г. Москва |
|
30 декабря 2014 г. |
Дело N А40-181363/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Красновой С.В., Кузнецова А.М.
при участии:
от истца Козлова М.А., дов. от 11.03.2014
от третьих лиц:
от Департамента городского имущества города Москвы Решетникова Д.К., дов. от 27.12.2013 N 33-Д-959/13
от Правительства Москвы Решетникова Д.К., дов. от 01.09.2014 N 4-47-736/4
рассмотрев 23 декабря 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юг Девелопмент" - истца
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 29 апреля 2014 года,
принятое судьей Белицкой С.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 15 октября 2014 года,
принятое судьями Бекетовой И.В., Захаровым С.Л., Якутовым Э.В.
по делу N А40-181363/13
по иску общества с ограниченной ответственностью "Юг Девелопмент" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
третьи лица Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Юг Девелопмент" (далее - ООО "Юг Девелопмент", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0001020:1001 и 77:05:0001020:1004 в размере их рыночной стоимости, равной 1 992 700 021 руб. 13 коп. и 241 011 250 руб. 07 коп. соответственно. Также просило обязать кадастровую палату внести изменения в государственный кадастр недвижимости об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы.
Решением названного арбитражного суда от 29.04.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на неправильное применение судами норм материального права.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представители общества поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы возражал против удовлетворения жалобы, считая обжалуемые судебные акты соответствующими законодательству и представленным доказательствам. Кадастровая палата считается извещенной о рассмотрении жалобы, поскольку информация о ее принятии к производству суда кассационной инстанции размещена 25.11.2014 на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установили суды, общество является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0001020:1001 и 77:05:0001020:1004 по адресу Москва, Варшавское ш., вл.9, предоставленных обществу для эксплуатации производственных и административных зданий по договорам аренды от 30.07.2009 N М-05-030828 и от 02.03.2010 N М-05-034648.
Сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере 3 381 260 555 руб. 65 коп. внесены в государственный кадастр недвижимости на основании результатов кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Москвы Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП.
Согласно отчету ООО "АБК-АКТИВНЫЕ Бизнес Консультации" от 04.03.2014 N О-21/01/14-2-2 и N О-21/01/14-2-2 рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2013 составила в отношении участка с кадастровым номером N 77:05:0001020:1001 - 1 992 700 021 руб. 13 коп., а в отношении участка с кадастровым номером N 77:05:0001020:1004 - 241 011 250 руб. 07 коп.
Посчитав установленную кадастровую стоимость завышенной и нарушающей права общества как плательщика арендных платежей, ООО "Юг Девелопмент" обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды двух инстанции пришли к выводу, что общество фактически оспаривает потенциальную цену продажи земельного участка, который не может быть отчужден собственником участка на открытом рынке в условиях конкуренции. Суды не признали в качестве допустимого доказательства представленный отчет об оценке рыночной стоимости, посчитав, что общество не вправе выступать заказчиком оценки арендуемого земельного участка. Для восстановления нарушенного права суды, сославшись на статью 24.11 Закона об оценочной деятельности, указали обществу на наличие права обратиться с заявлением в комиссию о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а в случае несогласия с решением комиссии - обжаловать ее выводы в арбитражном суде.
Суд кассационной инстанции считает неверными данные выводы судов двух инстанций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 66 ЗК РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство позволяло юридическим лицам оспаривать в арбитражном суде результаты определения кадастровой стоимости в случае затрагивания такими результатами прав и обязанностей юридического лица.
При этом установлены альтернативные способы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости - как в комиссии, так и в судебном порядке.
Как установили суды, общество является арендатором земельного участка и на него возложена обязанность по уплате установленных арендных платежей, размер которых поставлен постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.
Обращаясь в суд с настоящим иском, общество преследовало цель защиты своего права как арендатора земельного участка и действовало в рамках правомочий, установленных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Положения статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, устанавливали два альтернативных способа оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, позволяя обращаться напрямую в арбитражный суд. В этой связи выводы судов о невозможности непосредственного установления в судебном порядке рыночной стоимости в качестве кадастровой не соответствуют законодательству.
Указания судов относительно правового регулирования вопросов выкупа земельного участка неправомерно, поскольку не имеет отношения к предмету иска. Обращение общества в суд за установлением кадастровой стоимости земельного участка не связано с приобретением права собственности.
Таким образом, неверное толкование судами норм права привело к необоснованному нерассмотрению исковых требований по существу.
В этой связи судебные акты судов двух инстанций подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит с учетом вышеизложенной позиции суда кассационной инстанции рассмотреть иск по существу, оценить представленный в материалы дела доказательства с точки зрения их относимости и допустимости и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 апреля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2014 года по делу N А40-181363/13 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.