г. Москва |
|
18 февраля 2015 г. |
Дело N А41-45840/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Дудкиной О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "АгроКом" - Пановой О.Э., гендиректор, решение б/н от 08.04.2011 г.; Смирновой М.Н., доверенность N 3 от 12.01.2015 г.,
от заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
от третьих лиц - 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен; 2) Администрации Истринского муниципального района Московской области - не явился, извещен; 3) Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Истре Московской области - не явился, извещен; 4) Правительства Московской области - не явился, извещен; 5) Министерства экологии и природопользования Московской области - не явился, извещен; 6) Администрации сельского поселения Ермолинское - не явился, извещен; 7) Министерства имущественных отношений Московской области - не явился, извещен,
рассмотрев 12 февраля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроКом" (истца)
на постановление от 03 декабря 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
по делу N А41-45840/13 Арбитражного суда Московской области,
по иску общества с ограниченной ответственностью "АгроКом" (ОГРН.1075018016006)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН.1027700485757) в лице филиала по Московской области
об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Истринского муниципального района Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Истре Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация сельского поселения Ермолинское, Министерство имущественных отношений Московской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АгроКом" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик, кадастровая палата) с требованиями:
- о признании с момента внесения в государственный кадастр недвижимости (22.10.2013) несоответствующей рыночной стоимости значение удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м в размере 1 522,74 руб. и рассчитанную в соответствии с ним кадастровую стоимость, определенные по состоянию на 01.01.2010, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: с N N 50:08:0040144:371--50:08:0040144:401;
- об установлении кадастровой стоимости и удельного показателя, определенных по состоянию на 01.01.2010 в размере, равном их рыночной стоимости, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: с N N 50:08:0040144:371--50:08:0040144:401;
- об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:08:0040144:371--50:08:0040144:401 с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
- об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 22.10.2013 по дату внесения в государственный кадастр недвижимости удельных показателей и кадастровой стоимости, утвержденных Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ, в качестве новой кадастровой стоимости и нового удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельных участков - рыночную стоимость земельных участков и 1 кв. м каждого из них.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены в части признания несоответствующей рыночной стоимости значения удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м в размере 1 522,74 руб. и рассчитанную в соответствии с ним кадастровую стоимость, определенные по состоянию на 01.01.2010, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040144:371 - 50:08:0040144:401; и установления кадастровой стоимости и удельного показателя земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040144:371 - 50:08:0040144:401, определенных по состоянию на 01.01.2010, в размере, равном их рыночной стоимости. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2014 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд апелляционной инстанции указал, что на момент вынесения решения судом первой инстанции были утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области, которые общество не оспаривает.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить ввиду неправильного применения норм права.
В обоснование своей кассационной жалобы истец указывает, что ему принадлежит право на приведение сведений о кадастровой стоимости в ГКН в соответствие с рыночной стоимостью, на момент обращения истца в суд кадастровая стоимость была определена на 01.01.2010, кадастровая стоимость подлежит учету в целях налогообложения за 2012 год.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу, составленные в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
До начала судебного заседания в суд кассационной инстанции поступило ходатайство Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Истре Московской области о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя. Указанное ходатайство рассмотрено и удовлетворено судом кассационной инстанции.
Отзыв, представленный Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Истре Московской области в суд кассационной инстанции, не принимается судом в качестве отзыва в связи с несоблюдением порядка его подачи, установленного статьей 279 АПК РФ.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ, п.п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" информация о принятии кассационной жалобы к производству, а также сведения о дате и времени судебного заседания размещены на сайте - http://kad.arbitr.ru и отражены в графике судебных заседаний на официальном сайте суда http://fasmo.arbitr.ru.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы своей кассационной жалобы, просил отменить обжалуемый судебный акт апелляционной инстанции как незаконный и необоснованный.
Выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.2011 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости.
Полагая, что рыночная стоимость спорных земельных участков значительно ниже, чем их кадастровая стоимость, истец, считая кадастровую стоимость, содержащуюся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, недостоверной, обратился арбитражный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки).
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, от 15 декабря 2011 года N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствии с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.2011 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы о необходимости внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости на предыдущий период признаются судом ошибочными.
Установление кадастровой стоимости в размере рыночной не означает недостоверности прежней кадастровой стоимости, и новая кадастровая стоимость может применяться лишь с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судом апелляционной инстанции правомерно установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ установлена новая кадастровая стоимость земельных участков, при этом истец не оспаривает указанную кадастровую стоимость, не предоставил в суд первой инстанции по правилам статьи 65 АПК РФ надлежащие доказательства превышения указанной стоимостью рыночной цены земельных участков и материалы оценки на дату, по состоянию на которую на настоящий момент определена кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Изложенное свидетельствует о невозможности реализации права истца на установление кадастровой стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании неактуализированных сведений.
Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что истец не лишен возможности реализовать свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости путем определения стоимости на дату определения актуальной кадастровой стоимости этого объекта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы арбитражного суда о применении норм права соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, где им дана надлежащая оценка. Иная оценка установленных судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемого постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2014 года по делу N А41-45840/13 Арбитражного суда Московской области - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.М.Кузнецов |
Судьи |
О.В.Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.