г. Москва |
|
30 сентября 2014 г. |
Дело N А40-173520/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Бекетовой И.В., Якутова Э.В. |
при ведении протокола |
помощником судьи Яцевой В.А. |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 мая 2014 г. по делу N А40-173520/13 (41-1581) судьи Березовой О.А.
по заявлению ОАО "МОСШЛИФИНСТРУМЕНТ" (ОГРН 1037739346523)
к 1) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Рореестра"; 2) Управление Росреестра по Москве,
третьи лица: 1) Департамент городского имущества города Москвы, 2) Правительство Москвы,
о признании незаконным решения.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Малолин В.А. по дов. от 03.02.2014 г.;
от ответчика: 1) не явился, извещен; 2) Помогаева О.В. по дов. от 30.12.2013 г.;
от третьих лиц: Решетников Д.К. по дов. от 1) 27.12.2013 г.; 2) 24.09.2013 г.;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "МОСШЛИФИНСТРУМЕНТ" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее Управление Росреестра) и действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Рореестра" по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:73 в размере 1 437 431 710 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 49 034 руб. за 1 кв.м. и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:73, определенной по состоянию на 01.01.2012 г., в размере 513 085 494 руб. 35 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 17 502 руб. 49 коп. за 1 кв.м.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2014 г. вышеуказанные требования были удовлетворены, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для изменения кадастровой стоимости земельного участка не имелось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Росреестра по Москве обратилось в апелляционный жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению ответчика, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены неверно.
Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы в апелляционной жалобе просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Поддерживают позицию Управление Росреестра.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что суд сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме, изложил позицию, указанную в своей апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьих лиц доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме, изложил позицию, указанную в своей апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание не явился представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Рореестра", суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиций сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:64 на основании договора аренды от 14.01.2005 г. N М-09-028073, заключенного с Москоземом в качестве арендодателя, по которому заявителю как арендатору предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 32 862 кв.м. по адресу: г.Москва, Старопетровский пр., вл.7а. Договор зарегистрирован 11.03.2005 г., что следует из отметки на договоре.
По дополнительному соглашению от 31.10.2006 г. N 1 площадь земельного участка уменьшена до 29 615 кв.м., а по дополнительному соглашению от 06.07.2012 г. N 2 - до 29 315 кв.м. Дополнительным соглашением изменен порядок исчисления арендной платы: из приложения к соглашению следует, что арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая составляет 329 029 214 руб. 80 коп., и удельного показателя кадастровой стоимости, который составляет 29 315 руб. за 1 кв.м. Кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости указаны в кадастровом паспорте земельного участка - приложении к дополнительному соглашению от 06.07.2012 г. N 2. В графе 9 кадастрового паспорта указаны и виды разрешенного использования земельного участка.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 07.05.2013 г. следует, что в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 1 437 431 710 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 49 034 руб. за 1 кв.м.
Аналогичные сведения указаны и в уведомлении арендодателя от 07.02.2013 г. N 33-А-43691/13-(0)-0.
Не согласившись с этими сведениями, посчитав, что при определении кадастровой стоимости в размере 1 437 431 710 руб. использованы недостоверные сведения, заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, которая решением от 29.08.2013 N 51-664/2013 отказала в изменении кадастровой стоимости земельного участка, сделав вывод, что обществом не подтверждена недостоверность использованных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости сведений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции суд первой инстанции правомерно руководствовался Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее Закон об оценочной деятельности).
Суд первой инстанции достоверно установил, что в приложении 3 к постановлению Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01.01.2013 г. удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка утвержден в размере 17 502 руб. 49 коп. за 1 кв.м. и сделал вывод, что кадастровая стоимость земельного участка исходя из утвержденного Правительством Москвы удельного показателя составляет 513 085 494 руб. 35 коп.
В силу ст.24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности физических или юридических лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются либо установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, либо недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В соответствии со ст.24.21 Закона об оценочной деятельности Росреестр либо подведомственные ему государственные бюджетные учреждения определяют кадастровую стоимость объектов недвижимости только в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Вместе с тем, в силу ст.16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.7, 10-21 ч.2 ст.7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Суд первой инстанции сделал вывод, что ответчики не представили наличие обстоятельств, которые позволили в 2013 году изменить кадастровую стоимость спорного земельного участка по сравнению с установленной постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП, в том числе не представили доказательства внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик земельного участка, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка (сопоставление сведений, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к дополнительному соглашению от 06.07.2012 г. N 2, и кадастровом паспорте от 07.05.2013 г., исходя из которых устанавливается кадастровая стоимость (категория земель, площадь земельного участка, вид его разрешенного использования).
При таких обстоятельствах, в 2013 году в государственный кадастр недвижимости не могли вноситься сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, определенной на основании иного удельного показателя кадастровой стоимости, чем утвержден приложением 3 к постановлению Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП (17 502 руб. 49 коп. за 1 кв.м.), в связи с чем требования заявителя были удовлетворены.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
Принцип непрерывности актуализации сведений государственного кадастра недвижимости, изложенный в п.1 ст.4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", предполагает постоянное обновление кадастровых сведений, обеспечение их актуальности и достоверности.
Из материалов дела видно, что п.3.4 договора установлено, что размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и (или) коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и (или) г.Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в договор.
Из уведомления арендодателя от 07.02.2013 г. N 33-А-43691/13-(0)-0 следует, что с 2013 года арендная плата начисляется истцу исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая по состоянию на дату направления указанного уведомления составляла 1 437 431 710 руб. (кадастровая стоимость в указанном размере установлена Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы").
В силу Закона об оценочной деятельности вне зависимости от основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости или недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости) требование о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости законодатель расценивает как требование в рамках спора о результатах определения кадастровой стоимости.
Так законодательством об оценочной деятельности был установлен следующий порядок проведения государственной кадастровой оценки: она проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости; определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками; в течение 30-ти дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости; отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет; в течение 10-ти рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости; в течение 5-ти дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости и один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости направляются заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в Росреестр; в течение 10-ти рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости опубликовывает информацию об утвержденных результатах определения кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" с 01.10.2012 г. установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Так, по смыслу ст.66 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости. При этом оспорить результаты определения кадастровой стоимости позволяет норма абз.1 ст.24.19 Закона об оценочной деятельности.
Апелляционный суд исходит из того, что оспаривать результаты определения кадастровой стоимости земельного участка вправе как его собственник, так и арендатор земли.
В связи с утверждением Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, установлено, что Росреестр только организует проведение государственной кадастровой оценки (п.5.2.1). Однако сама оценка ни органом кадастрового учета (ФГБУ "ФКП Росреестра"), ни самим Росреестром не проводится.
В силу ст.24.21 Закона об оценочной деятельности Росреестр либо подведомственные ему государственные бюджетные учреждения определяют кадастровую стоимость объектов недвижимости только в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости о оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом Росреестр формирует и представляет заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Ответчик же в соответствии со ст.24.20 Закона об оценочной деятельности в течение 10-ти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости лишь вносит эти сведения в государственный кадастр недвижимости, в том числе и в случае, когда кадастровая стоимость установлена в ходе рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости.
Апелляционный суд исходит из того, что в силу Закона об оценочной деятельности в судебном порядке требование об обязании органа кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости истец мог предъявить только в том случае, если а) имеется решение арбитражного суда либо комиссии о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, б) это решение предъявлено органу кадастрового учета, в) орган кадастрового учета в течение 10-ти рабочих дней со дня получения такого решения не внес в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, только Правительство Москвы является надлежащим ответчиком в деле по спору о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка.
Апелляционный суд исходит из того, что определенные ценовые ограничения земельных участков установлены Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса РФ". Цена продажи государственного земельного участка собственнику расположенной на этом участке недвижимости является нормативно установленной.
Пунктом 9 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" даны разъяснения применения норм о цене продажи государственной земли. Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Между тем, положения Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при определении цены земельного участка по такому договору не применяются.
Как было отмечено выше постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" в рамках полномочий, предоставленных ст.66 ЗК РФ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013 г.
Однако в ходе производства в суде первой инстанции по настоящему делу постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП были утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013 г., действующие с 01.01.2014 г.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.06.2014 г. N 818/14 изменение кадастровой стоимости в судебном порядке возможно только на будущее время, т.е. размер кадастровой стоимости земельного участка не может быть внесен в ГКН на истекший период.
Вместе с тем, если в ходе рассмотрения спора органом исполнительной власти были утверждены иные результаты государственной кадастровой оценки земель, то определение рыночной стоимости на предыдущую дату кадастровой оценки утрачивает правовое значение, так как возникновению, изменению, прекращению прав и обязанностей истца не приведет, поскольку внесенные в ГКН сведения утратили свою актуальность на момент рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах апелляционный суд делает вывод о правомерности решения Управления и действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 14.05.2014 г. подлежит отмене, поскольку суд сделал выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2014 г. по делу N А40-173520/13 отменить.
Отказать в удовлетворении заявленных ОАО "МОСШЛИФИНСТРУМЕНТ" требований о признании незаконными решения Управления Росреестра по Москве от 29.08.2013 г. N 51-664/2013 и действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:73 в размере 1 437 431 710 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 49 034 руб. за 1 кв.м. и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:73, определенной по состоянию на 01.01.2012, в размере 513 085 494 руб. 35 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 17 502 руб. 49 коп. за 1 кв.м.
Взыскать с ОАО "МОСШЛИФИНСТРУМЕНТ" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционных жалоб в размере 1 000 (тысяча) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-173520/2013
Истец: ОАО "МОСШЛИФИНСТРУМЕНТ"
Ответчик: УФС государственной регистрации кадастра и картографии по Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Рореестра", Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Москве
Третье лицо: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство Москвы
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16400/14
07.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29452/15
26.05.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-173520/13
20.02.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16400/14
30.09.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28641/14
14.05.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-173520/13