г. Москва |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А41-26768/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Антоновой М.К.
судей :Жукова А.В., Коротыгиной Н.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Бурмистрова Т.А. по дов. N 5953 от 16.07.2014
от ответчика: Качалков А.А. по дов. N 01-26/496 от 27.11.2014, Дутикова Е.М. -директор
рассмотрев 15 декабря 2014 в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального фонда ОМС Московской области
на постановление от 17.09.2014
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Катькиной Н.Н., Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А.,
по делу по иску Территориального фонда ОМС Московской области
к ФГБУ "РРЦ "Детство" Министерства здравоохранения РФ"
о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению
УСТАНОВИЛ: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению Российский реабилитационный центр "Детство" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Центр) о взыскании 2 076 799 рублей 40 копеек денежных средств, использованных не по целевому назначению, 207 679 рублей 94 копеек штрафа и пени в размере 31 411 рублей 59 копеек за период с 15.03.14 по 08.05.14.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 решение суда от 23.07.2014 отменено, Фонду отказано в удовлетворении требований.
Фонд, не согласившись с судебными актами, обратился в арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
От Центра поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела.
По мнению подателя жалобы, фонд является заинтересованным лицом и вправе обратиться в суд за защитой своих законных интересов.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Центра возражали против доводов жалобы, считая постановление суда апелляционной инстанции законным, соответствующим действующему законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 05.02.14 по 18.02.14 комиссией Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области в отношении ФГБУ "РРЦ "Детство" Минздрава России проведена плановая проверка расходования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.04.12 по 31.12.13, о чем составлен акт от 18.02.2014.
В ходе контрольных мероприятий выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 2 076 799 рублей 40 копеек на выплаты стимулирующего характера логопедам в 2012- 2013 годах.
По итогам проверки Фонд, руководствуясь пунктом 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.2010 "Об обязательном медицинском страховании" начислил Центру штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования - 207 679 рублей 94 копейки.
По факту выявленных нарушений 27.02.2014 Фонд в адрес Центра направил предписание N 08-31/1875 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования.
Поскольку в установленный срок Центр не исполнил требование, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Фонда, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований.
Отменяя решение суда, и отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.2010 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации N 1095 от 25.07.1996 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Фондом исковые требования предъявлены без должного правового основания.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1095 от 25.07.1996 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. При этом средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления нарушений.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В силу пунктов 29 и 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом ФФОМС N 73 от 16.04.2012, Территориальный фонд обеспечивает контроль за ходом реализации результатов проверки, в том числе осуществляет: контроль за представлением и исполнением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков (в случае установления территориальным фондом срока устранения нарушений и недостатков - контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков в установленный срок); контроль за возвратом (возмещением) средств, использованных не по целевому назначению; контроль за уплатой штрафов, пеней; начисление пеней и направление медицинской организации письменного сообщения о необходимости уплаты пеней (с приложением расчета размера пеней).
В случае выявления фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, требующих незамедлительных мер по их устранению, в случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, а также в случае не устранения выявленных нарушений в установленные сроки территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Исходя из изложенного, судебные инстанции пришли к выводу, что вышеназванными нормативными актами не предусмотрено право Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования имеют право предъявлять медицинской организации соответствующие требования, а также предписания об устранении нарушений и возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, однако данные правомочия не означают права фондов на предъявление соответствующих исков при неисполнении медицинскими организациями требований и предписаний.
Кроме того, суды принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств обязательного медицинского страхования регулируется в рамках договорных правоотношений, исходили из того, что Фонд не является участником заключенных Центром договоров со страховыми медицинскими организациями.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда правильными..
Изложенные в кассационной жалобе доводы, заявлены без учета выводов суда, не опровергают их, фактически повторяют позицию Фонда, изложенную в суде первой инстанции.
Иное толкование норм закона, не означает судебной ошибки (ст. 71 АПК РФ).
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. ч. 1, 3 ст. 286 АПК РФ).
Судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам и основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебного акта суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 по делу N А41-26768/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.К.Антонова |
Судьи |
А.В.Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1095 от 25.07.1996 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. При этом средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления нарушений.
...
В силу пунктов 29 и 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом ФФОМС N 73 от 16.04.2012, Территориальный фонд обеспечивает контроль за ходом реализации результатов проверки, в том числе осуществляет: контроль за представлением и исполнением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков (в случае установления территориальным фондом срока устранения нарушений и недостатков - контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков в установленный срок); контроль за возвратом (возмещением) средств, использованных не по целевому назначению; контроль за уплатой штрафов, пеней; начисление пеней и направление медицинской организации письменного сообщения о необходимости уплаты пеней (с приложением расчета размера пеней)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 декабря 2014 г. N Ф05-13311/14 по делу N А41-26768/2014