г. Москва |
|
08 сентября 2014 г. |
Дело N А41-9187/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Келехсаевым Д.О.,
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Маке" - Орлова О.Г. представитель по доверенности от 27 июня 2013 года N 5, Власов А.А. представитель по доверенности от 27 июня 2013 года N 2,
от Шереметьевской таможни - Калинина И.Е. представитель по доверенности от 31 декабря 2013 года N 04-47/47452,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2014 года по делу N А41-9187/14, принятое судьей Голубковым П.А., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Маке" о признании недействительным решения Шереметьевской таможни об отказе в возврате излишне уплаченного НДС,об обязании возвратить излишне уплаченный НДС,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Маке" (далее - ООО "Маке", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможни (далее - таможенный орган) о признании недействительным решения об отказе в возврате излишне уплаченного НДС, внесенного по ДТ 10005023/091213/0072021 и 10005023/171213/0074312, оформленного письмом от 14 января 2014 года N 18-21/00676, об обязании возвратить излишне уплаченный НДС в размере 597 390 руб. 76 коп., внесенный по ДТ 10005023/091213/0072021 и 10005023/171213/0074312 (л.д.2-6 т.1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2014 года заявленные требования ООО "Маке" удовлетворены (л.д. 169-172 т. 1).
Не согласившись с данным судебным актом, Шереметьевская таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
Представитель общества возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществом на территорию Российской Федерации были ввезены и указаны в декларациях на товары (далее ДТ) N 10005023/091213/0072021 и N 10005023/171213/0074312 товары "мебель медицинская хирургическая" с принадлежностями, производства Maquet GmbH&Co.KG, Германия (товар N 1), и "инструменты, применяемые в медицине - устройства для сердечно-сосудистой хирургии", производства Maquet Cardiovascular LLC, США (товар N 3).
По данным товарам в ДТ льгота по уплате налога на добавленную стоимость (далее НДС) не была заявлена, и общество уплатило НДС в бюджет государства в размере 18%.
Общество на основании регистрационный удостоверений N ФСЗ 2008/01352 от 14 июня 2013 года, N РЗН 2013/257 от 29 августа 2013 года и деклараций о соответствии N РОСС DЕ.ИМ34.Д00491 от 25 июня 2013 года и N РОСС US.ИМ41.Д02586 от 17 сентября 2013 года, ООО "Маке" посчитало что ввезенный товар по кодам 945200 и 944400 ОКПО относится к перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС (л.д. 18 т. 1).
Полагая, что по вышеуказанным ДТ товары N 1 и N 3 должны быть освобождены от уплаты НДС, общество 27 декабря 2013 года обратилось в Шереметьевскую таможню с заявлением о возврате НДС (исх. N 72021 N 74312 от 27 декабря 2013 года - вх. N 63 и N 64 от 13 января 2014 года), уплаченного по ДТ NN 10005023/091213/0072021 и 10005023/171213/0074312 на общую сумму 597 390 руб. 76 коп. (233 503 руб. 23 коп и 363 887 руб. 53 коп.), внесенными на счет таможенного органа платежными поручениями N 188 от 20 ноября 2013 года, N 297 от 03 декабря 2013 года и N 395 от 03 декабря 2013 года.
Решением таможенного органа, оформленным письмом от 14 января 2014 года N 18-21/00676, обществу были возвращены заявления без рассмотрения в связи с отсутствием в комплекте документов, представленных ООО "Маке", документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; копии документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств, заверенного нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала (л.д.10-11 т.1).
Полагая, что обществу было фактически отказано в возврате излишне уплаченных денежных средств, ООО "Маке" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Пунктом 2 статьи 1 ТК ТС установлено, что таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
На основании пункта 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 указанной статьи). Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, определен в статьях 183 - 184 ТК ТС и названном Перечне.
Согласно пункту 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 года N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень), в примечании 1 которого указано, что к перечисленной в данном перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) порядке.
Как разъяснено в Письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 марта 2002 года N 2510/2698-02-23 и Министерства финансов Российской Федерации от 06 марта 2002 года N 04-03-05/10, принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП). Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукций освобождаются от налога на добавленную стоимость.
В примечании к Постановлению от 17 января 2002 года N 19 указано, что не подлежит обложению медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Принадлежность медицинской техники к перечню, утвержденному Постановлением Правительства от 17 января 2002 года N 19, определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК005-93.
В соответствии с представленными заявителем документами ввезенный товар, изделия медицинского назначения, имеющие коды классификации ОКПО 945200 и 944400, входят в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС.
Следует отметить, что как для использования пониженной ставки НДС, так и для освобождения от уплаты налога нужно представить в государственный орган регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Минфин России ранее разъяснял, что пониженная ставка или освобождение от налогообложения применяется при ввозе и реализации изделий медицинского назначения (медицинской техники), если имеется регистрационное удостоверение, в котором указан код товара, содержащийся в одном из упомянутых выше перечней (Письма от 21 октября 2013 года N 03-07-07/43912, от 23 сентября 2013 года N 03-07-07/39401, от 20 сентября 2013 года N 03-07-07/38972, от 17 сентября 2013 года N 03-07-07/38384).
Чтобы использовать соответствующую льготу, удостоверение, выданное при регистрации изделия медицинского назначения (медицинской техники), можно представлять до 1 января 2017 года Такой срок установлен в связи со следующими обстоятельствами.
До 1 января 2014 года к таким товарам относится, в частности, важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника (абзац 4 пункта 1 части 2 статьи 149 НК РФ). С 1 января 2014 года вместо термина "медицинская техника" используется термин "медицинские изделия". Тем самым употребляемая терминология приведена в соответствие с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), поскольку в данном Законе содержится только термин "медицинские изделия".
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ с 1 января 2013 года на территории России разрешается обращение только тех медицинских изделий, которые зарегистрированы в установленном Правительством РФ порядке.
Согласно пункту 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 года N 1416, факт госрегистрации медицинского изделия подтверждается регистрационным удостоверением, которое действует бессрочно.
Как следует из материалов дела, ввезенный заявителем товар N 1 и N 3 имеет Регистрационные удостоверения, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, N ФСЗ 2008/01352 от 14 июня 2013 года, N РЗН 2013/257 от 29 августа 2013 года (л.д. 18-21, 22-23) и Декларации о соответствии N РОСС DЕ.ИМ34.Д00491 от 25 июня 2013 года (л.д. 24-25) и N РОСС US.ИМ41.Д02586 от 17 сентября 2013 года (л.д. 26), подтверждающие регистрацию товара в качестве изделий медицинского назначения.
Таким образом, ввезенный заявителем товар относится к изделиям медицинской техники, включенной в Перечень как важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника, ввоз и реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, в связи с чем заявитель имел право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации спорного товара.
В соответствии с частью 2 статьи 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров.
В статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ не сказано, что к заявлению о возврате излишне уплаченного НДС должна быть приложена таможенная декларация с изменениями.
Таким образом, обязанность общества по внесению изменений в таможенную декларацию в целях возврата излишне уплаченного при таможенном оформлении НДС таможенным законодательством не предусмотрена. При этом на декларанта возложена обязанность изначально обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как было указано выше, доказательства наличия права на освобождение от уплаты НДС и документы, свидетельствующие об уплате таможенных платежей были представлены обществом в Шереметьевскую таможню в полном объеме.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что у таможенного органа отсутствовали предусмотренные таможенным законодательством основания для принятия решения о возврате заявлений без рассмотрения от 14 января 2014 года.
В связи с этим, суд считает необходимым обязать Шереметьевскую таможню рассмотреть в установленный законом срок заявление Общества с ограниченной ответственностью "Маке" от 27 декабря 2013 года исх. N 72021 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Как следует из материалов дела, в целях устранения нарушения прав и законных интересов общества, суд первой инстанции обязал Шереметьевскую таможню возвратить ООО "Маке" излишне уплаченные денежные средства в сумме 597 390 руб. 76 коп. внесенного по ДТ N 10005023/091213/0072021 и N 10005023/171213/0074312, в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Данный вывод суда первой инстанции нельзя признать правильным ввиду следующего.
Требование общества обязать таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость при ввозе товара не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемое решение таможни не является решением об отказе в возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость при ввозе товар: таможня не рассматривала заявление общества по существу.
Довод представителя общества в судебном заседании апелляционного суда о том, что решение таможни по своей сути является решением об отказе, а не решением об оставлении заявления общества без рассмотрения не соответствует содержанию этого решения (л.д. 10-11),
В оспариваемом письме таможня сослалась на отсутствие необходимых документов в обоснование оставления заявления общества без рассмотрения, при этом каких-либо указаний по вопросу о том, имеет либо не имеет общество право на возврат (зачет) НДС по указанным ДТ, не давало.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Российской Федерации от 08 ноября 2013 года N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", рассматривая заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога, судам надлежит руководствоваться следующим.
Согласно статьям 147 и 149 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов, а также суммы денежного залога подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика (его правопреемника), к которому должен быть приложен комплект перечисленных в частях вторых этих статей документов.
Несоблюдение указанной административной процедуры, в том числе непредставление в таможенный орган тех документов, которые прямо предусмотрены частью 2 статьи 147 и частью 2 статьи 149 Закона о таможенном регулировании, является основанием для оставления поданного в суд заявления плательщика о возврате соответствующих сумм без рассмотрения применительно к статье 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку предусмотренный законом порядок Обществом не соблюден, заявление Общества в части обязания Таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2014 года по делу N А41-9187/14 отменить.
Обязать Шереметьевскую таможню рассмотреть в установленный законом срок заявление Общества с ограниченной ответственностью "Маке" от 27 декабря 2013 года исх. N 72021 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
В остальной части заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Маке" требования оставить без рассмотрения.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9187/2014
Истец: ООО "Маке"
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: Шереметьевская таможня
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4231/15
20.11.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12837/14
08.09.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8653/14
28.04.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-9187/14