город Москва |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А40-42823/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "Монолитное Строительное Управление - 1": Савина Е.М. (дов. N 50 от 23.01.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ОАТИ города Москвы: не явились, извещены;
рассмотрев 23 декабря 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Объединения административно-технических инспекций города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2014 г.,
принятое судьей Блинниковой И.А,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2014 г.,
принятое судьями Якутовым Э.В., Захаровым С.Л., Бекетовой И.В.,
по делу N А40-428231/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Монолитное Строительное Управление - 1" (ОГРН 1037745000633; 105082, г. Москва, ул. Большая Почтовая, д. 39, стр. 1)
к Объединению административно-технических инспекций города Москвы (ОГРН 1037739099067; 121099, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36/9)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 09-Н02-054 от 03 марта 2014 г.
УСТАНОВИЛ: 13 февраля 2014 г. на основании поручения начальника АТИ по САО N 54 от 13 февраля 2014 г. осуществлено наблюдение путем обследования состояния внешнего благоустройства территории, содержания зданий, сооружений и прочих объектов в г. Москве, в том числе по району Хорошевский.
В ходе обследования территории по адресу: Хорошевское шоссе, д. 52, корп. 1, должностными лицами Объединения административно-технических инспекций города Москвы (далее - ОАТИ г. Москвы, административный орган, ответчик) совместно с представителями управы Хорошевского района и ГКУ г. Москвы "Инженерная служба Хорошевского района" был составлен рапорт N 09-Н02-054 от 13 февраля 2014 г., акт комиссионного обследования территории Хорошевского района от 13 февраля 2014 г., из которых следует, что выявлено нарушение пунктов 6.8, 6.10 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 07 декабря 2004 г. N 857-ПП, а именно: генподрядной организацией - открытым акционерным обществом "Монолитное Строительное Управление - 1" (далее - ОАО "МСУ - 1", общество, заявитель) ответственной согласно выданного на строительство кабельного коллектора ордера N 12093647/4 и заключенного с Государственным унитарным предприятием города Москвы по эксплуатации коммуникационных коллекторов "Москоллектор" (далее - ГУП "Москоллектор") договора N 25/12-с от 30 мая 2012 г. на выполнение работ по строительству кабельного коллектора (Кабельный коллектор от ПС "Ваганьковская" - 1 пусковой комплекс заказ N 3233-06), не осуществлен контроль за действиями подрядных организаций, что выразилось в неудовлетворительном содержании строительных ограждений строительной площадки: фундаментные блоки ФСБ не окрашены; наличие проемов в ограждениях.
На основании полученных данных 26 февраля 2014 г. ОАТИ г. Москвы составлен протокол по делу об административном право нарушении N 09-Н02-054.
13 марта 2014 г. ОАТИ г. Москвы вынесено постановление по делу об административном право нарушении N 07-Н02-054, которым ОАО "МСУ - 1" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.18 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП г. Москвы) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "МСУ - 1" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ОАТИ г. Москве о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2014 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ОАТИ г. Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы.
Отзыв на кассационную жалобу от заявителя не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "МСУ - 1" против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представитель ОАТИ г. Москвы в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Постановлением Правительства Москвы N 857-ПП от 07 декабря 2004 г. утверждены Правила подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве (далее - Правила).
Указанные Правила устанавливают порядок разработки и согласования документации для производства работ, оформления ордеров, требования к обустройству и содержанию мест производства работ и прилегающих территорий, а также порядок производства работ, подготовки и сдачи исполнительной документации, осуществления контроля за соблюдением установленных норм, правил и требований, ответственность за нарушение Правил.
Пунктом 6.8 Правил предусмотрено, что генеральный подрядчик обеспечивает на строительной площадке высокую культуру строительного производства. На генподрядную организацию возлагается ответственность: за уборку и содержание в чистоте территорий строительных площадок, а также прилегающих к ним территорий и подъездов; за соблюдение субподрядными организациями требований настоящих Правил, нормативных правовых актов.
Уборка и вывоз мусора осуществляются в соответствии с Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 г. N 1018.
Обустройство и содержание строительных площадок выполняются с соблюдением требований, изложенных в СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ".
Согласно пункту 6.10 указанных правил ограждения строительных площадок и мест разрытия должны иметь опрятный внешний вид: очищены от грязи, промыты, не иметь проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений и надписей.
Ограждения и их конструкции должны быть окрашены красками, устойчивыми к неблагоприятным погодным условиям, а при повторном использовании - отремонтированы и окрашены заново.
Действия, связанные с нарушением установленных Правительством Москвы правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы и определена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на недоказанность события административного правонарушения, поскольку из текста оспариваемого постановления невозможно установить, в чем выразился ненадлежащий контроль ОАО "МСУ-1" за действиями субподрядной организации (ООО "МСУ-1") и к каким неблагоприятным последствиям привело отсутствие ненадлежащего контроля.
При этом судами принято во внимание, что 30 мая 2012 г. между ГУП "Москоллектор" (инвестор), ОАО "Москапстрой" (заказчик) и ОАО "МСУ-1" (генеральный подрядчик) был заключен договор на выполнение работ по строительству кабельного коллектора N 25/12-с, согласно которому генеральный подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта - Кабельный коллектор от ПС "Ваганьковская" 1 пусковой комплекс 1 этап (пункт 1.1).
01 августа 2013 г. между ОАО "МСУ-1" (генеральный подрядчик) и ООО "МСУ-Подземстрой" (подрядчик) заключен договор на выполнение субподрядных работ N 501-СМР-П, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ по строительству и вводу объекта в эксплуатацию: "Кабельный коллектор от ПС "Ваганьковская" - 1 пусковой комплекс заказ N 3233-06", в соответствии с технической (проектной) документацией и условиями договора.
Обязанности подрядчика установлены статьей 5 договора.
В соответствии с 5.3 договора подрядчик обязан обеспечить на строительной площадке выполнение мероприятий, предусмотренных проектом организации строительства, по охране труда и технике безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли.
Пунктом 5.4 договора установлено, что подрядчик обязан обеспечить содержание и уборку строительной площадки (фронта работ) и прилегающей территории с соблюдением норм технической безопасности, пожарной и производственной санитарии, а также чистоту выезжающего строительного транспорта, соблюдать культуру производства строительных работ на площадке, обеспечить пункт мойки колес, не допускать загрязнения проезжей части, произвести восстановление разрушенных в ходе работ покрытий и зеленых насаждений, находящихся за пределами зоны работ.
30 сентября 2013 г. ОАТИ г. Москвы был выдан ордер на производство земляных работ, обустройство и содержание строительной площадки N 12093647/4, для строительства инженерных сооружений - Кабельный коллектор от ПС "Ваганьковская" 1 пусковой комплекс 1 этап, сроком действия до 30 июня 2014 г.
При вынесении оспариваемого постановления административным органом не установлено, что содержание строительных ограждений в удовлетворительном состоянии, а также окраска блоков ФБС, расположенных на вышеуказанном строительном объекте, входили в обязанности ООО "МСУ-Подземстрой".
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что из оспариваемого постановления не представляется возможным установить факт совершения ОАО "МСУ-1" вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2014 г. по делу N А40-42823/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Объединения административно-технических инспекций города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
С.В.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.