г. Москва |
|
17 марта 2013 г. |
Дело N А40-113341/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Латыповой Р.Р., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Центрнефтепродукт" - Крестьянников А.С. - дов. от 16.02.2015 N 150216007
от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве - не явился (извещен надлежаще)
от третьих лиц - 1) Департамента городского имущества города Москвы - Дубчак Р.В. - дов. от 30.12.2014 N 33-Д-871/14
2) Правительства Москвы - Дубчак Р.В. - дов. от 04.04.2014 N 4-47-294/4
3) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 10 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Центрнефтепродукт"
на постановление от 17 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Тихоновым А.П., Кораблевой М.С., Савенковым О.В.,
по делу N А40-113341/14,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве
об установлении кадастровой стоимости
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы; Правительство Москвы; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Центрнефтепродукт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Москве со следующими требованиями:
- признать несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка площадью 1865 кв.м с кадастровым номером 77:09:0005005:132, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация комплекса АЗС", местоположение которого установлено относительно ориентира по адресу: Москва, ул. Зорге, вл. 23, соор. 1, равную 100 892 602 руб. 15 коп.;
- обязать Кадастровую палату в лице филиала по Москве исключить из Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка;
- обязать Кадастровую палату в лице филиала по Москве внести изменения в ГКН, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость названного земельного участка, равную 90 870 000 руб. и определенную по состоянию на 01.01.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Суд первой инстанции решением от 30.09.2014 удовлетворил иск.
Апелляционный суд постановлением от 17.12.2014 отменил решение от 30.09.2014 и отказал в иске.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 17.12.2014 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 30.09.2014.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы просил оставить принятое по делу постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договора от 30.08.2002 N М-09-021753, заключенного с Московским земельным комитетом, является арендатором земельного участка площадью 1865 кв.м с кадастровым номером 77:09:0005005:132, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация комплекса АЗС", местоположение которого установлено относительно ориентира по адресу: Москва, ул. Зорге, вл. 23, соор. 1.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП (далее - Постановление N 751-ПП) утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, вступившие в силу с 01.01.2014.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 751-ПП, определена по состоянию на 01.01.2013.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005005:132 установлена в размере 100 892 602 руб. 15 коп.
В соответствии с отчетом от 19.05.2014 N И-140317/30 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненным по заказу истца закрытым акционерным обществом "Профессиональный центр оценки и экспертиз", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 90 870 000 руб.
Согласно положительному экспертному заключению от 21.05.2014 N 320/30-14, выполненному некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков", отчет от 19.05.2014 N И-140317/30 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что привело к необоснованному увеличению подлежащей уплате истцом арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости, и что эта стоимость должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в иске Обществу, посчитав, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка не является надлежащим доказательством по делу, а также пришел к выводу о том, что арендатор не вправе обращаться за проведением оценки арендуемого им имущества.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Общество, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости арендуемого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании Постановления N 751-ПП в 2014 году, просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 01.01.2013 с целью откорректировать свои обязательства по арендным платежам, размер которых установлен в процентном соотношении от кадастровой стоимости.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет от 19.05.2014 N И-140317/30 об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013, то есть на дату проведения последней кадастровой оценки этого участка в процессе рассмотрения спора. Соответствие данного отчета требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 21.05.2014 N 320/30-14, выполненному некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков".
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленный в материалы дела отчет от 19.05.2014, пришел к правомерному выводу о том, что данный отчет является допустимым и достоверным доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка, поскольку соответствие данного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности подтверждено надлежащим экспертным заключением.
При рассмотрении дела ни ответчик, ни другие лица, участвующие в деле, не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Общество, являющееся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки арендуемого им имущества.
Между тем, согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Согласно статье 24.18 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у Общества права аренды земельного участка, размер арендной платы за пользование которым установлен в процентном соотношении от кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Принимая во внимание изложенное, постановление апелляционного суда от 17.12.2014 следует отменить, а решение от 30.09.2014, которым требования Общества удовлетворены, оставить в силе.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2014 года по делу N А40-113341/14 отменить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2014 года по настоящему делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.