г. Москва |
|
20 февраля 2015 г. |
А40-173520/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кицула О.В. по дов. от 24.11.2014,
от заинтересованных лиц: от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Шевчука Н.Э по дов. от 30.12.2014 N 26025/2014,
от третьих лиц: от Департамента городского имущества города Москвы - Бушуева Б.А. по дов. от 30.12.2014 N 33-Д-854/14,
от Правительства Москвы - Бушуева Б.А. по дов. от 11.03.2014 N 4-47-205/4,
рассмотрев 17 февраля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Московский шлифовальный инструмент"
на постановление от 30 сентября 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Свиридовым В.А., Бекетовой И.В., Якутовым Э.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "Московский шлифовальный инструмент" (ОГРН 1037739346523)
о признании незаконными решения
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы; Правительство Москвы
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Московский шлифовальный инструмент" (далее - ОАО "МШИ", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о:
- признании решения N 51-664/2013 от 29.08.2013 об отказе в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка незаконным,
-признании незаконными с момента их совершения действий филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Москве (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:73 в размере 1 437 431 710 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 49 034 руб. за 1 кв. м,
- обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:73 в размере 513 085 494 руб. 35 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 17 502 руб. 49 коп. за 1 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы.
Решением Арбитражной суда города Москвы от 14 мая 2014 года требования общества были удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 года решение суда отменено, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда от 30 сентября 2014 года, общество подало кассационную жалобу, в которой просит судебный акт отменить как незаконный и необоснованный, принятый с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержали жалобу по изложенным в ней доводам, просил направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, представители Управления Росреестра по Москве, Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы возражали против удовлетворения жалобы, считая обжалуемый судебный акт соответствующим законодательству и представленным доказательствам.
Ответчик - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещенный о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направил. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами, общество на основании договора аренды от 14.01.2005 N М-09-028073, заключенного с Московским земельным комитетом, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:73 по адресу: г. Москва, Старопетровский пр., вл. 7а.
Согласно дополнительному соглашению от 31.10.2006 N 1 к договору аренды площадь земельного участка уменьшена с 32 862 кв.м до 29 615 кв.м, а по дополнительному соглашению от 06.07.2012 N 2 - до 29 315 кв.м.
Дополнительным соглашением изменен порядок исчисления арендной платы: исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая составляет 329 029 214 руб. 80 коп., и удельного показателя кадастровой стоимости, который составляет 29 315 руб. за 1 кв. м.
Кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости указаны в кадастровом паспорте земельного участка - приложении к дополнительному соглашению от 06.07.2012 N 2.
В графе 9 кадастрового паспорта указаны виды разрешенного использования земельного участка.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 07.05.2013 следует, что в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 1 437 431 710 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 49 034 руб. за 1 кв. м.
Аналогичные сведения указаны и в уведомлении арендодателя от 07.02.2013 N 33-А-43691/13-(0)-0.
При этом согласно Постановлению Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (пункт 86512 Приложения N 3) по состоянию на 01.01.2012 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка утвержден в размере 17 502, 49 руб. за кв.м, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка должна была составить 513 085 494 руб.35 коп., а не 1 437 431 710 руб.
13.08.2013 общество обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее -Закон об оценочной деятельности), полагая, что использованные при определении кадастровой стоимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003013:73 являются недостоверными.
В частности, в заявлении ОАО "МШИ" указало на необоснованное изменение вида разрешенного использования, в том числе путем добавления вида "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", что привело в увеличению удельного показателя кадастровой стоимости за 1 кв.м до 49 034 руб. вместо 17 502, 49 руб., установленного Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" в отношении данного земельного участка.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
По результатам рассмотрения обращения заявителя решением от 29.08.2013 N 51-664/2013 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.11.2012 N П/481 в городе Москве при территориальном органе в городе Москве (далее -Комиссия), в удовлетворении заявления было отказано.
Полагая решение Комиссии и действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в оспариваемом размере незаконными, общество обратилось в суд с указанными выше требованиями.
Так, согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из обращения общества в Комиссию и заявления, поданного в арбитражный суд, следует, что ОАО "МШИ" не согласно с установленными в отношении земельного участка видами разрешенного использования.
Из отзыва Управления, представленного им в суд первой инстанции, следует, что определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:73 было произведено филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве 24.04.2012 ввиду уточнения площади земельного участка с 29 615 кв.м на 29 315 кв.м на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 26.11.2011 N 4837 "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:73", поступившего в регистрирующий орган в порядке информационного взаимодействия (статья 15 Закона о кадастре недвижимости).
Согласно данному распоряжению (пункт 2) установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:73 - участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3/1.2.5/1.2.7/1.2.9/1.2.10/1.2.17), участки размещения специальных объектов: объекты размещения помещений и технических устройств газораспределительных станций (1.2.13).
В частности, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в соответствии с пунктами 2.1.3, 2.2, 2.3.7 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утв. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222) было произведено определение кадастровой стоимости путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости того вида разрешенного использования, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка, в связи с чем кадастровая стоимость и составила 1 437 431 710 руб.
Пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утв. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02ю.2010 N 42) установлено, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Согласно пункту 4.2.7 Положения л Департаменте городского имущества города Москвы (утв. Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 399-ПП) именно данный орган принимает решение об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования на другой до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы.
Между тем вопрос об обоснованности установления именно данного вида разрешенного использования судебной оценки не получил, в то время как от его рассмотрения зависит разрешение вопроса о законности действий Комиссии, оформленных решением N 51-664/2013 от 29.08.2013, и действий Управления по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:73 в размере 1 437 431 710 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 49 034 руб. за 1 кв. м.
В силу частей 6 и 8 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости при принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которым устанавливается, изменяется территориальная зона или отменяется ее установление, а также при принятии решения, в связи с которым требуется внесение изменений в сведения кадастра о видах разрешенного использования земельных участков, эти органы обязаны в порядке информационного взаимодействия представлять органу кадастрового учета соответствующие документы в предусмотренные этой статьей сроки.
Поэтому при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка, предоставленного ранее обществу "под производственную деятельность", Управление согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.
Поэтому доказать в суде наличие оснований и возражений относительно присвоения этого, а не иного номера вида разрешенного использования в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно именно Управление. Однако Управление при рассмотрении спора такие доказательства суду не представило.
Между тем основой для возникновения спора послужили действия Управления по присвоению спорному земельному участку определенного номера вида разрешенного использования, вопреки возражениям общества относительно фактического использования земельного участка, которое должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Названные обстоятельства имеют правовое значение для разрешения возникшего спора и согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 15.12.2011 N 12651/11.
При таких обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для нового рассмотрения.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и дать им надлежащую оценку.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2014 года по делу N А40-173520/13 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий |
С.В. Краснова |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.