г. Москва |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А40-104236/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
помощником судьи Аверьяновым И.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22 октября 2014 года по делу N А40-104236/2014 (149-880)
по заявлению Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423)
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Арутюнян С.Л. по дов. от 10.06.2013 г. серии 77АБ N 0206042; |
от ответчика: |
Николаев А.А.по дов. от 25.12.2013 г. N 33-Д-918/13, удост. N 074-14; |
УСТАНОВИЛ:
Решением от 22.10.2014, принятым по данному делу, Арбитражный суд г.Москвы, признал незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы от 18.04.2014 г. N ДГИ-ГР-4953/14-1 внести необходимые изменения в распоряжение Департамент городского имущества города Москвы от 12.03.2014 г. N 3122.; обязал Департамент городского имущества города Москвы в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу включить в схему расположения земельного участка, утвержденную распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 12.03.2014 N 3122, сведения об ориентировочной площади земельного участка, составляющей 1 519 458 кв.м, и сведения о координатах характерных точек границ земельного участка; в пункте 2 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 12.03.2014 N 3122 вместо разрешенного использования земельного участка, предусмотренного пунктом 1.2.9 Приложения к приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, установить разрешенное использование земельного участка, предусмотренное пунктом 1.2.15 Приложения к приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39; включить в текст распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 12.03.2014 N 3122 информацию о цели утверждения утверждаемой распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 12.03.2014 N 3122 схемы расположения земельного участка - "для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства"; включить в текст распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 12.03.2014 N 3122 информацию о необходимости выдать утвержденную схему расположения земельного участка Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) и информацию о цели выдачи крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова утвержденной схемы расположения земельного участка - "для обеспечения за счет крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, и обращения крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; выдать Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 12.03.2014 N 3122 с внесенными в него вышеуказанными изменениями; взыскал с Департамента городского имущества города Москвы в пользу Никоновой Светланы Федоровны расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. (двести рублей).
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что отказ Департамента городского имущества города Москвы от 18.04.2014 г. N ДГИ-ГР-4953/14-1 внести необходимые изменения в распоряжение Департамент городского имущества города Москвы от 12.03.2014 г. N 3122 не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым решением, Департамент городского имущества города Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу прямого указания ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта (действия или бездействия) закону возложена на принявший его орган; согласно положениям ст.65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.
Срок, предусмотренный в ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 г. по делу N А41-29497/12 (с учетом определения Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 г. по делу N А41-29497/12 об исправлении опечаток и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.07.2013 г. по делу N А41-29497/12 о замене Департамента земельных ресурсов города Москвы на Департамент городского имущества города Москвы) на Департамент городского имущества города Москвы возложена обязанность в месячный срок принять решение и утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Вороновское, согласно приложенному к заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова от 12 марта 2012 года N 11исх. проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030322 ориентировочной площадью 1519458 кв.м. для предусмотренной ст.12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, и выдать крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова утвержденную схему расположения земельного участка для обеспечения за счет крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова выполнения в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке и обращения крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 12.03.2014 г. N 3122, которым утверждена схема расположения земельного участка (далее - Распоряжение).
Как указывается в преамбуле Распоряжения, оно издано во исполнение Постановления.
Вместе с тем, Постановлением определена площадь земельного участка, схема расположения которого должна была быть утверждена Департаментом.
Кроме того, в тексте Постановления указывается на необходимость утверждения схемы расположения земельного участка согласно проекту схемы расположения земельного участка, поданного мною в Администрацию Подольского муниципального района 12.03.2012 г.
В силу ч. 3 ст.12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" схемы расположения земельных участков утверждаются и выдаются крестьянским (фермерским) хозяйствам для использования этих схем в целях осуществления государственного кадастрового учета соответствующих земельных участков.
Схема расположения земельного участка, которая утверждается в порядке, предусмотренном ч.3 ст.12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", должна содержать все необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, которыми обладает орган, осуществляющий распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определен перечень сведений необходимых для государственного кадастрового учета земельного участка.
В частности, необходимы сведения: о местоположении земельного участка, определяемом координатами характерных точек границ земельного участка, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления его на части (ч.7 ст.38 Федерального Закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"); о площади земельного участка.
Сведения о площади и координатах характерных точек границ земельного участка имелись в проекте схемы расположения земельного участка, поданном мною в Администрацию Подольского муниципального района 12.03.2012 г., согласно которому Постановление предписывало утвердить предусмотренную Постановлением схему расположения земельного участка.
Без согласования Департаментом указанных сведений государственный кадастровый учет земельных участков невозможен, поскольку Департамент в настоящее время распоряжается земельными участками на территории сельского поселения Вороновское, государственная собственность на которые не разграничена.
Между тем, в Распоряжении сведения о площади и местоположении земельного участка (координатах характерных точек границ земельного участка) отсутствуют.
Действующее законодательство не содержит запрета для включения в распоряжения Департамента об утверждении схем расположения земельных участков сведений о площадях и местоположении земельных участков, определяемом координатами характерных точек границ земельных участков.
Включение в Распоряжение сведений о площади и местоположении земельного участка, определяемом координатами характерных точек границ земельного участка, позволит обеспечить включение в Распоряжение всех сведений о земельном участке, необходимых для государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии со ст.7 Федерального Закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Постановлением предусмотрена цель дальнейшего использования указанного в Постановлении земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Постановлением был признан незаконным отказ Администрации Подольского муниципального района Московской области предоставить указанный в Постановлении земельный участок для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства по растениеводству и овощеводству.
В п.2 Распоряжения указан вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с п.1.2.9 Приложения к приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 г. N 39, предусматривающим разрешенное использование для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Согласно письму Минэкономразвития России от 01.11.2013 г. N ОГ-Д23-15307 использование для растениеводства и овощеводства земельных участков с видом разрешенного использования, предусмотренным п.1.2.9 Приложения к приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 г. N 39, невозможно.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 01.11.2013 г. N ОГ-Д23-15307 использование для растениеводства и овощеводства земельных участков с видом разрешенного использования, предусмотренным п.1.2.15 Приложения к приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 г. N 39, возможно.
Действующее законодательство не содержит запрета для включения в распоряжения Департамента об утверждении схем расположения земельных участков видов разрешенного использования, предусмотренных п.1.2.15 Приложения к приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 г. N 39.
Внесение изменения в п.2 Распоряжения и указание в нем вместо вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренного п.1.2.9 Приложения к приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 г. N 39, вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренного п.1.2.15 Приложения к приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 г. N 39, устранит нарушенные права заявителя.
В Постановлении указывается, что целью утверждения предусмотренной в Постановлении схемы расположения земельного участка является обеспечение предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления указанного в Постановлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Распоряжение не содержит цели, с которой Департаментом была утверждена указанная в Распоряжении схема расположения земельного участка.
Действующее законодательство не содержит запрета для включения в распоряжения Департамента об утверждении схем расположения земельных участков информации о цели утверждения соответствующих схем расположения земельных участков.
В Постановлении указывается, что целью выдачи Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) предусмотренной в Постановлении схемы расположения земельного участка является обеспечение за счет крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) выполнения в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращения крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Между тем, Распоряжение не содержат информации о том, что утвержденная Распоряжением схема расположения земельного участка подлежит выдаче Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423), а также не содержит информации о цели, с которой утвержденная Распоряжением схема расположения земельного участка должна быть выдана Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423).
Действующее законодательство не содержит запрета для включения в распоряжения Департамента об утверждении схем расположения земельных участков информации о том, что утвержденные схемы расположения земельных участков подлежат выдаче конкретному лицу, и информации о цели, с которой утвержденные схемы расположения земельных участков должны быть выданы такому лицу.
Письмом от 24.03.2014 г. N А41-29497/12-(2) заявитель обратилась в Департамент о правильном и полном исполнении Постановления и попросила внести в Распоряжение следующие изменения: включить в схему расположения земельного участка, утвержденную распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 12.03.2014 г. N 3122, сведения об ориентировочной площади земельного участка, составляющей 1519458 кв.м, и сведения о координатах характерных точек границ земельного участка; в п.2 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 12.03.2014 г. N 3122 вместо разрешенного использования земельного участка, предусмотренного п.1.2.9 Приложения к приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 г. N 39, установить разрешенное использование земельного участка, предусмотренное п.1.2.15 Приложения к приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 г. N 39; включить в текст распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 12.03.2014 г. N 3122 информацию о цели утверждения утверждаемой распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 12.03.2014 г. N 3122 схемы расположения земельного участка - "для обеспечения предусмотренной ст.12 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства"; включить в текст распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 12.03.2014 г. N 3122 информацию о необходимости выдать утвержденную схему расположения земельного участка Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) и информацию о цели выдачи крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова утвержденной схемы расположения земельного участка - "для обеспечения за счет крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, и обращения крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Письмом от 18.04.2014 г. N ДГИ-ГР-4953/14-1 Департамент отказал в удовлетворении заявления о внесении перечисленных в письме изменений в распоряжение Департамента от 12.03.2014 N 3122.
Отказ Департамента от 18.04.2014 г. N ДГИ-ГР-4953/14-1 мотивирован тем, что Распоряжение должно было издаваться Департаментом в соответствии с примерной формой проекта распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, утвержденной приложением N 17 к приказу Департамента земельных ресурсов города Москвы от 09.06.2012 г. N 115.
В соответствии с отказом Департамента от 18.04.2014 г. N ДГИ-ГР-4953/14-1 указанная форма не позволяет Департаменту включить в Распоряжение сведения об ориентировочной площади земельного участка, сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, установить вид разрешенного использования земельного участка, предусмотренный п.1.2.15 Приложения к приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 г. N 39.
Примерная форма проекта распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, утвержденная приложением N 17 к приказу Департамента земельных ресурсов города Москвы от 09.06.2012 г. N 115: является лишь примерной формой распоряжения, которое может издаваться Департаментом земельных ресурсов города Москвы при утверждении схемы расположения земельного участка, и не означает невозможность включения и в текст распоряжения, и непосредственно в утверждаемую распоряжением схему расположения земельного участка сведений об ориентировочной площади земельного участка и сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; была утверждена для регламентации деятельности Департамента земельных ресурсов города Москвы, а не Департамента городского имущества города Москвы; согласно преамбуле подлежит применению в случае утверждения схем расположения земельных участков в порядке, предусмотренном ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении земельных участков собственникам зданий, строений и сооружений, а не в случае утверждения схем расположения земельных участков в порядке, предусмотренном ст.12 Федерального закона от 11.06.2003. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; предусматривает, что разрешенное использование земельного участка должно быть установлено в соответствии с приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 г. N 39 и, таким образом, никак не запрещает установить разрешенное использование земельного участка, предусмотренное п.1.2.15 Приложения к приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 г. N 39; никак не регламентирует содержание непосредственно схемы расположения земельного участка и, таким образом, не запрещает включить в схему расположения земельного участка сведения об ориентировочной площади земельного участка и сведения о координатах характерных точек границ земельного участка.
Согласно ч.1 ст.16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Постановление должно быть исполнено Департаментом вне зависимости от содержания внутренних документов Департамента земельных ресурсов города Москвы.
Определением от 15.04.2014 по делу N А41-29497/12 Арбитражный суд Московской области пришел к выводу, что Распоряжение не соответствует Постановлению и наложил на Департамент судебный штраф в размере 25000 рублей. Указанное определение оставлено без изменений постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 г.
В силу части первой статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 данной нормы Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 " О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупность указанных обстоятельств установлена.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ Департамента городского имущества города Москвы от 18.04.2014 г. N ДГИ-ГР-4953/14-1 внести необходимые изменения в распоряжение Департамент городского имущества города Москвы от 12.03.2014 г. N 3122 не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22 октября 2014 года по делу N А40-104236/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-104236/2014
Истец: Никонова С. Ф., Никонова Светлана Федоровна
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы