Москва |
|
17 марта 2015 г. |
Дело N А40-54930/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей: А.А. Малюшина, И.В. Чалбышевой
при участии в заседании:
от истца -
от ответчика - Смирнова А.А., дов. от 03.02.2015,
рассмотрев 12 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 19 сентября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей В.Э. Козловским,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Электротранспорт"
(ОГРН 1021602020505, г. Набережные Челны)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, г. Москва)
третьи лица: Министерство финансов Республики Татарстан, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2014 с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации взысканы убытки в размере 16 421 339,17 руб. в связи с перевозкой граждан льготных категорий в 2012 году.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014 апелляционная жалоба возвращена Минфину России в связи с отказом в восстановлении пропущенного срока на ее подачу.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал кассационную жалобу, просит отменить его в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
В связи с наличием оснований, предусмотренных статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена председательствующего судьи НВ Дегтяревой на судью ЛА Тутубалину.
Заслушав ответчика, рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает решение подлежащим отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, истец ООО "Электротранспорт" (г. Набережные Челны) является транспортным предприятием, основной целью и предметом деятельности которого является перевозка пассажиров трамваями на городских маршрутах.
Суд посчитал установленным факт недополучения истцом в 2012 году от потребителей - федеральных льготников платы за проезд в общей сумме 16 421 339,17 руб.
При этом суд указал, что размер убытков определен истцом расчетным путем с использованием следующих показателей: вид транспорта (трамвай); количество федеральных льготников, реализовавших право пользования услугами общественного транспорта (равно количеству проданных ЕМСПБ); стоимость месячного проездного билета на трамвай (не льготного); стоимость единого месячного социального проездного билета; удельный вес (доля) истца в общем объеме внутригородских пассажирских перевозок; удельный вес (доля) истца в своем виде транспорта - трамвай; сумма компенсации из областного бюджета. Данный расчет суд признал обоснованным и правильным.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными, противоречащими имеющимся в деле доказательствам и установленным обстоятельствам.
Вместе с тем, юридически значимые обстоятельства судом установлены, материалы дела содержат совокупность доказательств, позволяющих принять решение по спору, оснований для установления дополнительных обстоятельств, исследования дополнительных доказательств не имеется, в связи с чем судебная коллегия суда кассационной инстанции, отменяя решение суда, считает возможным принять новый судебный акт об отказе в иске, не направляя дело на новое рассмотрение.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Из положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Законодатель исходит из того, что предъявленные транспортным предприятием расходы в соответствии со статьями 15, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его реальным ущербом, размер которого должен быть документально подтвержден. В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещению подлежат не любые убытки, а только понесенные в связи с предоставлением льгот или преимуществ по провозной плате расходы.
Суд взыскал в пользу истца убытки исходя из расчета истца, который ничем не обоснован и не соответствует имеющейся в субъекте методике расчета компенсации расходов транспортных организаций.
Иной расчетный способ определения неполученной провозной платы применяется в случае, если в субъекте Российской Федерации отсутствовал нормативно установленный способ, позволяющий определить неполученную провозную плату.
В частности такая правовая позиция изложена в том числе в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 9621/10 и от 29.10.202 N 7573/12.
Между тем в Республике Татарстан, как сослался суд первой инстанции, приняты нормативные акты, регулирующие порядок обеспечения доступности федеральным льготным категориям граждан услуг по перевозке общественным транспортом наравне с республиканскими льготными категориями граждан.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 ответчиком по искам о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном транспорте, предусмотренных федеральными законами, а именно: с 01.01.2005 нормы федерального законодательства не предусматривают права пользования бесплатным проездом для определенных категорий граждан, (статья 16), а предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Кроме того, разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" включена статья 26.3-1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 26.3 данного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, в том числе вопросы социальной поддержки и социального обслуживания указанных категорий граждан, в числе которых и категории ряда федеральных льготников, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Однако суд ошибочно, без учета данных положений законодательства, сделал вывод о том, что компенсация расходов истца является расходным обязательством Российской Федерации.
Как установлено судом, во исполнение Федерального закона N 122-ФЗ в Республике Татарстан были приняты, как указано выше, нормативные акты, регулирующие в пределах предоставленных субъекту полномочий вопросы обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Данные вопросы регулируются в Республике Законом Республики Татарстан от 08.12.2004 N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 N 542 "Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан" и от 22.01.2005 N 22 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 N 542 "Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, субсидий отдельным категориям населения в Республике Татарстан".
Также в субъекте принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 N 161 "Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан" с последующими изменениями (далее -Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка единый месячный социальный проездной билет, единый месячный детский социальный проездной билет (далее - ЕСПБ) вводятся для категорий граждан, меры социальной поддержки которых предусмотрены Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указанного Закона Республики Татарстан от 08.12.2004 N 63-ЗРТ, постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 N 542 и от 22.01.2005 N 22.
Этим же нормативным актом (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 N 161) определена и Методика расчета размера компенсации из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету, являющаяся приложением к Порядку (введена постановлением от 13.11.2008 N 806).
В пункте 3 Порядка перечислены категории граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ. Пунктом 7 Порядка установлена стоимость реализации отдельным категориям граждан ЕСПБ.
Поскольку указанная стоимость ниже стоимости общегражданского билета, в соответствии с пунктом 10 Порядка предусмотрена компенсация из бюджета Республики Татарстан транспортным организациям расходов, понесенных в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по ЕСПБ, предоставляемая в соответствии с указанной Методикой.
Методика содержит показатели количества 50 поездок в месяц по единому социальному проездному билету при отсутствии персонифицированного учета поездок, предусматривает также долю транспортной организации в объеме выполненной транспортной работы и другие.
Как видно, показатели указанной Методики не противоречат максимальным статистическим данным, приведенным в приказе Росстата от 18.08.2011 N 365 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта и связи".
Постановлением Конституционного Суда Республики Татарстан от 26.04.2011 N 43-П правовые положения пункта 1 Методики расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету, являющейся приложением к Порядку предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 N 161 (в редакции от 30.12.2010), устанавливающие, что размер компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету определяется по формуле, в которой принимается к расчету 50 поездок в месяц, признаны соответствующими Конституции Республики Татарстан.
При
|
Материалы дела не содержат объективных доказательств фактического осуществления большего объема перевозок граждан льготных категорий по ЕСПБ, чем предусмотрено Методикой субъекта по компенсации расходов.
Судом такие обстоятельства не установлены.
Поэтому, учитывая количество поездок, предусмотренное Методикой субъекта, сведения о размере полученной истцом компенсации, отсутствие объективных доказательств количества поездок льготных категорий граждан, следует сделать вывод, что указанная Методика в спорном периоде позволила возместить из республиканского бюджета неполученную провозную плату транспортной организации.
Расчет предприятия не отражает его фактических затрат на транспортное обслуживание льготных категорий граждан, относящихся к федеральному регистру, и не позволяет получить достоверные сведения о размере образовавшихся у него расходов.
Расчет иска истца не может быть признан обоснованным и не может быть принят в качестве доказательства размера убытков в связи со следующим.
Данный расчет не соответствует положениям нормативного правового акта Кабинета Министров Республики Татарстан, которое содержит методику, позволяющую определить и возместить расходы транспортных предприятий в связи с перевозкой граждан льготных категорий исходя из 50 поездок в месяц по ЕСПБ.
Используемые истцом показатели расчета надлежащим образом не подтверждены. Даже показатель количества льготников федерального регистра, приобретших ЕСПБ, истец не подтверждает сведениями полномочного органа субъекта, а высчитывает арифметически из общего количества реализованных ЕСПБ с использованием своей доли транспортной составляющей в перевозках, что недопустимо и не только не отражает действительные объективные данные, но и приблизительно не соответствует этому.
Органы местного самоуправления не осуществляли реализацию и учет ЕСПБ Республике, а потому справка Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны является недопустимым доказательством количества реализуемых ЕСПБ.
Истцом в иске представлена обезличенная информация о выданных ЕМСПБ в целом льготным категориям населения (федеральным и республиканским), также не представлена информация, каким категориям льготников (по каким основаниям) они выданы, что позволяло бы высчитать количество федеральных льготников.
Кроме того, истец не применяет свою долю транспортной работы к количеству ЕСПБ, указанных в расчете иска при определении расходов (неполученной провозной платы). При этом доходы, полученные в спорном периоде, истец рассчитывает с применением данной доли транспортной составляющей, не учитывая, что кроме истца перевозку граждан по заявленным в иске ЕСПБ в городе осуществляли также автобусные транспортные организации. Это свидетельствует о необоснованном завышении расходов истца.
Установление единых тарифов при перевозке граждан, пользующихся льготами, в сочетании с предоставлением субвенций из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований направлены как на обеспечение рентабельности (отсутствие убытков и получение соответствующей прибыли) работы транспортных организаций, осуществляющих перевозку граждан, так и на доступность указанных услуг для граждан. Таким способом государством обеспечивается баланс интересов предпринимательской деятельности транспортных организаций и социальных интересов граждан в виде обеспечения им доступности указанных услуг.
Поскольку точные данные о количестве проданных федеральным льготникам ЕСПБ судом не установлены, истцом не подтверждены, доля транспортной работы при расчете расходов не применена, вывод суда об обоснованности расчета истца является ошибочным, так как истцом не доказан размер расходов на перевозку льготных категорий граждан, не доказано что размер выделенных ему Республикой субсидий не покрыл его расходы за спорный период, не доказано, что у Российской Федерации имеется перед истцом задолженность за спорный период по погашению выпадающих доходов.
Таким образом, правомерность, обоснованность, реальность и разумность расчета истца не подтверждены.
Совокупность указанных обстоятельств является основанием для отказа в иске.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
В силу изложенного, учитывая, что судами установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, материалы дела содержат доказательства установленных судом обстоятельств, но судом неверно применены нормы материального права, судебная коллегия суда кассационной инстанции в порядке вышеназванной нормы права отменяет решение и постановление и считает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении требования истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19 сентября 2014 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-54930/13 отменить.
В удовлетворении иска Общества с ограниченной ответственностью "Электротранспорт" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков отказать.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
А.А. Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.