г. Москва |
|
20 января 2015 г. |
Дело N А41-7961/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Красновой С.В., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "ТрастЮнион Эссеет Менеджмент" Д.У. ЗПИФ рентный "Своя земля-Рентный" - Романов П.Н. доверенность от 25 декабря 2014 года N Д/14-160
от заинтересованного лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: Управление Росреестра по Московской области - извещено, представитель не явился,
администрация Сергиево-Посадского района МО - извещено, представитель не явился,
ИФНС России по г. Сергиеву Посаду - извещено, представитель не явился,
Правительство Московской области - извещено, представитель не явился,
Министерство экологии и природопользования Московской области - извещено, представитель не явился,
Минимущество МО - извещено, представитель не явился,
МУ администрация муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского м.р. МО - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 13 января 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ТраcтЮнион Эссеет Менеджмент" Д.У. ЗПИФ рентный "Своя земля-Рентный" на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2014 года, принятое судьями Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н., Огурцовым Н.А.,
по заявлению ООО "ТрастЮнион Эссеет Менеджмент" Д.У. ЗПИФ рентный "Своя земля-Рентный"
об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,
к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области,
третьи лица: Управления Росреестра по Московской области, администрация Сергиево-Посадского района Московской области, ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, МУ администрация муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Своя земля-Рентный" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) с требованиями о признании кадастровой стоимости, внесенной в Государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета земельных участков несоответствующей их рыночной стоимости, расположенных в Сергиево-Посадском районе Московской области на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области 121-РМ земельных участков с кадастровыми номерами с 50:05:0020107:100 по 50:05:0020107:143 включительно, 50:05:0020107:187, с 50:05:0020107:196 по 50:05:0020107:381 включительно, 50:05:0020107:23 -50:05:0020107:99, с 50:05:0020107:10 по 50:05:0020107:19 включительно, 50:05:0020107:20, 50:05:0020107:21, 50:05:0020107:22, 50:05:0020107:268, 50:05:0020107:41 - 13.12.2010 г., - с 50:05:0020107:144 по 50:05:0020107:186 включительно, с 50:05:0020107:188 по 50:05:0020107:195 включительно, с 50:05:0020107:475 по 50:05:0020107:496 включительно, 50:05:0020107:502, с 50:05:0020107:504 по 50:05:0020107:529 включительно, 50:05:0020107:532, 50:05:0020107:530, 50:05:0020107:531 - 14.12.2010 г. - с 50:05:0020107:382 по 50:05:0020107:474 - 11.12.2010 г., - с 50:05:0020107:533 по 50:05:0020107:552 включительно, с 50:05:0020107:554 по 50:05:0020107:566 - 15.12.2010 г., - 50:05:0020107:553 - 18.08.2010 г., - с 50:05:0020214:15 по 50:05:0020214:23 включительно, 50:05:0020214:25, 50:05:0020214:26, 50:05:0020214:28, 50:05:0020214:29, 50:05:0020214:30, с 50:05:0020214:32 по 50:05:0020214:36 включительно, с 50:05:0020214:38 по 50:05:0020214:47 - 16.12.2010 г., - с 50:05:0020214:48, с 50:05:0020214:49 по 50:05:0020214:57 включительно, 50:05:0020214:59, с 50:05:0020214:61 по 50:05:0020214:75 - 17.12.2010 г., - 50:05:0030109:2, 50:05:0030265:4 - 17.10.2011 г., - 50:05:0130220:6 - 07.07.2010 г., - 50:05:0130207:27 - 30.04.2010 г., - 50:05:0130207:36 - 13.01.2011 г., - с 50:05:0130207:100 по 50:05:0130207:146 включительно, с 50:05:0130207:149 по 50:05:0130207:169 включительно, с 50:05:0130207:171 по 50:05:0130207:204 включительно, с 50:05:0130207:88 по 50:05:0130207:99 включительно, с 50:05:0130207:79 по 50:05:0130207:86 - 16.08.2011 г., - 50:05:0130207:87, 50:05:0130207:170, с 50:05:0130207:41 по 50:05:0130207:78 включительно, с 50:05:0130207:147 по 50:05:0130207:148 - 15.08.2011 г., - 50:05:0130309:3 - 29.04.2010 г.; признании несоответствующим рыночной стоимости 1 (одного) кв. м удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м в размере 1 401,60 рублей, внесенного в Государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета, указанных земельных участков и установлении кадастровой стоимости данных земельных участков, определенный по состоянию на 01 января 2008 года и внесенный в государственный кадастр недвижимости, в размере равном рыночной стоимости 1 кв. м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2014 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2014 года решение отменено, в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставив решение суда первой инстанции в силе. По мнению заявителя кассационной жалобы, апелляционным судом неправильно применены нормы материального права. Права заявителя нарушены тем, что то увеличение кадастровой стоимости земельных участков привело к необоснованному увеличению размера земельного налога. Право истца на уплату экономически обоснованного земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, может быть нарушено отказом во внесении сведений в ГКН о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости с даты начала того налогового периода, в котором истец воспользовался своим правом на уточнение кадастровой стоимости земельного участка, определенной методом массовой оценки.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, администрация Сергиево-Посадского района МО, ИФНС России по г. Сергиеву Посаду, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Минимущество МО, МУ администрация муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского м.р. МО, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, ООО "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Своя земля-Рентный" на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами с 50:05:0020107:100 по 50:05:0020107:267 включительно, с 50:05:0020107:271 по 50:05:0020107:408 включительно, с 50:05:0020107:415 по 50:05:0020107:496, 50:05:0020107:502, с 50:05:0020107:504 по 50:05:0020107:529 включительно, с 50:05:0020107:532 по 50:05:0020107:566 включительно, с 50:05:0020107:23 по 50:05:0020107:99 включительно, с 50:05:0020107:10 по 50:05:0020107:19 включительно, с 50:05:0020214:15 по 50:05:0020214:23 включительно, 50:05:0020214:25, 50:05:0020214:26, 50:05:0020214:28, 50:05:0020214:29, 50:05:0020214:30, с 50:05:0020214:32 по 50:05:0020214:36 включительно, с 50:05:0020214:38 по 50:05:0020214:57 включительно, 50:05:0020214:59, с 50:05:0020214:61 по 50:05:0020214:75 включительно, 50:05:0030109:2, 50:05:0030265:4, 50:05:0130220:6, 50:05:0130207:27, 50:05:0130207:36, с 50:05:0130207:100 по 50:05:0130207:204, с 50:05:0130207:41 по 50:05:0130207:99, 50:05:0130309:3, 50:05:0020107:20, 50:05:0020107:21, 50:05:0020107:22, 50:05:0020107:268, 50:05:0020107:41, 50:05:0020107:530, 50:05:0020107:531, расположенные в Московской области, Сергиево-Посадском районе, с/п Березняковское, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для ведения дачного строительства", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и кадастровыми паспортами указанных земельных участков.
В соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. /м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2), в отношении спорных земельных участков в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 1401,60 руб. за 1 кв. м, что повлекло соответствующее изменение кадастровой стоимости данных земельных участков.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная по состоянию на 1 января 2008 года, нарушает права общества в связи с завышением налоговой базы, общество обратилось в арбитражный суд с иском об установлении в указанный период кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования в полном объеме признал кадастровую стоимость спорных земельных не соответствующей их рыночной стоимости. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в целях налогообложения сведения о кадастровой стоимости земельных участков и об удельном показателе кадастровой стоимости 1 кв.м. спорных земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2008 года подлежат изменению с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе таких участков на основании Распоряжения от 23 декабря 2009 года N 121-РМ по 25 ноября 2013 года.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 28 июня 2011 года N 913/11, пришел к выводу, что при наличии утвержденной новой кадастровой стоимости, изменение сведений о ней за прошедшие периоды незаконно.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. Установленным статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ (в действовавшей в рассматриваемый момент редакции) порядком рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости допускалось оспаривание таких результатов в арбитражном суде юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивали права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в этом случае прилагаются отчет об оценке и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
Как установлено апелляционным судом, на момент рассмотрения дела и вынесения судом решения распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области" утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Указанное распоряжение вступило в силу с 01 января 2014 года.
Органом кадастрового учета установлена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков, рассчитанная на основании указанного распоряжения, и внесена в кадастр недвижимости.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что определение рыночной стоимости земельных участков на прежнюю дату установления их кадастровой стоимости (01 января 2008 года ) в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 N 121-РМ, утрачивает правовое значение, поскольку к возникновению, изменению, прекращению прав и обязанностей не приведет.
Данный вывод суда апелляционной инстанции соответствует требованиям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент рассмотрения им дела по существу, и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 года N 10761/11, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости за предшествующий период не осуществляется, то в связи с утверждением уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки земель кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на дату предыдущей оценки не может быть внесена в кадастр.
Несостоятельны доводы заявителя кассационной жалобы относительно неправильного применения апелляционным судом норм материального права, а именно неприменение статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в силу которой в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, указывает на произошедшие изменения законодательства, регламентирующие возникшие правоотношения.
Между тем, согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что решение Арбитражного суда Московской области по настоящему делу было принято 14 апреля 2014 г., т.е. до даты вступления в силу указанного Федерального закона, приведенный довод не может служить основанием для отмены судебных актов.
Иные доводы кассационной жалобы, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм материального права, напротив, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что апелляционный суд, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказал в удовлетворении требований Общества.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2014 года по делу N А41-7961/13 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ТраcтЮнион Эссеет Менеджмент" Д.У. ЗПИФ рентный "Своя земля-Рентный" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.