город Москва |
|
20 октября 2014 г. |
Дело N А40-119953/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.10.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Кораблевой М.С., Тихонова А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимониным Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Московского городского военного прокурора,
Департамента лесного хозяйства по Центральному Федеральному округу,
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 30.05.2014 по делу N А40-119953/2013,
принятое судьей Коноваловой Е.В.
по иску Московского городского военного прокурора
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
и ООО "ПромРесурс" (ОГРН 1117746165030)
третьи лица: Управление Росрсестра по Московской области, ООО "Флагман",
ОАО "БИНБАНК", Федеральное агентство лесного хозяйства,
Департамент лесного хозяйства по Центральному Федеральному округу,
Администрация Красногорского муниципального района Московской области о признании недействительным договора купли-продажи
при участии в судебном заседании:
от истца Субботин Д.А. по доверенности от 22.05.2014
от ответчиков:
Министерства обороны Симочкина Я.А. по доверенности от 17.06.2014
ООО "ПромРесурс" Германская Ю.А. по доверенности от 16.04.2014
третьи лица:
ООО "Флагман" Жаров В.Е. по доверенности от 07.1 1.2013
Федерального агентства
лесного хозяйства Гулевич И.С. по доверенности от 14.05.2014
Департамента лесного хозяйства
по Центральному Федеральному
округу Матвеев С.Ю. но доверенности от 19.02.2014,
Нечаев В.Ы. по доверенности от 19.02.2014
остальных лиц представители не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Московский городской военный прокурор в порядке ст.52 АПК РФ предъявил в Арбитражный суд города Москвы иск к Министерству обороны Российской Федерации и ООО "ПромРесурс" о признании Договора купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества, заключенного между Министерством обороны РФ и ООО "ПромРесурс" от 14.02.2012 N 141/2409/2 по реализации земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040104:505 площадью 51,89 га, расположенного вблизи пос. Нахабино Красногорского района Московской области недействительным в силу в силу ст. 168 ГК РФ
Решением суда от 30.05.2014 в удовлетворении иска отказано.
На указанное решение Московским городским военным прокурором, Департаментом лесного хозяйства по Центральному Федеральному округу, Министерством обороны Российской Федерации поданы апелляционные жалобы, в которых заявители просят решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылаются на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Неявившиеся участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п. п. 4 - 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п. 5 ст. 156, ст. 266 АПК РФ в их отсутствие.
В судебном заседании апелляционного суда Заявители жалоб поддержали доводы своих жалоб, ООО "ПромРесурс" и ООО "Флагман" заявили о несогласии с требованиями и доводами жалоб, Федеральное агентство лесного хозяйства поддержало позицию Заявителей жалоб.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Установлено, что во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от 07.12.2011 N 2409 (в настоящее время отменен приказом Министра обороны РФ от 25.09.2013 N701), по результатам проведенного аукциона между Департаментом имущественных отношений Минобороны России и Обществом с ограниченной ответственностью "ПромРесурс" заключен договор от 14.02.2012 N141/2409/2 купли-продажи высвобождаемого недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040104:505 площадью 51,89 га, расположенного вблизи пос. Нахабино Красногорского района Московской области.
На дату реализации земельный участок принадлежал ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Истец просит признать вышеуказанный Договор купли-продажи недействительным в силу ст.168 ГК РФ как несоответствующий требований ст.129 Гражданского кодекса РФ, ст.27 Земельного кодекса РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска о признании Соглашения Договора купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества от 14.02.2012 N 141/2409/2 недействительным по заявленным в иске основаниям.
Апелляционный суд с указанным выводом не соглашается.
Установлено, что Постановлением Совета Народных Комиссаров от 21.09.1921 N 12851 для Военно-инженерного полигона Главного военно-инженерного управления переданы земельные участки в Московской губернии, в т.ч. земли Нахабинского военного лесничества.
Постановлением Совета Министров СССР от 19.04.1948 N 1264-478с за Министерством вооруженных сил СССР, Министерством сельскохозяйственного машиностроения и Министерством авиационной промышленности закреплены все леса, находящиеся на земельных участках, отведенных Нахабинскому гарнизону под полигоны, аэродромы, танкодромы, лагери, стрельбища, тиры, учебные поля, военные городски, базы, склады, заводы и научно-исследовательские учреждения согласно Приложению 2 и 3.
В соответствии с директивой заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск от 17 сентября 1986 года N 147/1/3482 и приказом заместителя командующего войсками Московского военного округа по строительству и расквартированию от 5 ноября 1986 года N 37 создан Московский военный лесхоз.
Согласно Акту на передачу (приемку) лесов, расположенных на землях обороны Московской области от 11.02.1999 Истринский лесхоз Московского управления лесного хозяйства передал, а Московский военный лесхоз принял расположенные на землях обороны с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны леса первой группы площадью 2634 га в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.1998 N 135.
Совместным Приказом Министерства природных ресурсов РФ и Минобороны России от 15.12.2000 N 555/592 "Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны" указанный земельный участок и другие земли, покрытые лесом, общей площадью 2634га переданы в пользование Минобороны России для организации деятельности войсковой части 12093.
Т.е до 2000 года вышеуказанный земельный участок с расположенными на нем лесными насаждениями находился в ведении Истринского лесхоза Московского управления лесного хозяйства.
Постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области от 05.09.2006 N 2527/9 на основании заявления Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации установлены границы земельного участка площадью 453 923кв.м, расположенного в районе п. Нахабино Красногорского района Московской области.
Установлено, что на спорном земельном участке с кадастровым N 50:11:0040104:505 площадью 51,89 га расположен лес, который является по категории защитности лесом 1 и 2 пояса санитарной охраны водоисточников города Москвы и отнесен к 1 группе лесов, о чем свидетельствует таксационное описание Нахабинского участкового лесничества Московского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны России, проведенное в 2001 году Тверской лесоустроительной экспедицией и протокол осмотра от 13.03.2013, составленный Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.
В соответствии с Постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области от 18.11.2011 N 2504 спорный земельный участок отнесен к категории земель - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
Разрешенное использование земельного участка, указанное в его кадастровом паспорте, определено как "для нужд обороны".
При проведении 13.03.2013 обследования земельного участка с кадастровым N 50:11:0040104:505 Департаментом лесного хозяйства по ЦАО, на нем установлено наличие леса. Кроме того, установлено, что лесные насаждения, произрастающие на указанном земельном участке, относятся к лесам, входящим в состав Нахабинского участкового лесничества Московского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиал ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации.
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством спорный земельный участок с расположенными на нем насаждениями, отнесенными к 1 группе лесов, не мог быть объектом отчуждения (передачи в частную собственность).
Согласно ст. 129 Гражданского кодекса РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте допускается, должны быть прямо указаны в законе. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В свете норм статей 6, 8, 9 Лесного кодекса РФ, 7, 8, 101 Земельного кодекса РФ земельные участки, относящиеся к категории земель лесного фонда, ограничены в обороте и не могут предоставляться в частную собственность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 135 утвержден Порядок закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, в соответствии с которым на Минобороны России возлагается организация ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по их лесоустройству и государственному учету.
В соответствии пунктом 12 указанного Порядка в случае прекращения права пользования участками земель обороны прекращается и право пользования расположенными на них лесами. Эти леса подлежат возврату в лесной фонд.
Согласно совместному приказу Министерства природных ресурсов РФ и Минобороны РФ от 15 декабря 2000 года N 555/592 "Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны", утвержден сводный акт передачи лесов в Московской области (п. 13 о передачи 2634 га лесов, отнесенных к первой группе) от Истринского лесхоза Московскому военному лесхозу.
Частью 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным Кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные, в частности, для обеспечения обороны и безопасности.
Согласно пункту 3 статьи 27 Земельного кодекса РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом и другими федеральными законами.
Так, в частности, пунктом 2 статьи 15 и абзацем 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ определено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Другим ограничением на оборот земельных участков, является предусмотренный пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса РФ запрет для граждан и юридических лиц на распоряжение земельными участками, предоставленными им на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кроме того, пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, могут находиться только в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Одной из таких категорий, согласно подпункту 3 пункта 1 указанной статьи, являются земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, ли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ, могут пользоваться только в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Категория земель, согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ называется, в частности, в государственном кадастре недвижимости и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1 статьи 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 5 указанной правовой нормы предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.03.2006 N 176 "Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования".
Возможность передачи в собственность граждан или юридических лиц земельного участка (части земельного участка) из категории земель обороны без перевода этого участка (части участка) по решению Правительства РФ в другую категорию и без изменения вида его разрешенного использования законом не предусмотрена.
При этом, вывод суда первой инстанции о том, что в результате осуществления процедуры высвобождения земельного участка из имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, с момента издания приказа Министра обороны Российской Федерации 07.12.2011 N 2409 "О реализации высвобождаемого военного имущества Вооруженных сил Российской Федерации" он перестал быть предназначенным для нужд обороны и безопасности, утрачена возможность его использования для размещения и обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации не соответствует действительности, поскольку ни категория, ни вид разрешенного использования указанного в оспариваемой сделке земельного участка не изменялись и не изменены до настоящего времени.
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 07.12.2011 N 2409 "О реализации высвобождаемого военного имущества Вооруженных сил Российской Федерации" отменен Приказом Министра обороны Российской Федерации 29.03.2013 N 701 "Об отмене приказов Министра обороны Российской Федерации 2011 года N 1430, 2409 и 2012 года N 570".
Так, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В силу ст. 2 указанного закона для перевода земельных участков из одной категории в другую, заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, а также документы, предусмотренные этим законом, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Согласно п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством РФ.
Вместе с тем, как следует из кадастрового плана земельного участка и свидетельства о государственной регистрации права земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040104:505 отнесен к категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны безопасности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием для нужд обороны.
При этом как установлено выше категория названного земельного участка не менялась и не изменена до настоящего времени. А поскольку в соответствии с Земельным кодексом РФ земли обороны могут использоваться только по прямому назначению и являются ограниченными в обороте, нахождение их вне федеральной собственности недопустимо.
Министерство обороны Российской Федерации не могло выставлять для реализации указанный земельный участок с находящимся на нем лесом, поскольку указанные выше нормы закона прямо запрещали его возмездную передачу из государственной в частную собственность.
Таким образом, при отчуждении земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 50:11:0040104:505 площадью 51,89 га, расположенного вблизи пос. Нахабино Красногорского района Московской области из государственной собственности был нарушен установленный ст.27 Земельного кодекса РФ запрет на отчуждение из государственной собственности земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности.
При таких обстоятельствах суд апелляционный инстанции приходит к выводу об обоснованности требования о признании Договора купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества, заключенного между Министерством обороны РФ и ООО "ПромРесурс" от 14.02.2012 N 141/2409/2 по реализации земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040104:505 площадью 51,89 га, расположенного вблизи пос. Нахабино Красногорского района Московской области недействительным по заявленным в иске основаниям, как совершенного в нарушение требований ст.129 Гражданского кодекса РФ, ст.27 Земельного кодекса РФ и его удовлетворении.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.05.2014 по делу N А40-119953/2013 отменить.
Признать недействительным Договор купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества, заключенного между Министерством обороны РФ и ООО "ПромРесурс" от 14.02.2012 N 141/2409/2 по реализации земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040104:505 площадью 51,89 га, расположенного вблизи пос. Нахабино Красногорского района Московской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-119953/2013
Истец: Московский городской военный прокурор
Ответчик: Департамент имущественных отношений Министерства Обороны РФ, Министерство обороны РФ, ООО "Промресурс"
Третье лицо: Администрация Красногорского муниципального района МО, АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛ., Департамент лесного хозяйства по ЦФО, ОАО " Бинбанк", ООО "Флагман", Управление Росреестра по МО, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области, уфсгр кадастра и картографии по московской обл., ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА