И.И. (дов. N 04-48/00187 от 09.01.2014 г.);
рассмотрев 13 ноября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Маке"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2014 г.,
принятое судьями Немчиновой М.А., Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
по делу N А41-9187/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маке" (ОГРН 1037789019377; 109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 21, стр. 3)
к Шереметьевской таможне (ОГРН 1037739527176; 141426, Московская область, г. Химки, Шереметьевское шоссе, д. 7)
о признании недействительным решения об отказе в возврате излишне уплаченного НДС и об обязании возвратить излишне уплаченный НДС,
УСТАНОВИЛ: обществом с ограниченной ответственностью "Маке" (далее - ООО "Маке", общество, заявитель) на территорию Российской Федерации были ввезены и указаны в декларациях на товары N 10005023/091213/0072021 и N 10005023/171213/0074312 товары "мебель медицинская хирургическая" с принадлежностями, производства Maquet GmbH&Co.KG, Германия (товар N 1), и "инструменты, применяемые в медицине - устройства для сердечно-сосудистой хирургии", производства Maquet Cardiovascular LLC, США (товар N 3).
По данным товарам в таможенных декларациях не была заявлена льгота по уплате налога на добавленную стоимость, в связи с чем общество был уплачен НДС в размере 18%.
Полагая, что ввезенные по кодам 945200 и 944400 ОКПО товары должны быть освобождены от уплаты НДС, поскольку относятся к перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, 27 декабря 2013 г. общество обратилось в Шереметьевскую таможню (далее - таможня, таможенный орган, ответчик) с заявлением о возврате НДС, уплаченного по таможенным декларациям N 10005023/091213/0072021 и 10005023/171213/0074312 на общую сумму 597 390 руб. 76 коп. (233 503 руб. 23 коп. и 363 887 руб. 53 коп.), внесенными на счет таможенного органа платежными поручениями N 188 от 20 ноября 2013 г., N 297 от 03 декабря 2013 г. и N 395 от 03 декабря 2013 г.
К заявлениям были приложены следующие документы: копии ДТ N 10005023/091213/0072021, N 10005023/171213/0074312; копии платежных поручений N 188 от 20 ноября 2013 г., N 297 от 03 декабря 2013 г., N N 395 от 13 декабря 2013 г.; копии Регистрационных удостоверений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения N ФСЗ 2008/01352 от 14 июня 2013 г., N РЗН 2013/257 от 29 августа 2013 г.
Решением таможенного органа, оформленным письмом от 14 января 2014 г. за N 18-21/00676, обществу были возвращены заявления без рассмотрения в связи с отсутствием в комплекте документов, представленных ООО "Маке", документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; копии документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств, заверенного нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала.
В указанном письме также указано на то, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и изданным в соответствии с законом постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2012 г. N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий" возникла проблема, связанная с применением освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимых в РФ изделий важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники и изделий медицинского назначения. Статьей 28 указанного закона введен новый термин "медицинские изделия", в котором фактически объединены понятия, используемые в подпункте 1 пункта 2 статьи 149, подпункте 2 статьи 150 (в том числе в части термина "важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника"), подпункте 4 пункта 2 и пункте 5 статьи 164 (в части термина "медицинские товары") части второй НК РФ. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий" предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения на медицинское изделие. Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ, вступающим в силу с 01 января 2014 г., внесены изменения в НК РФ, устраняющие указанные противоречия. Учитывая, что указанным законом и действующими нормативно-правовыми актами не оговаривается применение вносимых изменений к правоотношениям, возникшим до 01 января 2014 г., Шереметьевской таможней направлен запрос в ФТС России.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Маке" в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможни о признании недействительным решения об отказе в возврате излишне уплаченного НДС, внесенного по ДТ 10005023/091213/0072021 и 10005023/171213/0074312, оформленного письмом от 14 января 2014 г. N 18-21/00676, об обязании возвратить излишне уплаченный НДС в размере 597 390 руб. 76 коп., внесенный по ДТ 10005023/091213/0072021 и 10005023/171213/0074312.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2014 г. заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Шереметьевской таможни об отказе в возврате излишне уплаченного НДС в размере 597 390 руб. 76 коп., внесенного по ДТ 10005023/091213/0072021 и 10005023/171213/0074312, оформленного письмом от 14 января 2014 г. N 18-21/00676. Суд также обязал Шереметьевскую таможню возвратить ООО "Маке" излишне уплаченный НДС в размере 597 390 руб. 76 коп., внесенного по ДТ 10005023/091213/0072021 и 10005023/171213/0074312, в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу и взыскал с Шереметьевской таможни в пользу ООО "Маке" 16 947 руб. 82 коп. в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2014 г. решение суда первой инстанции отменено. Суд обязал Шереметьевскую таможню рассмотреть в установленный законом срок заявление ООО "Маке" от 27 декабря 2013 г. исх. N 72021 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. В остальной части заявленные ООО "Маке" требования оставлены без рассмотрения.
В кассационной жалобе ООО "Маке" просит об отмене принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а также нарушены нормы процессуального права, поскольку суд не рассмотрел по существу требования общества о возврате излишне уплаченного НДС.
В судебном заседании обсужден вопрос о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к отзыву на кассационную жалобу, представленного Шереметьевской таможней.
Поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность собирания и исследования дополнительных доказательств, суд кассационной инстанции не находит оснований для приобщения указанных документов к материалам дела, в связи с чем представленные документы были возвращены в судебном заседании.
Представитель ООО "Маке" в заседании кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Шереметьевской таможни против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция полагает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 150 и подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г. N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень), в примечании 1 которого указано, что к перечисленной в данном Перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) порядке.
Как разъяснено в Письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 марта 2002 г. N 2510/2698-02-23 и Министерства финансов Российской Федерации от 06 марта 2002 г. N 04-03-05/10, принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП). Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукций освобождаются от налога на добавленную стоимость.
В примечании к вышеназванному постановлению указано, что не подлежит обложению медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Принадлежность медицинской техники к названному Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93.
В соответствии со статьей 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу части 1 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров.
Частью 2 названной статьи определен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей.
Согласно части 4 той же статьи при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
Установив, что ввезенный товар - изделия медицинского назначения (коды классификации ОКПО 945200 и 944400) имеют Регистрационные удостоверения N ФСЗ 2008/01352 от 14 июня 2013 г., N РЗН 2013/257 от 29 августа 2013 г., выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и Декларации о соответствии N РОСС DE.ИМ34.Д00491 от 25 июня 2013 г. и N РОСС US.ИМ41.Д02586 от 17 сентября 2013 г., подтверждающие регистрацию товара в качестве изделий медицинского назначения, и входят в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель при таможенном оформлении спорного товара освобожден от уплаты НДС на основании пункта 2 части 1 статьи 150 НК РФ, в связи с чем НДС в размере 597 390 руб. 76 коп. является излишне уплаченным и подлежит возврату заявителю.
Суд первой инстанции также указал, что заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные частью 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, в связи с чем оснований для возврата заявления у таможенного органа не имелось.
Установив факт денежных средств в размере 597 390 руб. 76 коп., суд первой инстанции также обязал Шереметьевскую таможню возвратить ООО "Маке" излишне уплаченные денежные средства в заявленном размере.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что доказательства наличия права на освобождение от уплаты НДС и документы, свидетельствующие об уплате таможенных платежей были представлены обществом в Шереметьевскую таможню в полном объеме, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали предусмотренные таможенным законодательством основания для принятия решения о возврате заявлений без рассмотрения от 14 января 2014 г.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемое решение таможни не является решением об отказе в возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость при ввозе товара, поскольку таможня не рассматривала заявление общества по существу, в связи с чем счел необходимым обязать Шереметьевскую таможню рассмотреть в установленный законом срок заявление ООО "Маке" от 27 декабря 2013 г. исх. N 72021 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Оставляя без рассмотрения требования общества в части обязания ответчика возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, суд апелляционной инстанции сослался на несоблюдение обществом предусмотренного законом порядка.
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделаны выводы как о представлении всех необходимых документов, предусмотренных частью 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, и в этой связи об отсутствии у таможенного органа оснований для возврата заявления общества, так и о несоблюдении заявителем предусмотренного законом порядка.
Приведенные выводы суда апелляционной инстанции не могут быть признаны обоснованными, поскольку судом апелляционной инстанции не установлены какие-либо обстоятельства, связанные с несоблюдением заявителем порядка подачи заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает правомерным удовлетворение судом первой инстанции требования общества о признании незаконным решения Шереметьевской таможни об отказе в возврате излишне уплаченного НДС в размере 597 390 руб. 76 коп, внесенного по ДТ N 10005023/091213/0072021 и N 10005023/171213/0074312, оформленного письмом от 14 января 2014 г. N 18-21/00676.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Принимая во внимание установленные судами обстоятельства, суд кассационной инстанции полагает, что суд первой инстанции в порядке устранения допущенных нарушений и законных интересов заявителя правомерно обязал Шереметьевскую таможню возвратить ООО "Маке" излишне уплаченный НДС в размере 597 390 руб. 76 коп., внесенного по ДТ N 10005023/091213/0072021 и N 10005023/171213/0074312, поскольку такой способ приведет к восстановлению нарушенного права заявителя на возврат излишне уплаченных сумм налога.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и обязал Шереметьевскую таможню рассмотреть в установленный законом срок заявление ООО "Маке" от 27 декабря 2013 г. исх. N 72021 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в отсутствие каких-либо выводов о законности или незаконности оспариваемого решения таможенного органа.
Необоснованной является и ссылка суда апелляционной инстанции на разъяснения, содержащиеся в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 ноября 2013 г. N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", поскольку судом апелляционной инстанции не приведены обстоятельства, связанные с несоблюдением заявителем административной процедуры возврата излишне уплаченных сумм налога.
При изложенных обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
При таком положении постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2014 г. подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2014 г. - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2014 г. по делу N А41-9187/14 отменить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2014 г. по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.