г. Москва |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А40-159856/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от истца - открытого акционерного общества "Шарикоподшипниковый завод "Децима" - Лазарева А.В. - дов. от 20.10.2014
от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился (извещен надлежаще)
от третьих лиц - 1) Правительства Москвы - Решетников Д.К. - дов. от 01.09.2014 N 4-47-736/4
2) Департамента городского имущества города Москвы - Решетников Д.К. - дов. от 27.12.2013 N 33-Д-959/13
3) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 11 декабря 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Шарикоподшипниковый завод "Децима"
на решение от 27 мая 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Коноваловой Е.В.,
на постановление от 27 августа 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Тихоновым А.П., Левиной Т.Ю., Кораблевой М.С.,
по делу N А40-159856/13
по иску открытого акционерного общества "Шарикоподшипниковый завод "Децима" (ОГРН 1037700061882)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной
третьи лица: Правительство Москвы; Департамент городского имущества города Москвы; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Шарикоподшипниковый завод "Децима" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- установить с 01.01.2012 кадастровую стоимость земельного участка площадью 86 423 кв.м с кадастровым номером 77:02:0005004:24, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "использование территории под дальнейшую эксплуатацию расположенных на ней производственных строений и сооружений (49 553 кв.м), в том числе автостоянки для отстоя автомашин (3630 кв.м), реконструкции и размещения комплекса ГИБДД УВД СВАО для проведения экзаменов, тех. осмотра и регистрации (КЭТОР) автотранспортных средств (24 800 кв.м), в том числе для временного использования части земельного участка (19 300 кв.м) под размещение площадки для хранения автотранспорта до размещения комплекса ГИБДД УВД СВАО, под размещение культурно-спортивного комплекса с роликодромом (6000 кв.м), под автостоянку для продажи автомашин (3927 кв.м), под размещение и эксплуатацию магазинов в нежилых помещениях (2143 кв.м)", местоположение которого установлено относительно ориентира по адресу: Москва, Полярная ул., д. 31а, в размере его рыночной стоимости, равной 831 641 210 руб. и определенной по состоянию на 01.01.2012;
- исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении указанного земельного участка, совершенную 01.01.2012, путем замены в период с 01.01.2012 до даты вступления решения суда в законную силу сведений о размере кадастровой стоимости с 2 080 089 260 руб. 10 коп. на размер кадастровой стоимости 831 641 210 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 27.05.2014 и постановление от 27.08.2014 и принять новый судебный акт.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы, а представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Московский земельный комитет (правопредшественник Департамента городского имущества города Москвы; арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 24.09.1997 N М-02-009904 аренды земельного участка площадью 86 423 кв.м с кадастровым номером 77:02:0005004:24, местоположение которого установлено относительно ориентира по адресу: Москва, Полярная ул., д. 31а, в следующих целях: для использования территории под дальнейшую эксплуатацию расположенных на ней производственных строений и сооружений (площадью 49 553 кв.м), в том числе автостоянки для отстоя автомашин (площадью 3630 кв.м); для реконструкции и размещения комплекса ГИБДД УВД СВАО для проведения экзаменов, технического осмотра и регистрации (КЭТОР) автомототранспортных средств (площадью 24 800 кв.м), в том числе для временного использования части земельного участка (площадью 19 300 кв.м) под размещение площадки для хранения автотранспорта до размещения комплекса ГИБДД УВД СВАО; под размещение спортивно-культурного комплекса с роликодромом (площадью 6000 кв.м); под автостоянку для продажи автомашин (площадью 3927 кв.м); под размещение и эксплуатацию магазинов (площадью 2143 кв.м) в нежилых помещениях (в редакции дополнительного соглашения от 05.10.2005 N М-02-009904 к договору аренды), сроком на 49 лет.
В силу пункта 3.2 договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий договор.
Постановлением правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП (далее - Постановление N 670-ПП) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, вступившие в силу с 01.01.2013.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 670-ПП, определена по состоянию на 01.01.2012.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0005004:24 установлена в размере 2 718 212 493 руб. 66 коп.
В соответствии с отчетом от 21.06.2013 N 06-13/1026 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Мобайл Груп", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляет 831 641 210 руб.
Согласно положительному экспертному заключению от 07.10.2013 N 130625-760, выполненному некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", отчет от 21.06.2013 N 06-13/1026 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Уведомлением от 07.02.2013 N 33-А-4082/13-(0)-0 Департамент земельных ресурсов города Москвы сообщил Обществу об увеличении с 01.10.2012 ставки арендной платы по договору аренды от 24.09.1997 N М-02-009904 в связи с вступлением с 01.01.2013 в силу результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденной Постановлением N 670-ПП.
В связи с изменением кадастровой стоимости величина годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 77:02:0005004:24 возросла до 40 773 187 руб. 40 коп.
Истец обратился с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка, установленная Постановлением N 670-ПП, существенно превышает его рыночную стоимость, то должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что имеются расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка, посчитали, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не может быть установлена на основании отчета от 21.06.2013 N 06-13/1026, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Мобайл Груп" по заказу Общества, поскольку указанный отчет не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости названного земельного участка, и отказали в иске. Кроме того, в качестве основания для отказа в удовлетворении требований суды указали, что Общество, являющееся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки рыночной стоимости арендуемого им имущества.
Кассационная инстанция полагает, что решение и постановление подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в связи с тем, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделаны на основании неполного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Судами при разрешении настоящего спора не учтены толкования норм права, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из основания учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Истец, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости арендуемого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) органом кадастрового учета на основании Постановления N 670-ПП в 2013 году, просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 01.01.2012 с целью откорректировать свои обязательства по арендным платежам, размер которых устанавливается на основании кадастровой стоимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта. Данная правовая позиция приведена в постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Как следует из материалов дела, Общество представило отчет от 21.06.2013 N 06-13/1026 о рыночной стоимости названного земельного участка, свидетельствующий о том, что его кадастровая стоимость существенно превышает рыночную, а также положительное заключение от 07.10.2013 N 130625-760, согласно которому отчет от 21.06.2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
При рассмотрении дела ни ответчик, ни другие лица, участвующие в деле, не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной.
Проанализировав данный отчет от 21.06.2013 N 06-13/1026, суды пришли к выводу, что он составлен с нарушениями законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, на основании чего сделали вывод о том, что определенную отчетом рыночную стоимость земельного участка нельзя признать достоверной.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в представленном истцом отчете, суду надлежало назначить судебную экспертизу в целях определения рыночной стоимости участка.
Не приняв от 21.06.2013 N 06-13/1026 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего рыночную стоимость спорного земельного участка, и не воспользовавшись предоставленным им арбитражным процессуальным законодательством (часть 1 статьи 82 АПК РФ) правом назначить экспертизу, суды не установили иную рыночную стоимость, тем самым не разрешив спор по существу.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Общество, являющееся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки арендуемого им имущества.
Между тем, согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у Общества права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
При таких обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для нового рассмотрения.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает следующее.
В процессе судебного разбирательства по настоящему делу Постановление N 670-ПП утратило силу в связи с изданием постановления правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 751-ПП).
Данным нормативным актом, вступившим в силу со дня официального опубликования 01.01.2014 на официальном сайте правительства Москвы, утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 751-ПП, определена по состоянию на 01.01.2013.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, а применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости; соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу; она распространяет свое действие лишь на будущий период.
Поскольку устанавливаемая кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то в связи с утверждением уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки земель (Постановлением N 751-ПП) кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на дату предыдущей оценки (утвержденной Постановлением N 670-ПП) не может быть внесена в кадастр; определение рыночной стоимости на прежнюю дату кадастровой оценки утрачивает правовое значение, поскольку не приведет к возникновению, изменению, прекращению прав и обязанностей истца.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное; устранить отмеченные недостатки; предложить истцу уточнить исковые требования, а сторонам - провести судебную экспертизу для определения рыночной стоимости земельного участка; исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора; дать им надлежащую оценку; решить вопрос о распределении между участвующими в деле лицами судебных расходов по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27 мая 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2014 года по делу N А40-159856/13 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.