г. Москва |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А40-129723/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.
судей: Долгашевой В.А., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от истца - Скобеева С.Н. по дов. от 17.11.2014
от ответчиков: от Управления Росреестра по городу Москве не явился, извещен,
от Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве - не явился, извещен,
от третьих лиц: от Правительства Москвы - Вейн К.В. по дов. от 01.09.2014 N 4-47-737/4
от Департамента городского имущества города Москвы - Вейн К.В. по дов. от 22.12.2013 N 33-Д-960/13,
рассмотрев 25 ноября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2014 года, принятое судьей Пуловой Л.В., на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2014 года, принятое судьями Лепихиным Д.Е., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.,
по заявлению Международной Коммерческой Компании "ДИНАМИКО КО.ЛДТ"
к Управлению Росреестра по городу Москве, Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве
третьи лица - Правительство Москвы. Департамент городского имущества города Москвы,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Международная Коммерческая Компания "ДИНАМИКО КО.ЛДТ" (далее - компания) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Управлению Росреестра по городу Москве, Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:39, площадью 1 023 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, вл. 5, кор. 4, стр. 2 по состоянию на 01.01.2013 в размере его рыночной стоимости - 33 256 886 руб. и обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве (далее - учреждение) внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка в размере 33 256 886 руб. в качестве новой кадастровой стоимости, подлежащей применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01.01.2013.
Требования заявлены в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и мотивированы нарушением прав истца как арендатора указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы. Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2014 года, требования удовлетворены в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:39, площадью 1 023 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Варшавское шоссе, вл. 5, кор. 4, стр. 2, по состоянию на 01.01.2013 в размере его рыночной стоимости в сумме 33 256 886 руб., подлежащей применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента вступления в законную силу решения суда. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент и Правительство Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят принятые по делу судебные акты отменить как незаконные и необоснованные и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Определением от 24.11.2014 и.о. председателя судебного состава произведена замена судьи Латыповой Р.Р. на судью Краснову С.В. Отводов составу суда не поступило.
Ответчики, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия указанных лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
В судебном заседании представитель заявителей кассационной жалобы поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, представитель компании просил жалобу отклонить, считая обжалованные судебные акты соответствующими требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам, представил отзыв.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Международная Коммерческая Компания "ДИНАМИКО КО.ЛДТ" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:39 площадью 1 023 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, вл. 5, кор. 4, стр. 2, на основании договора аренды от М-05-017102 от 31.05.2001, прошедшего процедуру государственной регистрации в установленном законом порядке.
07.02.2013 Департамент земельных ресурсов города Москвы направил в адрес компании уведомление об изменении ставки арендной платы в связи с вступлением с 01.01.2013 результатов государственной оценки земель города Москвы, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП, согласно которому кадастровая стоимость указанного земельного участка с 01.01.2013 составила 63 013 751, 46 руб. (32 509,17 руб. за 1 кв.м).
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП утверждены результаты государственной оценки земель города Москвы, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 78 996,69 руб. за 1 кв.м.
Не согласившись с размером кадастровой стоимости, компания провела оценку рыночной стоимости земельного участка. Так, в соответствии с отчетом N 952/13 ЗАО Центр экономико-управленческого консультирования "Ким и партнеры" рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 33 256 886 руб. Указанный отчет получил положительное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Выводы экспертов по существу участвующими в деле лицами не опровергнуты.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности", подлежит определению на дату установления кадастровой стоимости. При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" от 29.07.1998 N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены как в суде, так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заявителя.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом N 952/13 ЗАО Центр экономико-управленческого консультирования "Ким и партнеры".
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В свою очередь у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2014 года по делу N А40-129723/13 оставить без изменения, кассационную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Краснова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.