г. Москва |
|
3 марта 2015 г. |
Дело N А41-42363/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Администрации городского округа Химки Московской области - Башлыкова Я.В., доверенность на бланке N 50 АА 4559318 от 30.08.2013 г. сроком на 3 года,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Пузырева П.А., доверенность N 596-Д от 31.12.2014 г.,
рассмотрев 24 февраля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (заинтересованного лица)
на решение от 09 октября 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление от 16 декабря 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Игнахиной М.В., Немчиновой М.А., Мищенко Е.А.,
по делу N А41-42363/14,
по заявлению Администрации городского округа Химки Московской области (ОГРН.1025006177525)
к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН.10477227043561)
о признании незаконными решений
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Химки Московской области (далее - заявитель, администрация) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление, заинтересованное лицо) с требованиями признать незаконным решения от 02.07.2014 N 10/040/2014-214 и N 10/040/2014-216 об отказе в государственной регистрации; об обязании управления в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010305:4301, общей площадью 8297 кв.м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для эксплуатации зданий и сооружений (административное здание (бассейн), трибуна "Родина", футбольное поле)", адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д. 4а; об обязании управления в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010305:4302, общей площадью 28870 кв.м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для эксплуатации зданий и сооружений (административное здание (бассейн), трибуна "Родина", футбольное поле)", адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д. 4а.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 октября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2014 года, требования заявителя удовлетворены.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражные суды исходили из того, что заявитель представил на государственную регистрацию все необходимые документы в соответствии со статьями 16, 17 Закона о государственной регистрации, отвечающие требованиям статьи 18 Закона о государственной регистрации.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить ввиду неправильного применения судами норм материального права.
В обоснование своей кассационной жалобы заинтересованное лицо указывает, что необходимые для государственной регистрации права собственности документы администрацией представлены не были.
Администрация отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представила.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.
Представитель администрации просил оставить судебные акты без изменения, а в удовлетворении кассационной жалобы отказать, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно них, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010305:36, общей площадью 37167 кв.м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для эксплуатации зданий и сооружений (административное здание (бассейн), трибуна "Родина", футбольное поле)", расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д. 4а, отнесен к муниципальной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.05.2013 серии 50 АЕ N 322787.
21.02.2014 администрацией вынесено постановление N 178 "Об утверждении выполненной на кадастровой карте территории городского округа Химки схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010305:36, площадью 37 167 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д.4а".
27.04.2014 на государственный кадастровый учет поставлены два земельных участка, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010305:36, а именно: земельный участок площадью 8297 кв. м, которому присвоен кадастровый номер 50:10:0010305:4301 и земельный участок площадью 28870 кв. м, которому присвоен кадастровый номер 50:10:0010305:4302, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от 28.04.2014.
12.05.2014 администрация обратилась в управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:0010305:4301, 50:10:0010305:4302.
Сообщениями Управления Росреестра по Московской области от 02.07.2014 N 10/040/2014-214 и N 10/040/2014-216 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности, поскольку на государственную регистрацию не представлены документы, устанавливающие право собственности Городского округа Химки Московской области на земельные участки.
Полагая, что решения управления являются незаконными и необоснованными и нарушают права и законные интересы администрации, заявитель обратился в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статье 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статьей 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Статьей 18 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанции правомерно установлено, что заявителем 12.05.2014 предоставлено постановление от 21.02.2014 N 178 "Об утверждении выполненной на кадастровой карте территории городского округа Химки схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010305:36, площадью 37 167 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д.4а", которым утверждена выполненная на кадастровой карте территории городского округа Химки схема раздела земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010305:36, площадью 37 167 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Чкалова, д.4а, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для эксплуатации зданий и сооружений (административное здание (бассейн), трибуна Родина", футбольное поле)". Во исполнение названного постановления в отношении образуемых земельных участков был проведен государственный кадастровый учет с присвоением этим участкам кадастровых номеров: 50:10:0010305:4301 и 50:10:0010305:4302.
Вопросы образования земельных участков и их регистрация регулируются соответственно главой 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 22.2 Закона о регистрации, согласно которым образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов власти или органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации), и эти же решения являются основанием для государственной регистрации прав собственности на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу, что заявитель представил на государственную регистрацию все необходимые документы в соответствии со статьями 16, 17 Закона о государственной регистрации.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 АПК РФ.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 октября 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2014 года по делу N А41-42363/14 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.М.Кузнецов |
Судьи |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статье 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
...
Вопросы образования земельных участков и их регистрация регулируются соответственно главой 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 22.2 Закона о регистрации, согласно которым образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов власти или органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации), и эти же решения являются основанием для государственной регистрации прав собственности на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 марта 2015 г. N Ф05-392/15 по делу N А41-42363/2014