г. Москва |
|
09 апреля 2015 г. |
Дело N А40-97148/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.
при участии:
от заинтересованного лица Зайцевой А.О., дов. от 20.10.2014 N ИА/42305/14, Нестеровой А.С., дов. от 31.03.2015 N ИА/15331/15
рассмотрев 07 апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Кабинета Министров Чувашской Республики - заявителя
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 18 сентября 2014 года,
принятое судьей Головачевой Ю.Л.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 12 января 2015 года,
принятое судьями Поповым В.И., Лепихиным Д.Е., Поташовой Ж.В.
по делу N А40-97148/14
по заявлению Кабинета Министров Чувашской Республики о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы в части
третьи лица Администрация г. Чебоксары, Администрация Калининского района г. Чебоксары, Администрация Ленинского района г. Чебоксары, Администрация Московского района г. Чебоксары, ООО УК "Деон", ОАО "РКЦ", ОАО "ЧГЭС"
УСТАНОВИЛ:
Кабинет Министров Чувашской Республики (далее - Кабинет Министров, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным пункта 1 решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 21.03.2014 по делу N 1-15-178/00-07-13.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены Администрация г. Чебоксары, Администрация Калининского района г. Чебоксары, Администрация Ленинского района г. Чебоксары, Администрация Московского района г. Чебоксары, ООО УК "Деон", ОАО "РКЦ", ОАО "ЧГЭС".
Решением названного арбитражного суда от 18.09.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, Кабинет Министров подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослался на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на жалобу ФАС России указала на соответствие выводов судов законодательству и представленным доказательствам.
До начала судебного разбирательства по жалобе от Кабинета Министров поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей. Данное ходатайство обсуждено и признано подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представители антимонопольного органа возражали против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными о рассмотрении жалобы, поскольку информация и ее принятии к производству суда кассационной инстанции размещена 13.03.2015 на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установили суды двух инстанций, решением ФАС России от 21.03.2014 по делу N 1-15-178/00-07-13 Кабинет Министров Чувашской Республики признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В качестве нарушения признан факт включения в Перечень поручений пункта 3.1, в соответствии с которым Администрации г. Чебоксары и ОАО "РКЦ" рекомендовано в срок до 01.04.2013 обеспечить перевод не менее 95% лицевых счетов потребителей коммунальных услуг управляющих компаний (товариществ собственников жилья) г. Чебоксары на обслуживание в ОАО "РКЦ", а в срок до 01.07.2013 - завершить реализацию проекта по консолидации платежей управляющих компаний (товариществ собственников жилья). Данные действия Кабинета Министров могли привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по сбору, учету и перечислению платежей г. Чебоксары.
Кабинет Министров оспорил указанное решение в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций не усмотрели оснований для признания незаконным оспариваемого решения антимонопольного органа.
Как установили суды, до принятия Администрацией г. Чебоксары постановления от 31.10.2012 N 477 "Об организации работы открытого акционерного общества "Расчетно-кассовый центр" услуги по сбору, учету и перечислению платежей на основании соответствующих договоров двадцати двум из семидесяти шести управляющим организациям оказывало ОАО "ЧГЭС". ОАО "РКЦ" на этот момент не сотрудничало с управляющими организациями.
К 01.03.2013 семь управляющих организаций прекратили сотрудничество с ОАО "ЧГЭС", заключив договоры об оказании услуг по сбору, учету и перечислению платежей с ОАО "РКЦ". Из них пять управляющих организаций прекратили договорные отношения с ОАО "ЧГЭС" посредством заключения с ним и ОАО "РКЦ" трехсторонних соглашений о замене стороны в обязательстве. До расторжения с ОАО "ЧГЭС" договорных отношений четыре управляющие организации пользовались услугами этого хозяйствующего субъекта около двух лет, а еще одна управляющая организация - более четырех лет.
По состоянию на 01.01.2014 договоры об оказании услуг по сбору, учету и перечислению платежей с ОАО "ЧГЭС" заключены у семи управляющих организаций, а с ОАО "РКЦ" - у четырнадцати. Из числа управляющих организаций, ответивших на соответствующий вопрос ФАС России в рамках проведенного им опроса, 65,6% указали на невыгодность сотрудничества с ОАО "РКЦ".
Указанные обстоятельства расценены судами в качестве свидетельства оттока клиентов от ОАО "ЧГЭС" в пользу ОАО "РКЦ", а также перераспределения в пользу ОАО "РКЦ" тех управляющих организаций, которые ранее самостоятельно осуществляли деятельность по сбору, учету и перечислению платежей.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суды правильно признали, что действия Кабинета Министров по включению пункта 3.1 в Перечень поручений привели к фактическому вмешательству в существовавшие рыночные условия обращения указанных услуг и создали необоснованное конкурентное преимущество ОАО "РКЦ" перед его конкурентом - ОАО "ЧГЭС", выражающееся в получении ОАО "РКЦ" возможности расширить перечень клиентов и, учитывая возможность оказываемых им услуг, увеличить получаемый доход.
Суды обсудили и отклонили как неосновательный довод Кабинета Министров о том, что рекомендации по переводу 95% лицевых счетов потребителей коммунальных услуг в ОАО "РКЦ" были даны в связи с тем, что для ОАО "ЧГЭС" оказание услуг по сбору, учету и перечислению платежей не является основным видом деятельности. При этом суды отметили, что ОАО "ЧГЭС" является равноправным участником соответствующего рынка услуг вне зависимости от осуществления деятельности по оказанию услуг по сбору, учету и перечислению платежей в качестве дополнительной.
Признаны несостоятельными ссылки заявителя на заседание президиума Государственного совета, состоявшегося 04.10.2011 в г. Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа, поскольку на указанном заседании не принималось решений о создании единых расчетных центров.
Суды критично отнеслись к представленному Кабинетом Министров анализу расчетов между управляющими и ресурсоснабжающими организациями г. Чебоксары за период с сентября по ноябрь 2012 года и отметили необъективность представленных данных и недопустимость их учета в качестве надлежащего обоснования совершения действий по включению пункта 3.1 в Перечень поручений.
При изложенных обстоятельствах суды обоснованно признали правомерным вывод антимонопольного органа о нарушении заявителем части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов двух инстанций и отклонены как неосновательные. Полномочий по переоценке установленных обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется.
С учетом изложенного основания для отмены обжалованных судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2015 года по делу N А40-97148/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Кабинета Министров Чувашской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.