г. Москва |
|
17 марта 2015 г. |
Дело N А40-78738/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Латыповой Р.Р., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Атриум" - Мищенко В.Е. - дов. от 20.02.2015
от заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы - Пексимова Ю.В. - дов. от 30.12.2014 N 33-Д-867/14
рассмотрев 10 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 24 июля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Павлюком Ю.Б.,
на постановление от 14 ноября 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Румянцевым П.В., Кольцовой Н.Н., Мухиным С.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АТРИУМ" (ОГРН 1027700161873)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Атриум" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент) в части необращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра) с заявлением о внесении изменений в право собственности города Москвы на нежилое помещение, расположенное по адресу: Москва, Ленинский пр., д. 44, в части изменения площади объекта недвижимости с 360,2 кв.м на 299,8 кв.м;
- обязать Департамент в течение в пяти рабочих дней с даты вступления в силу судебного акта обратиться в Управление Росреестра с заявлением о внесении изменений в право собственности города Москвы на указанное нежилое помещение в части изменения площади объекта недвижимости с 360,2 кв.м на 299,8 кв.м;
- признать незаконным бездействие Департамента в части незаключения дополнительного соглашения к договору аренды от 08.07.2004 N 07-364/04 об изменении площади арендуемого помещения;
- обязать Департамент в течение пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта направить в адрес Общества проект дополнительного соглашения к названному договору аренды об изменении площади арендуемого помещения с 360,2 кв.м на 299,8 кв.м.
Решением от 24.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.11.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявления Общества.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Департамент имущества города Москвы (арендодатель; правопредшественник Департамента) и Общество (арендатор) заключили договор от 08.07.2004 N 07-364/04 аренды нежилого помещения площадью 360,2 кв.м, расположенного по адресу: Москва, Ленинский пр., д. 44, являющегося собственностью города Москвы, сроком по 31.03.2009 для использования под общественное питание (ресторан).
Дополнительными соглашениями к договору от 09.02.2009 и от 09.06.2010 срок его действия продлен до 30.06.2010 и 30.06.2015 соответственно.
Договор и дополнительные соглашения к нему зарегистрированы в установленном порядке.
В период действия договора Общество по согласованию с представителем собственника осуществило перепланировку и переустройство арендованного помещения. В результате переустройства общая площадь нежилого помещения изменилась и составила 299,8 кв.м.
В обоснование законности проведенных работ Обществом представлены: письмо Департамента от 02.07.2008 N 07-3732/08 о согласовании перепланировки; распоряжение Государственной жилищной инспекции города Москвы от 30.07.2009 N ЮЗ-1154/А086027-09 о согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения и производства связанных с этим ремонтно-строительных работ; акт от 16.08.2012 о завершенной перепланировке нежилого помещения, утвержденный Государственной жилищной инспекции города Москвы; техническая документация Юго-Западного территориального бюро технической инвентаризации (экспликация, справка от 18.03.2013 N 3460300248).
После проведения перепланировки арендуемого помещения Общество обратилось в Департамент с письмами от 02.12.2013 N 03 и от 18.06.2013 N 18/06/13-2 (рег. N 33-5-558/14-(0)-0 от 16.01.2014) о предоставлении документа "Дополнительное соглашение к договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, по изменению его условий" в соответствии с Регламентом подготовки документов Департаментом имущества города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2007 N 580-ПП (далее - Постановление N 580-ПП), действовавшим на момент обращения Общества, с целью внесения изменений в ранее зарегистрированное право собственности города Москвы и заключения дополнительного соглашения к договору аренды с учетом произведенных изменений в площади нежилого помещения, приложив к заявлению все необходимые документы.
Департамент письмом от 31.03.2014 N 33-5-558/14-(1)-0 приостановил предоставление государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы, за исключением земельных участков и объектов жилищного фонда", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Постановление N 199-ПП), на 30 рабочих дней для внесения сведений об объекте недвижимости в ГКН.
Поскольку изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены не были, Общество 14.02.2014 повторно обратилось в Департамент с просьбой направить в регистрирующий орган заявление о внесении соответствующих изменений.
Письмом от 18.03.2014 N ДГИ-1-18326/14-2 Департамент сообщил, что для внесения изменений и постановки объекта на кадастровый учет Департаментом 13.03.2014 направлен запрос в бюро технической инвентаризации на изготовление технической документации по данному объекту и целью внесения изменений в ЕГРП; срок изготовления технической документации составит 89 рабочих дней.
Поскольку соглашение об изменении площади арендуемого имущества в адрес Общества не поступило, заявитель обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Общества.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
На момент обращений 16.01.2014 и 14.02.2014 Общества с заявлениями о внесении изменений в ранее зарегистрированное право собственности города Москвы и заключении дополнительного соглашения к договору аренды с учетом произведенных изменений в площади нежилого помещения, действовал Регламент подготовки документов Департаментом имущества города Москвы в режиме "одного окна", утвержденный Постановлением N 580-ПП.
Пунктом 1.7 Регламента, утвержденного Постановлением N 580-ПП, предусматривалось, что перечни и виды документов, которые заявители должны представить в службу "одного окна" для подготовки запрашиваемых документов, и сроки их оформления (исполнения) определяются регламентной таблицей подготовки документов Департаментом имущества города Москвы в режиме "одного окна" (далее - Регламентная таблица) согласно приложению 1 к настоящему Регламенту.
В соответствии с пунктом 4 Регламентной таблицы срок подготовки документа "Дополнительное соглашение к договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, по изменению его условий" составляет не более 60 рабочих дней без учета государственной регистрации или 90 рабочих дней с учетом государственной регистрации; срок согласования (выдачи заключения) с ГУП МосгорБТИ в пределах общего срока подготовки и выдачи документа до 30 рабочих дней.
Подготовка документов в режиме "одного окна" может быть приостановлена не более чем на 30 рабочих дней, если срок исполнения заявления составляет не более 60 (90) рабочих дней (пункт 4.4. Регламента).
В процессе подготовки Департаментом документов Постановление N 580-ПП утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 13.03.2014 N 119-ПП, которым внесены изменения в Постановление N 199-ПП.
Данным постановлением утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы, за исключением земельных участков и объектов жилищного фонда".
В силу пунктов 2.7.1, 2.7.3 нового Регламента, утвержденного Постановлением N 199-ПП, общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного информационного взаимодействия органов исполнительной власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 56 рабочих дней; в общий срок предоставления государственной услуги не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги.
Срок приостановления предоставления государственной услуги в случае обеспечения внесения сведений (изменения сведений) об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости (в случае необходимости постановки недвижимого имущества на государственный кадастровый учет) в части площади и иных параметров помещения, являющегося предметом договора, не превышает 30 рабочих дней (пункт 2.9 Регламента).
При таком положении на момент обращения Общества с настоящим заявлением в арбитражный суд, сроки предоставления услуги, установленные как ранее действовавшим Регламентом, утвержденным Постановлением N 580-ПП, так и Регламентом, утвержденным Постановлением N 199-ПП, истекли; какого-либо решения по заявлению Общества Департаментом принято не было. Кроме того, в соответствии с Регламентом, утвержденным Постановлением N 580-ПП, срок согласования с ГУП МосгорБТИ в пределах общего срока подготовки и выдачи документа не должен был превышать 30 рабочих дней; исходя из указанного срока устанавливалась возможность приостановления подготовки документа не более чем на 30 дней. При таком положении ссылка Департамента на заключенный между ним и ГУП МосгорБТИ государственный контракт, согласно которому срок изготовления технической документации составляет 89 дней, не может быть признана обоснованной, поскольку данные обстоятельства не предусмотрены не одним из регламентов в качестве основания для какого-либо продления или приостановления предоставления государственной услуги.
Довод кассационной жалобы о том, что внесение изменений в договор аренды нарушает требования статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", был предметом рассмотрения судов двух инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Иные доводы жалобы повторяют позицию Департамента по делу и по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
В соответствии с положениями статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права.
Суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 июля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2014 года по делу N А40-78738/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.