город Москва |
|
05 февраля 2015 г. |
Дело N А40-49812/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Дудкиной О.В., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ЮЛИЗИМ": Шилабод В.В. (дов. от 26.03.2014 г.);
от ответчика Департамента городского имущества города Москвы: Верясовой Г.В. (дов. N 33-Д-952/14 от 31.12.2015 г.);
рассмотрев 03 февраля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 июня 2014 г.,
принятое судьей Рыбиным Д.С.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2014 г.,
принятое судьями Панкратовой Н.И., Сумароковой Т.Я., Барановской Е.Н.,
по делу N А40-49812/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮЛИЗИМ" (ОГРН 1027700043139; 107113, г. Москва, ул. 1-я Рыбинская, д. 3, стр. 1)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20),
об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка на определенных условиях,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "ЮЛИЗИМ" (далее - ООО "ЮЛИЗИМ", общество, истец) является собственником нежилых зданий, расположенных по адресу: г. Москва, ул. 1-ая Рыбинская, д. 3, стр. 1 площадью 10464,5 кв.м. и стр. 2 площадью 294 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 77 АА N 120813 и серии 77-АН N 741990 соответственно.
Указанные здания расположены на земельном участке с адресными ориентирами: г. Москва, ул. 1-ая Рыбинская, вл. 3, общей площадью 9 885 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0003001:20.
24 мая 2012 г. ООО "ЮЛИЗИМ" обратилось в службу "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением N 33-5-8064/12-(0)-0 о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Письмом от 24 июня 2012 г. за N 33-5-8064/12-(0)-1 Департамент земельных ресурсов города Москвы отказал обществу в предоставлении земельного участка в собственность по причине несоответствия разрешенного вида использования земельного участка и наличия пяти пристроек строению 1, обладающих признаками самовольного строительства.
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ООО "ЮЛИЗИМ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании его незаконным.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 21 ноября 2012 г. по делу N А40-109350/12-119-1034 решение Департамента земельных ресурсов города Москвы N N 33-5-8064/12-(0)-1 от 24 июня 2012 г. об отказе в оформлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003001:20, площадью 9 885 кв.м., с адресным ориентиром: г. Москва, ул. 1-ая Рыбинская, вл. 3 признано незаконным. Суд также обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы в течение месяца с момента вступления решения в законную силу подготовить и направить в адрес общества проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
В дальнейшем Департамент земельных ресурсов города Москвы был заменен в порядке процессуального правопреемства на Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик).
04 декабря 2013 г. Департаментом городского имущества города Москвы во исполнение решения Арбитражного суда города Москвы от 21 ноября 2012 г. по делу N А40-109350/12-119-1034 был направлен проект договора купли-продажи спорного земельного участка с указанием выкупной цены земельного участка в размере 179 922 025 руб. 20 коп. (пункт 2.1 проекта договора).
Указанная стоимость земельного участка была рассчитана ответчиком на основании кадастровой стоимости в размере, действовавшем на момент заключения договора (кадастровый паспорт земельного участка N 77/501/13-486522 от 08 октября 2013 г.), и составила 100 % его кадастровой стоимости.
31 декабря 2013 г. общество направило в адрес Департамента городского имущества города Москвы проект договора купли-продажи земельного участка с указанием в пункте 2.1 проекта договора выкупной цены в размере 18 081 543 руб. 15 коп., определенном из расчета 20 % кадастровой стоимости земельного участка в размере, действовавшем на дату обращения истца в Департамент с первоначальным заявлением о выкупе данного земельного участка, то есть на 24 мая 2012 г. (вх. N ДГИ-40718/13-(0)-0).
Письмом от 04 февраля 2014 г. за N ДГИ-1-607/14-1 Департамент городского имущества города Москвы сообщил обществу об отсутствии оснований для подписания представленного им проекта договора купли-продажи земельного участка, в связи с тем, что в рамах дела N А40-109350/12-119-1034 вопрос о понуждении департамента заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка на определенных условиях судами не рассматривался, а также не решался вопрос о выкупной цене спорного участка.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "ЮЛИЗИМ" в Арбитражный суд города Москвы с иском об обязании Департамент городского имущества города Москвы заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003:001:20 площадью 9 885 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-ая Рыбинская, вл. 3, на условиях прилагаемого проекта договора.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 июня 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2014 г., исковые требования удовлетворены. Суд обязал Департамент городского имущества города Москвы заключить с ООО "ЮЛИЗИМ" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003:001:20 площадью 9 885 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул.1-ая Рыбинская, вл.3, указав в пункте 2.1 договора купли-продажи земельного участка его выкупную стоимость в размере 18 081 543 руб. 15 коп.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку в представленном обществом проекте договора купли-продажи земельного участка отсутствуют условия, предусмотренные приказом Департамента N 115 от 09 июня 2012 г. "О мерах по оптимизации процедуры подготовки, согласования и подписания проектов документов". Указал также на пропуск установленного законом срока для приобретения земельного участка на льготных условиях.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ЮЛИЗИМ" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "ЮЛИЗИМ" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от N 137-ФЗ от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закона о введении в действие Земельного кодекса), содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 указанного закона, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что общество с первоначальным заявлением о выкупе вышеуказанного земельного участка обратилось в Департамент 24 мая 2012 г., и, следовательно, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи истцом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. на 24 мая 2012 г.
Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку. Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 июня 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2014 г. по делу N А40-49812/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.