Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Методические указания "Организация наблюдения и оздоровления детей групп риска в дошкольных учреждениях и в детских поликлиниках" (утв. Главным управлением лечебно-профилактической помощи детям и матерям Минздрава СССР 30 декабря 1983 г. N 11-14/27-6)

2. Организация питания

 

Соблюдать назначенную диету, дополнительно ввести в домашний рацион питания фрукты и овощи, натуральные соки. Исключить нелюбимое блюдо, не заставлять съедать целую порцию, рекомендовать дополнительное питание дома. Во время обеда можно ограничить объем порции первого блюда с тем, чтобы ребенок полностью съел второе блюдо.

3. Организация занятий

 

Во время обязательных занятий важно обеспечить правильную учебную нагрузку, предупреждая переутомление детей. Третье занятие для старших дошкольников может быть проведено во второй половине дня. В период реконвалесценции детей допускается временное освобождение их от одного из занятий, от обучения новому материалу, с последующим индивидуальным обучением.

Профилактике переутомления этих детей способствует правильное методическое проведение занятий, которое предусматривает широкое использование наглядных материалов, своевременную смену деятельности и ее рациональное чередование с отдыхом, использование разнообразных методических приемов, включение в содержание занятий игровых и двигательных элементов, проведение физкультпауз.

При организации различных видов деятельности на занятиях воспитатель должен оказывать помощь детям, испытывающим затруднения при выполнении различных заданий, облегчая их.

Для предупреждения утомления и охраны нервной системы необходимо обеспечить в детском учреждении благоприятный эмоционально-психологический климат, одним из важнейших условий которого должна быть доброжелательная форма общения взрослых с детьми и детей между собой, исключающая появление конфликтных ситуаций. Особое значение имеет частый контакт со взрослыми, возможность уединения с любимой игрушкой, книжкой и др.

4. Физическое воспитание

 

Осуществляется в соответствии с "Программой воспитания в детском саду", с соблюдением индивидуального подхода при дозировании физических нагрузок.

Гимнастика и массаж па первом году жизни назначаются по индивидуальным комплексам (с учетом развития двигательных навыков, состояния здоровья и функциональных возможностей ребенка). Индивидуальное дозирование физической нагрузки при проведении различных форм занятий физическими упражнениями и самостоятельной двигательной деятельности детей старше года осуществляется путем уменьшения числа повторений упражнений, замены более трудных упражнений более легкими (бега - ходьбой), уменьшения числа повторений игры, длительности и интенсивности физических упражнений.

Необходимо широко использовать дыхательные упражнения, учить правильному носовому дыханию (приложение 2), обязательно включать упражнения корригирующего характера для формирования правильной осанки, упражнения для профилактики плоскостопия. Рекомендовать родителям комплексы корригирующих и дыхательных упражнений для проведения их дома. Обеспечить постепенность перехода от обычной одежды детей (облегченной во время занятия) к занятиям в спортивной форме.

В теплое время года обязательно проводить утреннюю гимнастику и физкультурные занятия на свежем воздухе и при улучшении состояния здоровья детей использовать круглогодичные занятия на открытом воздухе. При возможности использовать плавание как одно из важных оздоровительных мероприятий.

На прогулке не допускать снижения двигательной активности детей, но и следить за детьми слишком подвижными, ограничивая их моторное возбуждение. Во все сезоны года обеспечить на прогулке соответствие двигательной деятельности детей их одежде, предупреждая перегревание и потливость.

5. Закаливание

ГАРАНТ:

См. также Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях, утвержденные Главным управлением лечебно-профилактической помощи детям и матерям Минздрава СССР 16 июня 1980 г. N 11-49/6-29

Необходимо постоянно обеспечивать рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Следует проводить сквозное проветривание кратковременно 5 - 7 минут в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4 - 5 градусов С, т.е. опускаться до + 14 + 16 градусов С. Проветривание проводят:

1) утром перед приходом детей;

2) перед занятиями;

3) перед возвращением детей с прогулки;

4) во время дневного сна;

5) после полдника.

Для поддержания оптимальной температуры воздуха в групповых помещениях используется постоянное одностороннее проветривание. Оно проводится в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытыми 1-2 фрамуги (с одной стороны). В туалетной и умывальной комнатах проветривание проводят только в отсутствии детей. Важно, чтобы эти помещения не охлаждались более чем на 4 - 5 градусов. При отклонении температуры воздуха помещений от комфортной следует изменить слойность одежды ребенка, уменьшив или увеличив ее.

Обеспечить достаточное пребывание детей на воздухе, дневной сон на открытом воздухе, на верандах при температуре от -15° до +30°С. В зимнее, осенне-весеннее время года при одевании детей на прогулку и в помещении следует учитывать их индивидуальные особенности, в частности, утеплять одежду "зябких" детей.

В период реконвалесценции зона теплого комфорта для часто болеющих детей "сдвигается" в сторону более высоких температур воздуха: до 3 лет +22 +24°С, от 3 до 7 лет +21 +23°С. Специальные закаливающие процедуры проводятся контрастным методом по системе "теплая вода - холодная вода - теплая вода" (приложение 3).

Хорошим средством закаливания является систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры. Приучать детей полоскать рот нужно с 2 - 3 лет при умывании. С 4 - 5 лет следует приучать полоскать горло утром после сна и вечером перед сном водой комнатной температуры.

К числу щадящих методов закаливания относится кратковременное облегчение одежды для детей 3 - 7 лет - закатывание рукавов выше локтей или смена колготок на гольфы, а гольф - на носки в течение 15 - 25 минут при температуре воздуха в помещении +21 +22°С.

II. Лечебно-оздоровительные мероприятия назначаются в зависимости от состояния здоровья ребенка, входящего в группу риска в течение всего года, двумя противорецидивными курсами осенью (октябрь-ноябрь) и весной (март-апрель) по 10 - 15 дней, в период реконвалесценции после очередного острого заболевания, в предэпидемический и эпидемический период по ОРЗ и гриппу.

К ним относятся:

1. Общеукрепляющие препараты: витамины А, С, препараты шиповника, элеутерококка.

2. Симптоматические средства по показаниям: отхаркивающие препараты, щелочные ингаляции, масляно-щелочные ингаляции, средства, улучшающие аппетит (горечи, ферменты), седативные препараты (корень валерианы, пустырник, бромистый натрий, фенобарбитал и др.), антигистаминные препараты (супрастин, тавегил, фенкарол, пипольфен, препараты кальция).

3. Дополнительное питание - добавление к возрастному рациону питания фруктов, овощей, соков, а также растительного масла и фитонцидов (лука, чеснока) во вторые блюда или к бутербродам.

4. Комплекс дыхательной гимнастики, направленный на восстановление носового дыхания (приложение 2) - ежеквартально курсами по 4 недели. Отдельные элементы дыхательной гимнастики включать во все формы занятий физическими упражнениями круглогодично.

5. Физиотерапия (лечебные коктейли из трав - приложение 4), 2 - 3 курса в течение года.

6. Физиотерапевтические процедуры, общий массаж и гимнастика (УФО, общие ванны с травой череды, ромашки, дубовой корой, морской солью, хвоей двумя курсами в год и по показаниям.

7. Санация носоглотки и кариозных зубов два раза в год и по показаниям.

8. Мероприятия для профилактики ОРЗ: продигиозан и интерферон методом интраназального распыления (приложение 4), оксолиновая мазь в предэпидемический и эпидемический периоды по гриппу и ОРЗ.

Контроль за выполнением в домашних условиях оздоровительных и лечебных мероприятий, рекомендованных участковым врачом-педиатром или врачом дошкольного учреждения, осуществляет участковая медицинская сестра, патронажная сестра детских яслей.

Организация и контроль за оздоровительной работой с детьми группы риска должны быть возложены на заведующих педиатрическими и дошкольно-школьным отделениями детских поликлиник.

Этот контроль проводится выборочно при выписке часто болеющего ребенка в дошкольное учреждение после очередного острого заболевания. Заведующие проверяют целесообразность и правильность проведенного лечения, его длительность, рекомендации педиатра по дальнейшему оздоровлению ребенка в условиях дошкольного учреждения и дома, а также объем дополнительных лабораторных обследований и консультаций врачей-специалистов.

Для обеспечения действенного контроля рекомендуется иметь единую цветную маркировку историй развития детей групп риска в дошкольном учреждении и поликлинике. Непосредственными исполнителями оздоровления детей в дошкольных учреждениях являются медицинские работники в тесном сотрудничестве с педагогическим персоналом. Воспитатели групп, педагог учреждения должны быть осведомлены о состоянии здоровья ребенка (здоров, входит в группу риска, имеет хроническое заболевание) и индивидуальных назначениях оздоровительно-щадящего режима.

В медицинском кабинете дошкольного учреждения следует вести лист назначений, который затем вклеивается в форму 112/у или 026/у ребенка группы риска.

По окончании года наблюдения и оздоровления часто болеющих детей следует оценить эффективность этой работы.

Показателями эффективности оздоровления детей этой группы риска являются:

- снижение кратности острых заболеваний до 3 и менее раз в течение года;

- положительная и соответствующая возрасту динамика ростовесовых показателей;

- стойкая нормализация показателей функционального состояния организма (гемоглобин, пульс, параметры поведения: нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб);

- отсутствие субфебрилитета после очередного острого заболевания;

- отсутствие осложненного течения острых заболеваний;

- уменьшение длительности течения острого заболевания;

- уменьшение числа дней, пропущенных по болезни одним ребенком за год.

Для всех детей группы риска рассчитывается показатель эффективности оздоровления (ПЭО).

 

           число часто болеющих детей, снятых с учета по
                         выздоровлении*
     ПЭО= ----------------------------------------------- х 100
           общее число часто болеющих детей, получивших
                          оздоровление

 

Эффективным считается оздоровление при ПЭО не менее 25%.

Начальник Главного управления

лечебно-профилактической помощи

детям и матерям

Минздрава здравоохранения СССР

И.И.Гребешева

 

 

* С учета по выздоровлении снимаются дети, которые в течение длительного времени (12 месяцев) имеют вышеназванные показатели эффективности.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Методические указания "Организация наблюдения и оздоровления детей групп риска в дошкольных учреждениях и в детских поликлиниках" (утв. Главным управлением лечебно-профилактической помощи детям и матерям Минздрава СССР 30 декабря 1983 г. N 11-14/27-6)


Текст методических указаний официально опубликован не был