г. Москва |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А40-104236/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Долгашевой В.А., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой Светланы Федоровны - Талдыкина Ю.Н., доверенность на бланке 77 АБ 2140206 от 28.01.2014 г. сроком на 3 года,
от заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы - Николаева А.А., доверенность N 33-Д-844/14 от 29.12.2014 г.,
рассмотрев 25 марта 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы (заинтересованное лицо)
на решение от 22 октября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление от 24 декабря 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Москвиной Л.А., Захаровым С.Л., Цымбаренко И.Б.,
по делу N А40-104236/2014,
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой Светланы Федоровны (ОГРНИП.311774621600423)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН.1037739510423)
об оспаривании ненормативного акта
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Никонова Светлана Федоровна (далее - заявитель, Никонова С.Ф.) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа департамента от 18.04.2014 N ДГИ-ГР-4953/14-1 во внесении изменений в распоряжение департамента от 12.03.2014 N 3122; об обязании департамента внести изменения в распоряжение от 12.03.2014 N 3122; в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу включить в схему расположения земельного участка, утвержденную распоряжением департамента от 12.03.2014 N 3122, сведения об ориентировочной площади земельного участка, составляющей 1 519 458 кв. м, и сведения о координатах характерных точек границ земельного участка; в пункте 2 распоряжения департамента от 12.03.2014 N 3122 вместо разрешенного использования земельного участка, предусмотренного пунктом 1.2.9 Приложения к Приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, установить разрешенное использование земельного участка, предусмотренное пунктом 1.2.15 Приложения к Приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39; включить в текст распоряжения департамента от 12.03.2014 N 3122 информацию о цели утверждения утверждаемой распоряжением департамента от 12.03.2014 N 3122 схемы расположения земельного участка - "для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства"; включить в текст распоряжения департамента от 12.03.2014 N 3122 информацию о необходимости выдать утвержденную схему расположения земельного участка Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) и информацию о цели выдачи крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф. Никонова утвержденной схемы расположения земельного участка - "для обеспечения за счет крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, и обращения крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; выдать Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) распоряжение департамента от 12.03.2014 N 3122 с внесенными в него вышеуказанными изменениями.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2014 года, оставленными без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2014 года, требования заявителя удовлетворены.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали, что отказ Департамента городского имущества города Москвы от 18.04.2014 г. N ДГИ-ГР-4953/14-1 внести необходимые изменения в распоряжение департамента от 12.03.2014 N 3122 не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, департамент обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить ввиду существенного нарушения норм права.
В обоснование своей кассационной жалобы заинтересованное лицо указывает, что координаты земельного участка не могут быть внесены в схему расположения земельного участка, границы земельного участка подлежат установлению после утверждения схемы расположения, нормативными актами города Москвы не предусмотрен такой вид разрешенного использования как "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования", из решения суда не усматривается обязанности по внесению в распоряжения всего испрашиваемого объема информации.
Заявитель представила отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором возражала против доводов кассационной жалобы.
В судебном заседании кассационной инстанции представители заинтересованного лица доводы своей жалобы поддержали, просили отменить принятые по делу судебные акты и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и в возражениях на кассационную жалобу, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с судебными актами по делу N А41-29497/12 на департамент возложена обязанность принять решение и утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Вороново, согласно приложенному к заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф. Никонова от 12 марта 2012 года N 11исх проекту семы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030322 ориентировочной площадью 1 519 458 кв. м для предусмотренной ст. 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка, крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф. Никонова в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, и выдать крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф. Никонова утвержденную схему расположения земельного участка для обеспечения за счет крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф. Никонова выполнения в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке и обращения крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф. Никонова с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Во исполнения указанного решения департаментом издано распоряжение от 12.03.2014 N 3122.
Поскольку указанное распоряжение не содержали по мнению заявителя всех сведений, обязательных к отражению в них в соответствии судебными актами по делу N А41-29497/12, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Никонова С.Ф. обратилась в департамент с заявлением о внесении изменений в изданные распоряжения.
Не согласившись с отказом департамента от 18.04.2014 N ДГИ-ГР-4953/14-1 во внесении изменений в распоряжение департамента от 12.03.2014 N 3122, Никонова С.Ф. обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанции, верно распределив бремя доказывания соответствия ненормативного акта закону, пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Из текстов судебных актов по делу N А41-29497/12 усматривается перечень сведений, подлежащих включению в текст распоряжений департамента в ходе исполнения судебного акта.
Возражая против наличия обязанности по включению в текст распоряжений сведений о площадях и местонахождении земельных участков, департамент ссылается на положения части 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ. Аналогичный довод заявлен заинтересованным лицом и в кассационной жалобе.
Проверив указанный довод, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что департамент ошибочно полагает недопустимым внесение в схему расположения земельного участка координат такого земельного участка в связи с неверным толкованием норм права.
При этом правомерным являются выводы судов первой и апелляционной инстанции, что у департамента отсутствовали правовые основания для отказа включить в распоряжениями схемы расположения земельных участков сведений о характерных точках границ земельных участков, необходимых для государственного кадастрового учета земельных участков в соответствии со статьей 7 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Доводы департамента о том, что наличие уже установленных координат земельного участка в распоряжении означает отсутствие необходимости утверждать такое распоряжение, не принимаются судом кассационной инстанции как нормативно не обоснованные и противоречащие положениям действующего земельного законодательства.
Департаментом также не опровергнуто наличие обязанности по указанию таких сведений на основании вступившего в законную силу судебного акта, правомерность которого не может являться предметом рассмотрения по настоящему делу.
Вопреки доводам кассационной жалобы, наличие вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования" на территории города Москвы не исключено, с учетом того обстоятельства, что постановление Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП издано до изменения территории города Москвы и не учитывает наличия таких территориальных изменений.
Заинтересованное лицо в обоснование своей жалобы также указывает на наличие нормативного акта (Закон города Москвы от 21.03.2007 N 8), утверждающего перечень земельных участков с различными видами разрешенного использования, не включенными в текст постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП. Указанное обстоятельство не опровергает выводов судов первой и апелляционной инстанции о возможности расположения на территории города Москвы земельных участков с видами разрешенного использования, не поименованными в постановлении Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 01.11.2013 N ОГ-Д23-15307 использование для растениеводства и овощеводства земельных участков с видом разрешенного использования, предусмотренным пунктом 1.2.9 Приложения к приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, невозможно.
При этом, использование для растениеводства и овощеводства земельных участков с видом разрешенного использования, предусмотренным пунктом 1.2.15 Приложения к приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, возможно в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 01.11.2013 N ОГ-Д23-15307.
Таким образом, определенный в распоряжениях вид разрешенного использования семи земельных участков в соответствии с пунктом 1.2.9 Приложения к приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39 не соответствует решению Арбитражного суда Московской области от 16.03.2012 по делу N А41-45367/11, поскольку не позволяет использовать земельные участки для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии у департамента законных оснований для отказа во внесении изменений в распоряжение от 12.03.2014 N 3122.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы арбитражных судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, где им дана надлежащая оценка. Иная оценка установленных судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2014 года по делу N А40-104236/2014 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.М.Кузнецов |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверив указанный довод, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что департамент ошибочно полагает недопустимым внесение в схему расположения земельного участка координат такого земельного участка в связи с неверным толкованием норм права.
При этом правомерным являются выводы судов первой и апелляционной инстанции, что у департамента отсутствовали правовые основания для отказа включить в распоряжениями схемы расположения земельных участков сведений о характерных точках границ земельных участков, необходимых для государственного кадастрового учета земельных участков в соответствии со статьей 7 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
...
Вопреки доводам кассационной жалобы, наличие вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования" на территории города Москвы не исключено, с учетом того обстоятельства, что постановление Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП издано до изменения территории города Москвы и не учитывает наличия таких территориальных изменений.
Заинтересованное лицо в обоснование своей жалобы также указывает на наличие нормативного акта (Закон города Москвы от 21.03.2007 N 8), утверждающего перечень земельных участков с различными видами разрешенного использования, не включенными в текст постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП. Указанное обстоятельство не опровергает выводов судов первой и апелляционной инстанции о возможности расположения на территории города Москвы земельных участков с видами разрешенного использования, не поименованными в постановлении Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 марта 2015 г. N Ф05-2670/15 по делу N А40-104236/2014