г. Москва |
|
11 февраля 2015 г. |
Дело N А40-83053/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Крекотнева С.В., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ЗАО "РФК" - Черный В.В. доверенность от 1 сентября 2014 года,
от заинтересованного лица: МРУ Росалкогольрегулирование - Беликова Л.А. доверенность от 26 декабря 2014 года N 1-70,
рассмотрев 05 февраля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 29 июля 2014 года,
принятое судьей Аксеновой Е.А.
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 30 октября 2014 года,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.
по заявлению ЗАО "РФК" (ОГРН 1077758035398) о признании незаконными действий МРУ Росалкогольрегулирование по ЦФО
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 июля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2014 года, заявленные требования ЗАО "РФК" (далее - общество) о признании незаконными действий МРУ Росалкогольрегулирования (далее административный орган), выразившихся в проведении 14-15 мая 2014 года проверочных (контрольных) мероприятий на территории филиалов общества, расположенных в с. Ключики и с. Верхняя Любовша Краснозоренского района Орловской области, удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МРУ Росалкогольрегулирование обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о том, что контрольные мероприятия проводились сотрудниками ФСБ России, указывает на соблюдение требований КоАП РФ при осуществлении административного расследования, производство обществом спирта по технологической схеме для производства этилового спирта ректификованного.
Представитель административного органа доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель общества в судебном заседании и представленном отзыве возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, МРУ Росалкогольрегулирования проведены проверочные (контрольные) мероприятия на территории филиалов ЗАО "РФК", в ходе которой составлены протоколы осмотра от 14 мая 2014 года, протоколы ареста продукции от 14 мая 2014 года, протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 14 мая 2014 года, возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Посчитав указанные действия незаконными, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 154), Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Федерального закона от 12 июня 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", пришли к обоснованному выводу, что проверочные мероприятия проведены неуполномоченным органом.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 154) Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", его действие не распространяется на обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям.
Производство лекарственных средств, в том числе спиртосодержащих, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Нормами частей 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 12 июня 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлено, лицензионный контроль в сфере производства лекарственных средств и в сфере фармацевтической деятельности осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 5.1.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения Росздравнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, и осуществляет, в том числе, федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств (в отношении лекарственных средств для медицинского применения).
Как установлено судами, ЗАО "РФК" осуществляет деятельность по производству лекарственных средств на основании лицензии N 11767-ЛС-П от 29 июня 2012 года, выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
На спиртосодержащие лекарственные средства, производимые обществом Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выданы регистрационные удостоверения лекарственного средства, в том числе на спирт этиловый, состоящий из этанола (95 процентов), что подтверждается регистрационными удостоверениями N ЛСР-009896/09 от 04 декабря 2009 года, ЛСР-008824/08 от 06 ноября 2008 года, ЛСР-008825/08 от 06 ноября 2008 года, ЛСР-009320/08 от 25 ноября 2008 года.
Производимые обществом лекарственные средства, согласно представленным регистрационным удостоверениям, внесены в Государственный реестр лекарственных средств.
Судами, на основании правильного применения указанных норм сделан обоснованный вывод о том, что проверочные мероприятия проведены неуполномоченным органом, поскольку государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств осуществляет Росздравнадзор, следовательно в силу статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" незаконны.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, в том числе доводы о проведении мероприятий в рамках административного производства, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 июля 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2014 года по делу N А40-83053/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.