г. Москва |
|
1 апреля 2015 г. |
Дело N А40-76590/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Базис" - Мирончук Я.В. доверенность от 05 декабря 2014 года,
от заинтересованного лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: Правительство Москвы - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 26 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 18 сентября 2014 года,
принятое судьей Рыбиным Д.С.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 10 декабря 2014 года,
принятое судьями Савенковым О.В., Левиной Т.Ю., Тихоновым А.П.,
по заявлению ООО "Базис"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
к ФГБУ "ФКП Росреестра",
третье лицо - Правительство Москвы
УСТАНОВИЛ:
ООО "Базис" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0005016:114, 77:09:0005016:115, расположенных по адресу: г. Москва, ул. 3-я Магистральная, вл. 18, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 386.034.000 руб. и 482.182.000 руб. соответственно; об обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0005016:114 и 77:09:0005016:115 в размере их рыночной стоимости с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 года, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:114, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 3-я Магистральная, вл. 18, равной его рыночной стоимости в размере 386.034.000 руб.; признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:115, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 3-я Магистральная, вл. 18, равной его рыночной стоимости в размере 482.182.000 руб.; обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0005016:114 и 77:09:0005016:115 в размере их рыночной стоимости с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу. В удовлетворении требований общества об установлении кадастровой стоимости по состоянию на конкретную дату - 01 января 2013 года - отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Правительство Москвы обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о том, что основание пересмотра результатов кадастровой стоимости как установление рыночной стоимости указано в законе как основание обращения в комиссию, формируемую в соответствии с Законом об оценке. Результаты рассмотрения вопроса комиссией, оспариваются в арбитражном суде. Избранный обществом способ защиты не соответствует действующим нормам Закона об оценке, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества, как и в представленном отзыве, возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
ФГБУ "ФКП Росреестр", Правительство Москвы, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм права, в связи с чем не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 751-ПП) по состоянию на 01 января 2013 года установлен удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0005016:114 (площадью 10.666 кв. м) и 77:09:0005016:115 (площадью 13.792 кв. м.), принадлежащих обществу на праве собственности (свидетельства о государственной регистрации от 30 декабря 2008 года N 44 АЖ N666310 И 77 АЖ N666302), расположенных по адресу: г. Москва, ул. 3-я Магистральная, вл. 18. в размере 60.707,56 руб. и 56.720,71 руб., в результате чего кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2013 года составила 647.506.834,96 руб. и 782.292.032,32 руб. соответственно.
Поскольку размер земельного налога находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости, общество обратилось к независимому оценщику ООО ЗАО "СтоличноеАгентствоОценки", согласно отчету которого от 27 февраля 2014 года N 1402065 рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2013 года составляет 386.034.000 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:114 и 482.182.000 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:115.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость общество обратилось в суд с требованием об установлении в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости..
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2011 года N 913/11, пришли к выводу о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами, согласно экспертному заключению НП Саморегулируемой организации оценщиков "Экспертный совет" от 27 марта 2014 года N ЭП-130314, отчет ЗАО "СтоличноеАгентствоОценки" от 27 февраля 2014 года N 1402065 об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Вопреки доводам Правительства Москвы, отчет и экспертное заключение признаны судебными инстанциями надлежащими доказательствами и правомерно использованы при определении рыночной стоимости земельных участков. Доказательств как недостоверности сведений отчета, так и недопустимости доказательств в рамках статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подателями кассационной жалобы не представлено.
Суд кассационной инстанции также поддерживает вывод о том, что истцом не допущено одновременного изменения правовых оснований заявленного иска и материальных требований по рассмотренному исковому заявлению.
Учитывая то, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебных актов по делу.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 года по делу N А40-76590/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.