город Москва |
|
01 апреля 2015 г. |
Дело N А41-45245/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского": Буйвид Ю.Я. (дов. N 50/20-6-793 от 01.04.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Роспотребнадзора по г. Москве: Белоусова К.А. (дов. от 04.12.2013 г.);
рассмотрев 31 марта 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Роспотребнадзора по г. Москве
на решение Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2014 г.,
принятое судьей Голубковым П.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2014 г.,
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-45245/2014
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского" (ОГРН 1035001624471; 140180, Московская область, г. Жуковский, ул. Жуковского, д. 1)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (ОГРН 1057746466535, 129626, г. Москва, Графский пер., д. 4/9)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 23-01386 от 15 июля 2014 г. и предписания об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 7/34 от 15 июля 2014 г.,
УСТАНОВИЛ: 01 июля 2014 г. на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - Управление Роспотребнадзора по г. Москве, административный орган, ответчик) о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя N 01-23-286 от 26 мая 2014 г., должностными лицами управления была проведена проверка в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского" (далее - ФГУП "ЦАГИ", предприятие, заявитель), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Радио, д. 17, с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно утвержденного плана на 2014 год.
В ходе проведения проверки было установлено, что в процессе деятельности предприятия образуются отходы производства и потребления (люминесцентные лампы, черные и цветные лазерные картриджи, аккумуляторы отработанные с не слитым электролитом, а также другие виды отходов). При этом предприятием не обеспечено определение классов опасности отходов производства и потребления, образующихся в процессе деятельности, по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека, установленные производителем (собственником) классы токсичных отходов не согласованы с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствующей территории - Управлении Роспотребнадзора по г. Москве, что предусмотрено пунктом 2.10 СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления" (далее - СП 2.1.7.1386-03).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 01-23-286 от 01 июля 2014 г.
На основании полученных данных 01 июля 2014 г. в отношении ФГУП "ЦАГИ" был составлен протокол об административном правонарушении.
15 июля 2014 г. Управлением Роспотребнадзора по г. Москве вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 23-01386, которым ФГУП "ЦАГИ" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
15 июля 2014 г. предприятию также выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 7/34, которым предписано обеспечить определение классов опасности отходов производства и потребления, образующихся в процессе деятельности, по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека. Установленные производителем (собственником) классы токсичных отходов согласовать с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор на соответствующей территории - Управлении Роспотребнадзора по г. Москве.
Считая указанные постановление и представление незаконными, ФГУП "ЦАГИ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве об их отмене.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2014 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Роспотребнадзора по г. Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "ЦАГИ" просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Роспотребнадзора по г. Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФГУП "ЦАГИ" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов, в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что в действиях заявителя отсутствует состав вмененного ему правонарушения, поскольку предприятием выполнены все необходимые мероприятия для исполнения обязанности, предусмотренной статьей 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
При этом судами не принята ссылка Управления Роспотребнадзора по г. Москве на неисполнение предприятием обязанности, предусмотренной Санитарными правилами 2.1.7.1386-03, поскольку порядок, определенный указанными Санитарными правилами, применяться не может, как основанный на отмененном законодательстве (пункт 1 статьи 14 Закона об отходах).
Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенными выводами судов в связи со следующим.
Из оспариваемого по настоящему делу постановления следует, что предприятию вменено невыполнение обязанности по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по г. Москве установленных производителем (собственником) классов токсичных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья устанавливаются Законом об отходах.
Согласно статье 1 указанного закона, отходы производства и потребления (далее - отходы) это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 11 Закона об отходах установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03 устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека (пункт 1.2)
Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления (пункт 1.4).
Пунктом 2.10 СП 2.1.7.1386-03 предусмотрено, что установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.
Таким образом, названным пунктом СП 2.1.7.1386-03 определена обязанность юридического лица согласовать установленный производителем (собственником) класс опасности отхода с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.
Действия, связанные с несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного названной статьей, выражается в нарушении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Обязанность по согласованию установленного производителем (собственником) класса опасности отхода с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории, ФГУП "ЦАГИ" не выполнена.
Каких-либо обстоятельств, связанных с исполнением предприятием такой обязанности, судами не установлено.
Данные действия свидетельствуют о несоблюдении обществом санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что предприятие обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в связи с чем выводы судов об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения следует признать ошибочными.
При этом установление факта выполнения предприятием всех необходимых мероприятий для исполнения обязанности, предусмотренной статьей 14 Закона об отходах, не свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку предприятию вменено нарушение статьи 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, пункта 2.10 СП 2.1.7.1386-03, а не статьи 14 Закона об отходах.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех необходимых и достаточных мер по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины предприятия во вмененном ему правонарушении.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения предприятия к административной ответственности судами не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении предприятия вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает, что у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 15 июля 2014 г. N 23-01386, которым ФГУП "ЦАГИ" привлечено к административной ответственности на основании статьи 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 руб., а также представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 7/34 от 15 июля 2014 г.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2014 г. по делу N А41-45245/2014 отменить.
В удовлетворении заявления ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского" о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Центральном административном округе от 15 июля 2014 г. N 23-01386, а также представления N 7/34 от 15 июля 2014 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения отказать.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
С.Н.Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.