г. Москва |
|
25 февраля 2015 г. |
Дело N А40-119953/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей: Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца: Субботина Д.А. по дов. от 15.02.2013 N 4/201,
от ответчиков:
от Министерства обороны Российской Федерации -Елиной Н.В. по дов. от 21.01.2015 N 212/2/140,
от общества с ограниченной ответственностью "ПромРесурс" - Германской Ю.А. по дов. от 16.04.2014 N 176-03,
от третьих лиц:
от Управления Росреестра по Московской области - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Флагман" - Пискова И.П. по дов. от 1212.2014,
от открытого акционерного общества "БИНБАНК" - не явился, извещен,
от Федерального агентства лесного хозяйства - не явился, извещен,
от Департамента лесного хозяйства по Центральному Федеральному округу - Атаманенко А.О. по дов. от 28.10.2014 N 37,
от Администрации Красногорского муниципального района Московской области - не явился, извещен,
рассмотрев 17 февраля 2015 года в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Флагман" и общества с ограниченной ответственностью "ПромРесурс"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 20 октября 2014 года,
принятое судьями Левиной Т.Ю., Кораблевой М.С., Тихоновым А.П.,
по заявлению Московского городского военного прокурора
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
и обществу с ограниченной ответственностью "ПромРесурс" (ОГРН 1117746165030)
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Флагман", открытое акционерное общество "БИНБАНК", Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по Центральному Федеральному округу, Администрация Красногорского муниципального района Московской области
о признании недействительным договора купли-продажи
УСТАНОВИЛ:
Московский городской военный прокурор (далее - прокурор) в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) и обществу с ограниченной ответственностью "ПромРесурс" (далее - ООО "ПромРесурс", общество) о признании договора купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества, заключенного между Минобороны России и ООО "ПромРесурс", от 14.02.2012 N 141/2409/2 по реализации земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040104:505 площадью 51,89 га, расположенного вблизи пос. Нахабино Красногорского района Московской области, недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Флагман" (далее - ООО "Флагман"), открытое акционерное общество "БИНБАНК", Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по Центральному Федеральному округу, Администрация Красногорского муниципального района Московской области
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.05.2014 в иске было отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанными постановлением, ООО "ПромРесурс" и ООО "Флагман" обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 отменить, считая его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) и Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (далее - Департамент) представлены письменные е отзывы на кассационные жалобы. При этом отзыв Департамента с согласия участвующих в деле лиц приобщен судом к материалам дела, а отзыв Рослесхоза, поданный с нарушением требований к его представлению, возвращен данному лицу.
В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы кассационных жалоб по изложенным в них основаниям, представители Московского городского военного прокурора, Минобороны России и Департамента возражали против ее удовлетворения.
Управление Росреестра по Московской области, общество с ограниченной отвнтственностью "БИНБАНК", Рослесхоз и Администрация Красногорского муниципального района Московской области, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационные жалобы без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда не поступило.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом, во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от 07.12.2011 N 2409, который в настоящее время отменен приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.09.2013 N701, по результатам проведенного аукциона между Департаментом имущественных отношений Минобороны России и ООО "ПромРесурс" заключен договор от 14.02.2012 N 141/2409/2 купли-продажи высвобождаемого недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040104:505 площадью 51,89 га, расположенного вблизи пос. Нахабино Красногорского района Московской области.
На дату реализации земельный участок принадлежал Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Обращаясь с исковым заявлением, истец просил признать вышеуказанный договор купли-продажи недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации как несоответствующий требований статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования и отменяя решение суда от 30.05.2014, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Так, постановлением Совета Министров СССР от 19.04.1948 N 1264-478с за Министерством вооруженных сил СССР, Министерством сельскохозяйственного машиностроения и Министерством авиационной промышленности закреплены все леса, находящиеся на земельных участках, отведенных Нахабинскому гарнизону под полигоны, аэродромы, танкодромы, лагери, стрельбища, тиры, учебные поля, военные городски, базы, склады, заводы и научно-исследовательские учреждения согласно Приложению 2 и 3.
В соответствии с директивой заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск от 17 сентября 1986 года N 147/1/3482 и приказом заместителя командующего войсками Московского военного округа по строительству и расквартированию от 5 ноября 1986 года N 37 создан Московский военный лесхоз.
Согласно Акту на передачу (приемку) лесов, расположенных на землях обороны Московской области от 11.02.1999, Истринский лесхоз Московского управления лесного хозяйства передал, а Московский военный лесхоз принял расположенные на землях обороны с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны леса первой группы площадью 2634 га в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.1998 N 135.
Совместным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Минобороны России от 15.12.2000 N 555/592 "Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны" указанный земельный участок и другие земли, покрытые лесом, общей площадью 2634 га переданы в пользование Минобороны России для организации деятельности войсковой части 12093.
То есть до 2000 года вышеуказанный земельный участок с расположенными на нем лесными насаждениями находился в ведении Истринского лесхоза Московского управления лесного хозяйства.
Постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области от 05.09.2006 N 2527/9 на основании заявления Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации установлены границы земельного участка площадью 453 923 кв. м, расположенного в районе п. Нахабино Красногорского района Московской области.
Установлено, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 50:11:0040104:505 площадью 51,89 га расположен лес, который является по категории защитности лесом 1 и 2 пояса санитарной охраны водоисточников города Москвы и отнесен к 1 группе лесов, о чем свидетельствуют таксационное описание Нахабинского участкового лесничества Московского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны России, проведенное в 2001 году Тверской лесоустроительной экспедицией, и протокол осмотра от 13.03.2013, составленный Департаментом лесного хозяйства по Центральному Федеральному округу.
В соответствии с Постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области от 18.11.2011 N 2504 спорный земельный участок отнесен к категории земель - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
Разрешенное использование земельного участка, указанное в его кадастровом паспорте, определено как "для нужд обороны".
При проведении 13.03.2013 обследования земельного участка с кадастровым N 50:11:0040104:505 Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, на нем установлено наличие леса. Кроме того, установлено, что лесные насаждения, произрастающие на указанном земельном участке, относятся к лесам, входящим в состав Нахабинского участкового лесничества Московского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиал ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок в результате предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 31054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженный Сил Российской Федерации" процедуры перестал относиться к землям, предоставленным и предназначенным для обеспечения обороны.
Между тем, как правильно указано апелляционным судом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 135 был утвержден Порядок закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, в соответствии с которым на Минобороны России возлагается организация ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по их лесоустройству и государственному учету.
В соответствии пунктом 12 указанного Порядка в случае прекращения права пользования участками земель обороны прекращается и право пользования расположенными на них лесами. Эти леса подлежат возврату в лесной фонд.
В соответствии со статьей Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик от 17.06.1977, статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1 лесной фонд составляли все леса и земли, предоставленные для ведения лесного хозяйства.
Установив, что отчуждение земельного участка произведено Минобороны России при нарушении данного требования, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.
При этом нормы права применены апелляционным судом правильно.
Так, пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, могут находиться только в федеральной собственности.
Согласно статье 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте допускается, должны быть прямо указаны в законе. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации лес отнесен к природным ресурсам.
В соответствии со статьями 6, 8, 9 Лесного кодекса Российской Федерации, 7, 8, 101 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, относящиеся к категории земель лесного фонда, ограничены в обороте и не могут предоставляться в частную собственность.
Так, в частности, пунктом 2 статьи 15 и абзацем 2 пункта 2 статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Одной из таких категорий, согласно подпункту 3 пункта 1 указанной статьи, являются земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, могут пользоваться только в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Категория земель, согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации называется, в частности, в государственном кадастре недвижимости и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 5 указанной правовой нормы предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2006 N 176 "Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования".
Возможность передачи в собственность граждан или юридических лиц земельного участка (части земельного участка) из категории земель обороны без перевода этого участка (части участка) по решению Правительства Российской Федерации в другую категорию и без изменения вида его разрешенного использования законом не предусмотрена.
Так, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В силу статьи 2 указанного Закона для перевода земельных участков из одной категории в другую, заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, а также документы, предусмотренные этим Законом, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из кадастрового плана земельного участка и свидетельства о государственной регистрации права земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040104:505 отнесен к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" с разрешенным использованием "для нужд обороны".
При этом, как установлено выше, категория названного земельного участка не менялась и не изменена до настоящего времени. А поскольку в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земли обороны могут использоваться только по прямому назначению и являются ограниченными в обороте, нахождение их не в федеральной собственности недопустимо.
Министерство обороны Российской Федерации не могло выставлять для реализации указанный земельный участок с находящимся на нем лесом, поскольку указанные выше нормы закона прямо запрещали их возмездную передачу из государственной в частную собственность.
Таким образом, при отчуждении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040104:505 площадью 51,89 га, расположенного вблизи пос. Нахабино Красногорского района Московской области из государственной собственности был нарушен установленный статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрет на отчуждение из государственной собственности земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности.
При таких обстоятельствах суд апелляционный инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности требования о признании договора купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и ООО "ПромРесурс" от 14.02.2012 N 141/2409/2 по реализации земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040104:505 площадью 51,89 га, расположенного вблизи пос. Нахабино Красногорского района Московской области недействительным по заявленным в иске основаниям, как совершенного в нарушение требований статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и его удовлетворении.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, фактически сводящиеся к иной оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права.
Таким образом, кассационный суд считает оспариваемое постановление по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2014 года по делу N А40-119953/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.