г. Москва |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А40-55249/14-53-463 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Русаковой О.И.,
судей Волкова С.В., Чучуновой Н.С.,
при участии в заседании:
от истца Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск - представитель не явился, извещен
от ответчика Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации - Бурыгина И.Л., доверенность от 19.05.2014
от третьего лица Государственного учреждения "1973 отделение морской инженерной службы" - представитель не явился, извещен
рассмотрев 18 декабря 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 23 мая 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Козловым В.Ф.,
на постановление от 19 августа 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Седовым С.П., Семикиной О.Н., Лящевским И.С.,
по иску Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (ИНН 5110120211, ОГРН 1025100712845)
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
третье лицо: Государственное учреждение "1973 отделение морской инженерной службы"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 926.951 руб. 73 коп. в порядке субсидиарной ответственности за основного должника -Государственного учреждения "1973 отделение морской инженерной службы" (далее -ГУ "1973 ОМИС").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.05.2014 исковые требования удовлетворены.
Постановлением от 19.08.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит принятые по делу судебные акты отменить и в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на нарушение участниками исполнительного производства процедуры исполнения судебных актов по делу N А42-5892/11. Заявитель кассационной жалобы ссылается на положения п. 10 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ, п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ. Как указано в жалобе, возможность взыскания с собственника имущества бюджетного учреждения в порядке ст. 120 ГК РФ (в редакции, действующей до Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) определяется на дату образования спорной задолженности.
В судебном заседании кассационного суда представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Истец -Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск и Государственное учреждение "1973 отделение морской инженерной службы", привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Судом приняты все меры к надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, с направлением по имеющимся в деле адресам судебных извещений. Информация о судебном заседании своевременно размещена судом кассационной инстанции в картотеке арбитражных дел на сайте http://kad.arbitr.ru в сети Интернет согласно отчету о публикации судебного акта.
Неявка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание при надлежащем их извещении не препятствует в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрению дела в настоящем судебном заседании.
Выслушав явившегося представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 05.10.2011 по делу N А42-5892/11 удовлетворены требования Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, с ГУ "1973 ОМИС" взыскано в доход местного бюджета ЗАТО г. Североморск долг в размере 926.951 руб. 73 коп. Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист АС N 002184024 от 05.10.2011.
В соответствии со статьей 7 ФЗ от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, органы, организации, в том числе государственные органы, банки и иные кредитные организации, должностные лица исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 ФЗ "Об исполнительном производстве", в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Судами установлено, что для принудительного исполнения указанного решения суда во исполнение требований ст. 242.3 БК РФ исполнительный лист вместе с заявлением от 23.12.2011 г. N 2985 направлен для исполнения в Отдел N 12 Управления федерального казначейства по Мурманской области.
Уведомлением от 29.12.2012 г. N 5942 исполнительный лист возвращен в связи с закрытием счетов и невозможностью дальнейшего исполнения.
Таким образом, истец направил исполнительный лист в орган Федерального казначейства, исполнив тем самым, требования законодательства об исполнении судебных актов, предусматривающие обращение взыскание на средства федерального бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
04 декабря 2013 г. исх. N 4222 исполнительный лист направлен для принудительного исполнения в ОСП ЗАТО г. Североморск УФССП по МО.
22 февраля 2014 года постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительное производство N 1930/14/08/51 окончено в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. В постановлении указано на то, что все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными, Исполнительный документ возвращен взыскателю, с приложением акта от 22.02.2014 о наличии обстоятельств, в соответствии с которым исполнительный документ возвращается взыскателю.
В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредиторами государственных учреждений в порядке субсидиарной ответственности, надлежит исходить из того, что учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности является соответствующее публично-правовое образование.
При этом в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
Суд установил, что собственником имущества ГУ "1973 ОМИС" является Российская Федерация, а органом, осуществляющим в установленном порядке полномочия собственника, является Министерство обороны Российской Федерации, выполняющее функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, в соответствии с названным Положением о Министерстве обороны Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что собственник имущества не может нести ответственность ввиду указаний Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ являлся предметом судебной проверки и обоснованно отклонен, поскольку правоотношение, в рамках которого образовалась спорная задолженность, возникло из договора N 08, заключенного до 01.01.2011.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Обязательства Учреждения по оплате аренды возникли до введения в действие положений Закона N 83-ФЗ (после 01.01.2011), в связи с чем положения нормы статьи 120 ГК РФ в редакции Закона N 83-ФЗ не препятствовали предъявлению требований к субсидиарному должнику - собственнику учреждения - в случае нехватки денежных средств у самого учреждения-должника по заключенным ранее договорам и их удовлетворению.
Таким образом, судебными инстанциями правомерно установлено, что надлежащим ответчиком по настоящему делу, несущим при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Государственного учреждения "1973 отделение морской инженерной службы" в порядке статьи 120 ГК РФ, является Министерство обороны России.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении процедуры направления исполнительного листа как нормативно необоснованный подлежит отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке, предусмотренном статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Оснований к отмене принятых по делу судебных актов, не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23 мая 2014 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 19 августа 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-55249/14-53-463 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.И. Русакова |
Судьи |
С.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.