г. Москва |
|
19 декабря 2014 г. |
Дело N А40-55800/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 19.12.2014.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Адамовой В.Б.,
судей Туболец И.В., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - общество с ограниченной ответственность "ВИЛЬКОС": Кузнецов А.В., доверенность от 03.10.2014,
от заинтересованного лица - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явились,
от третьих лиц -
Правительство Москвы: Решетников Д.К., доверенность N 4-47-736/14 от 01.09.2014,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве: не явились,
Департамент городского имущества города Москвы: Решетников Д.К. - доверенность N 33-Д-959/13 от 27.12.13,
рассмотрел 17.12.2014 в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на постановление от 15.09.2014
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратовой Н.И., Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВИЛЬКОС" (ОГРН 1027739004193)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757)
о признании рыночной стоимости земельного участка в качестве кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Правительство Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Департамент городского имущества города Москвы.
УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью "ВИЛЬКОС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003021:7 в размере 64 195 000 руб. - рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013 экспертной организацией - обществом с ограниченной ответственностью "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2014 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 решение Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2014 отменено, требования общества удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились с кассационной жалобой, в которой просят его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы ссылаются на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, на то, что апелляционный суд не применил закон, подлежащий применению, на неправильное применение норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит принятые судами судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
В судебное заседание не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве.
Представители общества и Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы не возражали против рассмотрения кассационной жалобы без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, поскольку информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы своевременно размещена судом в сервисе Картотека арбитражных дел в сети Интернет.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы доводы кассационной жалобы поддержал, просил отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора N М-03-018864 от 10.09.2002 долгосрочной аренды земельного участка, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за номером 77-01/03-454/2002-9549 от 21.10.2002, истцу на правах аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:03:0003021:7. площадью 3740 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, ш. Открытое, вл. 2. корп. 12.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013 утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012010:7 в размере 198 595 720 руб. 40 коп.
Согласно отчета общества с ограниченной ответственностью "Дойче Бевентунг Немецкая Оценка" от 13.03.2014 N DB2014-10304 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013, представленного обществом в материалы дела, рыночная стоимость земельного участка составляет 64 195 000 руб.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав общества как арендатора земельного участка и плательщика арендной платы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права и законные интересы заявителя установленным размером кадастровой стоимости земельного участка не нарушены.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Удовлетворяя требования общества, суд апелляционной инстанции с учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, правильно применив положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом оценщика от 13.03.2014 N DB2014-10304.
Как следует из названного отчета, в рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка была установлена оценщиком по состоянию на ту же дату, на которую была определена кадастровая стоимость этого участка кадастровой палатой (01.01.2013).
Соответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 21.03.2014 года N 827/2014.
Поскольку при рассмотрении дела Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и третьи лица не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не ходатайствовали о назначении экспертизы, у апелляционного суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований общества об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика.
Иная оценка установленных судом обстоятельств и иное толкование норм права не свидетельствует о судебной ошибке и не может являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Довод кассационной жалобы о том, что общество не является субъектом, наделенным правомочием по оспариванию кадастровой стоимости получил надлежащую оценку суда апелляционной инстанции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.03.2011 N 281-О-О, физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков, в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Из анализа указанной нормы следует, что арендатор земельного участка вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости такого участка или обратиться с иском в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в том случае, если размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости и по условиям договора аренды подлежит изменению в случае изменения кадастровой стоимости.
Поскольку в договоре аренды от 10.09.2002 N М-03-018864 предусмотрено условие об изменении арендной платы в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка и арендодатель в соответствии с условиями договора аренды направил обществу уведомление от 14.01.2014 N 33-А-10190/14-(0)-0 об увеличении ставки арендной платы в связи с вступлением в силу с 01.01.2013 результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП, апелляционный суд обоснованно пришел к выводу о доказанности обществом факта нарушения своих прав как арендатора названного земельного участка установлением новой кадастровой стоимости.
Вопреки доводам кассационной жалобы общество, обращаясь в судебном порядке за установлением кадастровой стоимости в размере рыночной, самостоятельно выбрало способ защиты своего права, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости действующим законодательством не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы у суда кассационной инстанции не имеется.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов апелляционного суда о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены постановления, в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 по делу N А40-55800/14 оставить без изменения. Кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Б.Адамова |
Судьи |
И.В.Туболец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.