г. Москва |
|
28 января 2015 г. |
Дело N А41-64355/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Латыповой Р.Р., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Земинвест" - Бовкун Е.В. - дов. от 15.01.2015
от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
от третьих лиц - 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
2) Правительства Московской области - не явился (извещен надлежаще)
3) Министерства экологии и природопользования Московской области - не явился (извещен надлежаще)
4) Министерства имущественных отношений Московской области - Васильев С.А. - дов. от 30.12.2014 N 494
5) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ступино Московской области - не явился (извещен надлежаще)
6) администрации Ступинского муниципального района Московской области - не явился (извещен надлежаще)
7) администрации городского поселения "Ступино" - не явился (извещен надлежаще)
8) общества с ограниченной ответственностью "ФандОценка" - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 21 января 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Земинвест" на постановление от 14 октября 2014 года Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Игнахиной М.В., Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е., по делу N А41-64355/13
по иску общества с ограниченной ответственностью "Земинвест" (ОГРН 1107746183676)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Правительство Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ступино Московской области; администрация Ступинского муниципального района Московской области; администрация городского поселения "Ступино"; общество с ограниченной ответственностью "ФандОценка"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Земинвест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Московской области со следующими требованиями:
- признать с момента внесения в государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0030597:20, 50:33:0030555:12, 50:33:0030597:17, 50:33:0030545:2, 50:33:0000000:457;
- признать с момента внесения в государственный кадастр недвижимости несоответствующим рыночной стоимости 1 кв.м удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0030597:20, 50:33:0030555:12, 50:33:0030597:17, 50:33:0030545:2, 50:33:0000000:457, согласно нижеприведенной таблице:
кадастровый номер земельного участка |
удельный показатель руб. |
50:33:0030597:20 |
878,46 |
50:33:0030555:12 |
1543,03 |
50:33:0030597:17 |
878,46 |
50:33:0030545:2 |
692,03 |
50:33:0000000:457 |
1543,03 |
- обязать исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0030597:20, 50:33:0030555:12, 50:33:0030597:17, 50:33:0030545:2, 50:33:0000000:457, согласно нижеприведенной таблице:
кадастровый номер земельного участка |
удельный показатель руб. |
50:33:0030597:20 |
878,46 |
50:33:0030555:12 |
1543,03 |
50:33:0030597:17 |
878,46 |
50:33:0030545:2 |
692,03 |
50:33:0000000:457 |
1543,03 |
- обязать внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0030597:20, 50:33:0030555:12, 50:33:0030597:17, 50:33:0030545:2, 50:33:0000000:457 и в качестве удельного показателя кадастровой стоимости - рыночную стоимость 1 кв.м с приведенных ниже дат согласно таблице:
Кадастровый номер |
Рыночная стоимость 1 кв.м. |
Рыночная стоимость участка руб. |
Внести изменения с |
50:33:0000000:457 |
80,09 |
114 571 148 |
29.12.2011 |
50:33:0030597:20 |
422,17 |
14 564 865 |
14.09.2011 |
50:33:0030555:12 |
93,71 |
10 939 424 |
14.09.2011 |
50:33:0030597:17 |
68,08 |
74 654 904 |
14.09.2011 |
50:33:0030545:2 |
68,08 |
94 944 368 |
14.09.2011 |
Определением арбитражного суда первой инстанции от 09.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ступино Московской области, администрация Ступинского муниципального района Московской области, администрация городского поселения "Ступино" и общество с ограниченной ответственностью "ФандОценка".
Определением арбитражного суда первой инстанции от 22.05.2014 по делу назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости 1 кв.м земельных участков и земельных участков на 01.01.2010 с кадастровым номерами 50:33:0030597:20, 50:33:0030555:12, 50:33:0030597:17, 50:33:0030545:2, 50:33:0030545:2; проведение экспертизы поручено эксперту ООО "Научно-практический центр профессиональной оценки" Яскевичу Е.Е.
До принятия судебного акта по существу Общество в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило требования и просило признать с момента внесения в государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0030597:20, 50:33:0030555:12, 50:33:0030597:17, 50:33:0030545:2, 50:33:0000000:456, 50:33:0000000:457; признать с момента внесения в государственный кадастр недвижимости несоответствующим рыночной стоимости 1 (одного) кв.м удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0030597:20, 50:33:0030555:12, 50:33:0030597:17, 50:33:0030545:2, 50:33:0000000:456, 50:33:0000000:457, установленный распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" (далее - Распоряжение N 236-РМ); обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0030597:20, 50:33:0030555:12, 50:33:0030597:17, 50:33:0030545:2, 50:33:0000000:456, 50:33:0000000:457 по Распоряжению N 236-РМ; обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0030597:20, 50:33:0030555:12, 50:33:0030597:17, 50:33:0030545:2, 50:33:0000000:456, 50:33:0000000:457 и в качестве удельного показателя кадастровой стоимости - рыночную стоимость 1 кв.м с приведенных ниже дат согласно таблице:
N |
Кадастровый номер |
Рыночная стоимость 1 кв.м. руб. |
Рыночная стоимость участка, руб. |
Изменения внести на период |
1 |
50:33:0000000:457 |
130,4 |
186 541 112 |
29.12.2011 - 31.12.2013 |
2 |
50:33:0000000:456 |
130,4 |
65 200 000 |
29.12.2011 - 28.06.2012 |
3 |
50:33:0030597:20 |
234,1 |
8 075 653 |
30.11.2011 - 31.12.2013 |
4 |
50:33:0030555:12 |
161,7 |
18 875 462 |
30.11.2011 - 31.12.2013 |
5 |
50:33:0030597:17 |
129,4 |
141 567 800 |
30.11.2011 - 31.12.2013 |
6 |
50:33:0030545:2 |
136,7 |
176 755 648 |
30.11.2011 - 31.12.2013 |
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.07.2014 по делу N А41-64355/13 заявленные требования удовлетворены частично. Признана несоответствующей рыночной стоимости кадастровая стоимость и стоимость 1 кв.м земельных участков с кадастровыми номерами: 50:33:0000000:456, 50:33:0000000:457, внесенные в государственный кадастр недвижимости Кадастровой палатой в лице филиала по Московской области, 29.12.2011. Установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:456, равной 65200000 руб. и стоимость 1 кв.м рыночной стоимости данного земельного участка, равной 130,4 руб./кв.м, определенных с учетом экспертного заключения от 02.06.2014, для целей налогообложения. Установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:457, равной 186541112 руб. и стоимость 1 кв.м рыночной стоимости данного земельного участка, равной 130,4 руб./кв.м, определенных с учетом экспертного заключения от 02.06.2014, для целей налогообложения. Признана несоответствующей рыночной стоимости кадастровая стоимость и стоимость 1 кв.м земельных участков с кадастровыми номерами: 50:33:0030597:20, 50:33:0030555:12, 50:33:0030597:17, 50:33:0030545:2, внесенные в государственный кадастр недвижимости Кадастровой палатой в лице филиала по Московской области, 30.11.2011. Установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0030597:20, равной 8075653 руб. и стоимость 1 кв.м рыночной стоимости данного земельного участка, равной 234,1 руб./кв.м, определенных экспертным заключением от 02.06.2014, для целей налогообложения. Установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0030555:12, равной 18 875 462 руб. и стоимость 1 кв.м рыночной стоимости данного земельного участка, равной 161,7 руб./кв.м, определенных экспертным заключением от 02.06.2014, для целей налогообложения. Установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0030597:17 равной 141 567 800 руб. и стоимость 1 кв.м рыночной стоимости данного земельного участка равной 129,4 руб. /кв.м, определенных экспертным заключением от 02.06.2014 для целей налогообложения. Установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0030545:2 равной 176 755 648 руб. и стоимость 1 кв.м рыночной стоимости данного земельного участка равной 126,7 руб./кв.м, определенных экспертным заключением от 02.06.2014 для целей налогообложения. В удовлетворении части иска отказано.
Апелляционный суд постановлением от 14.10.2014 отменил решение от 15.07.2014 и отказал в удовлетворении требований Общества.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 14.10.2014 и принять по делу новый судебный акт.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Министерства имущественных отношений Московской области просил оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат пять земельных участков с кадастровыми номерами 50:33:0030597:20, 50:33:0030555:12, 50:33:0030597:17, 50:33:0030545:2 и 50:33:0000000:457, расположенными в Ступинском районе Московской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.09.2011, 28.01.2012.
Указанные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов и имеют вид разрешенного использования "для размещения общественно-деловых и производственных зон, включая использование под застройку зданиями производственного, складского и административно-торгового назначения".
Согласно представленным в материалы дела выпискам из государственного земельного кадастра от 05.03.2012 N МО-12/ЗВ-131902, от 07.02.2012 N МО-12/ЗВ-67692, от 22.09.2010 N 5033/209/10-0334, от 17.02.2012 N МО-12/ЗВ-96784, от 20.04.2012 N МО-12/ЗВ-258789 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:457 составляет 2 207 350 705,90 руб.; земельного участка с кадастровым номером 50:33:0030555:12 составляет 180 128 693,11 руб.; земельного участка с кадастровым номером 50:33:0030597:17 составляет 960 859 548 руб.; земельного участка с кадастровым номером 50:33:0030597:20 составляет 30 306 870 руб.
Для определения рыночной стоимости земельных участков Общество обратилось к независимому оценщику - ООО "ФандОценка", которым подготовлен отчет от 20.11.2013 N 264/13 об оценке рыночной стоимости земельных участков.
Согласно данному отчету рыночная стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:33:0030597:17 составляет 68,08 руб., земельного участка 74 465 904 руб.; рыночная стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:33:0030545:2 составляет 68,08 руб., земельного участка 94 944 368 руб.; рыночная стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:457 составляет 80,09 руб., земельного участка 114 571 148 руб.; рыночная стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:33:0030555:12 составляет 93,71 руб., земельного участка 10 939 424 руб.; рыночная стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:33:0030597:20 составляет 422,17 руб., земельного участка 14 564 865 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в части признания несоответствующей внесенной в ГКН кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков их рыночной стоимости и установлении кадастровой стоимости данных участков в соответствии с их рыночной стоимостью на основании проведенной судебной экспертизы.
Апелляционный суд признал приведенные выводы суда первой инстанции ошибочными, отменил решение от 15.07.2014 и отказал в удовлетворении требований Общества.
Апелляционный суд исходил из следующего.
В процессе судебного разбирательства по настоящему делу Распоряжение N 236-РМ утратило силу в связи с принятием распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" (далее - Распоряжение N 566-РМ).
Данным нормативным актом, вступившим в силу со дня официального опубликования 29.11.2013 на интернет-портале Правительства Московской области, за исключением отдельных положений, касающихся правовых последствий для налогоплательщиков и вступивших в силу с 01.01.2014, утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель Московской области.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Распоряжением N 566-РМ, определена по состоянию на 01.01.2013.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о невозможности установить кадастровую стоимость спорных земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на предыдущие даты, при наличии новой кадастровой стоимости этих земельных участков, утвержденной Распоряжением N 566-РМ по состоянию на 01.01.2013, и отказал в иске.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что сформулированные истцом и удовлетворенные судом первой инстанции требования как признание несоответствующей рыночной кадастровой стоимости земельных участков, не соответствуют положениям статьи 66 ЗК РФ, в которой речь идет не о соответствии или несоответствии кадастровой стоимости рыночной, а о возможности определения рыночной стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка равной его рыночной стоимости по требованию правообладателя.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Общество по сути просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на предыдущие даты с целью откорректировать свои налоговые обязательства за предшествующие периоды.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. В силу пункта 1 статьи 391 того же Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в целях налогообложения, с момента их внесения в ГКН.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта. Данная правовая позиция приведена в постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то в связи с утверждением уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки земель кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на дату предыдущей оценки не может быть внесена в кадастр, а следовательно, не могут быть восстановлены права Общества в сфере налогообложения, которые оно считает нарушенными неправильной кадастровой оценкой.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что апелляционный суд, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказал в удовлетворении требований Общества, поэтому обжалуемое постановление отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2014 года по делу N А41-64355/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.