г. Москва |
|
11 марта 2015 г. |
Дело N А41-59631/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Ананьиной Е.А., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от истца - Спиридонова В.В. по дов. от 19.06.2014 N 17,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц - от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен,
от Администрации Клинского муниципального района Московской области - не явился, извещен,
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Клину Московской области- не явился, извещен,
от Правительства Московской области - не явился, извещен,
от Министерства экологии и природопользования Московской области - не явился, извещен,
от Министерства имущественных отношений Московской области не явился, извещен,
рассмотрев 03 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу "Антипино"
на постановление от 06 октября 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Антипино" (ОГРН: 1055003600112)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в лице филиала по Московской области (ОГРН: 1027739884292)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Клинского муниципального района Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Клину Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Антипино" (далее - ООО "Антипино", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению (ФГБУ) "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области (далее - Учреждение) с требованиями:
- признать с момента внесения в государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка, расположенного в Клинском районе Московской области с кадастровым номером: 50:03:0050380:147;
- признать с момента внесения в государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости 1 (одного) кв. м в размере 2402 руб. 59 коп. удельного показателя кадастровой стоимости 1 (одного) кв. м земельного участка, расположенного в Клинском районе Московской области с кадастровым номером: 50:03:0050380:147;
- обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области в лице филиала по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 руб. 59 коп. за 1 (один) кв. м и рассчитанной по этому показателю кадастровую стоимость земельного участка, расположенного в Клинском районе Московской области с кадастровым номером: 50:03:0050380:147;
- обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области в лице филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, применив с 01.01.2008 в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость в отношении земельного участка, расположенного в Клинском районе Московской области с кадастровым номером: 50:03:0050380:147 в размере 48 846 829,56 руб.;
- обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области в лице филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, применив с 01.01.2008 в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости - рыночную стоимость 1 (одного) кв. м в отношении земельного участка, расположенного в Клинском районе Московской области с кадастровым номером: 50:03:0050380:147 в размере 122,53 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Клинского муниципального района Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Клину Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2014 года заявленные требования были удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2014 года решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением от 06 октября 2014 года, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставив в силе решение суда от 31 марта 2014 года, ссылаясь на то, что выводы апелляционного суда не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству суда кассационной инстанции размещена на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзывов на кассационную жалобу не поступило.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что ООО "Антипино" является собственником земельного участка земельного участка категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенного использования: "для дачного строительства с правом возведения жилых домов с правом регистрации проживания в них и хозяйственных строений и сооружений", общей площадью 398652 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, вблизи д. Поджигородово (ур. Антипино) с кадастровым номером 50:03:0050380:147, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.12.2008 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.11.2013.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и Средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. /м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Из кадастрового паспорта земельного участка и акта определения кадастровой стоимости земельного участка следует, что на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ в отношении данного земельного участка в государственный кадастр недвижимости 22.01.2013 были внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2402,59 руб. за 1 кв. м, что повлекло соответствующее изменение его кадастровой стоимости, исчисляемой путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.
Как указывает истец со ссылкой на отчет от 28.10.2013 N 1410/13 об оценке рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, вблизи д. Поджигородово (ур. Антипино), подготовленный ООО "Оценка для бизнеса", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:03:0050380:147 по состоянию на 22.01.2013 (дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости) составляет 50437451,04 руб., удельный показатель рыночной стоимости 1 кв.м - 126,52 руб.
Посчитав, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает рыночную стоимость, общество обратилось с соответствующими требованиями в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Так, согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Установленным статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ (в действовавшей в рассматриваемый момент редакции) порядком рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости допускалось оспаривание таких результатов в арбитражном суде юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивали права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в этом случае прилагаются отчет об оценке и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
Как установлено судом, на момент рассмотрения дела и вынесения решения Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N 564-РМ утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Указанное Распоряжение вступило в силу с 01 января 2014 года.
При этом согласно материалам дела и пояснениям сторон, установленная новая кадастровая стоимость спорного земельного участка, рассчитанная на основании указанного Распоряжения, внесена в кадастр недвижимости.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 25 июня 2013 года N 10761/11, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка.
В Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум разъяснил, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта, то есть на будущий период.
Таким образом, правовые основания для установления кадастровой стоимости по состоянию на предыдущий период на дату принятия решение суда (31.03.2014) отсутствовали.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2014 года по делу N А41-59631/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.